Марсианин


Colonel Cassad, 6 окт. 2015   –   colonelcassad.livejournal.com


Посмотрел новый научно-фантастический фильм “Марсианин” снятый по одноименной книге.

Саму книгу не читал, хотя в книжных магазинах она часто встречается на полках с рекомендованными товарами и зазывательными слоганами “10 из 10”, “Неповторимо!” и тому подобными маркетинговыми решениями.

Фабула весьма простая - марсианская экспедиция из-за бури срочно сваливает с Марса и забывает одного товарища, посчитав что он погиб. Персонаж тем не менее остается жив и в стиле Робинзона Крузо начинает выживать на Марсе в ожидании отдаленной возможности свалить с планеты.  Собственно большая часть фильма и посвящена вопросам выживания на необитаемой планете с отсутствием атмосферы пригодной для дыхания.

В конечном итоге, через длительное время улетающий от Марса корабль разворачивают назад, снова прилетает к Марсу и спасает марсианского Робинзона. Happy End.

Что хотелось бы отметить.

1. Фильм снятый Ридли Скоттом безусловно пропагандистский. Он пропагандирует текущее лидерство США в деле исследования Солнечной системы (что на данный момент конечно объективный факт), профессионализм сотрудников НАСА (что уже не столь очевидно), приоритет научного подхода (постулируется мысль, что из таких передряг может спасти только наука) и неизбжность освоения далеких миров (что хорошо). При этом нельзя сказать, что эта пропаганда слишком уж раздражает.

2. Россия в этом будущем как космическая держава полностью отсутствует. Может что проглядел, но даже немец в космосе есть (нужен для того, чтобы сделать бомбу), не говоря уже о помогающих американцам китайцах (их показывают примерно как русских в “Космической Одиссее 2010 года”). Впрочем в условиях текущего конфликта США и РФ такое пренебрежение не удивляет, особенно с учетом того, что фильм пропагандистский (не знаю как в книге, но в фильме это выглядит именно так).

3. Во время просмотра посетила легкое чувство дежавю - только недавно Деймон и Честейн играли в “Интерстеллар” и вот они уже в “Марсианине”, причем герой Деймона снова застрял на далекой планете. По этому поводу уже ходит шуточная картинка, что США потратили просто огромную кучу денег на спасение героев Деймона в “Спасти рядового Райана”, “Интерстеллар” и “Марсианине”. Что называется “чувак занял нишу”.

И на Марсе будут яблоки картофельные клубни цвести.

4. Неплохие попытки заигрывать с научным подходом в первой половине фильма ближе к концу начинают разваливаться и конечным хэппи-энд выглядит совсем уж цепью каких-то невероятных случайностей выдаваемых за науку, впрочем подобным грешили и “Гравитация” и “Интерстеллар”, так что научности в полном смысле этого слова можно не ожидать. Под конец на попытки создать подобие реализма совсем забили в угоду драматизму. Тем не менее, в первой половине фильма он походит на хорошее производственное кино и показывает ценность научных знаний в разных областях. Вот бы весь фильм так, но получилось так как получилось.

5. Снят фильм добротно, но как-то стерильно. Несмотря на трагизм ситуации, героям почему то сопереживать не хочется. Никакой их эволюции по ходу действа не происходит - главный герой так и вовсе практически не изменился, хотя казалось бы год на Марсе в условиях одиночества и суровой среды должен был бы сильно повлиять на него. Но нет, главный герой с шутками-прибаутками пышит оптимизмом отсылая даже не к оптимистической фантастике времен покорения околоземного пространства, а к более древним образчикам 30х годов в духе Гамильтона, когда образ космического первопроходца был совсем уж романтичным. В этом плане простота сюжета дополняется простотой персонажей, в которых нет внутренней сложности. Экипаж “Гермеса” получился малозапоминающимся, интриги в действиях сотрудников НАСА так же особой нет, есть лишь жалкие потуги изобразить конфликт вокруг темы “цена жизни одного человека vs. жизнь всего экипажа + огромные деньги на спасение”. Режиссер постулирует надо и все тут, в том же “Спасти рядового Райана” этот вопрос хотя бы пытались драматически обыгрывать. И даже Шону Бину там просто нет возможности умереть, остается лишь обыгрывать тему известного мема с его участием.

6. С аудиовизуальной точки зрения все симпатично, но не более того. Неплохие кадры околомарсианского пространства и марсианских пустошей дополняются занятно подобранным аудиорядом в стиле диско 70-х. Поездка по Марсу под трек ABBA довольно забавна. Каких-то небывалых графических красот можно не ждать, это конечно не “Гравитация” и “Интерстеллар”, да и большая часть фильма проходит внутри замкнутых помещений - марсианских модулей, отсеков “Гермеса” и кабинетах  НАСА. Так что особых прорывов тут конечно нет.

В целом, стерильное пропагандистское кино с оптимистично-романтическим взглядом на космическое будущее человечества, где чтобы не случилось, можно посадить картошку в собственном дерьме и улететь в космос закрыв дыру в корпусе клеенкой

после чего все будут радоваться и махать флажками. Такая себе американская романтика покорения далеких планет. На фоне более мрачной фантастики которую сейчас снимают, фильм выглядит приветом из прошлого.

Для одноразового просмотра сойдет, в кинотеатр по желанию.

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии