Русский аналог Томагавка


Континенталист, 12 окт. 2015   –   cont.ws


Многие считают, что создание в нашей стране дозвуковой низковысотной стратегической крылатой ракеты стало ответом на создание в США крылатой ракеты Томагавк. Однако на самом деле разработку такой ракеты в инициативном порядке начали в Свердловском машиностроительном конструкторском бюро «Новатор» ещё в 1969 году, тогда как работы над Томагавком начались в США в 1971.

Дело в том, что конце 60-х годов в нашей стране провели научное исследование под кодовым названием «Эхо», в результате которого была установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении.

Постановление же о создании такой ракеты появилось 9 декабря 1976 года.

Ракета была разработана в трёх вариантах – морском, воздушном и сухопутном.

Конструктивно ракета, имевшая обозначение КС-122, представляла собой моноплан классической схемы, с убираемыми в фюзеляж консолями прямого крыла. Консоли складываются каждая в свою нишу в топливном баке ракеты в направлении, противоположном направлению полёта. Диаметр ракеты во всех модификациях составляет 514 мм. Длина же может варьироваться от 6,6 до 8,09 метра. Размах крыла равен 3,1 м.

В качестве маршевой силовой установки используется двухконтурный турбореактивный двигатель Р-95-300. Двигатель развивает 400-килограммовую тягу. Р-95-300 имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты. Помимо обычных сортов топлива (авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других) для Р-95-300 было разработано специальное синтетическое боевое топливо Т-10 – децилин. Т-10 – высококалорийное и токсичное соединение, именно с этим топливом достигались максимальные характеристики ракеты. Особенностью Т-10 является его высокая текучесть, требующая особо тщательной герметизации и уплотнения всей топливной системы ракеты.

С-10 Гранат

Морской вариант С-10 Гранат был принят на вооружение 31 декабря 1983 года, то есть, практически одновременно с принятием на вооружение американского Томагавка. «Гранат» предназначен для стрельбы через торпедные аппараты подводных лодок. Перед выстрелом из торпедного аппарата подводной лодки в ракету вводятся, с помощью специального разъёма, полётные данные с точными координатами цели и данными рельефа местности на прилегающей территории по маршруту движения крылатой ракеты, которые получают со спутников.

Перед пуском контейнер с ракетой, находящийся внутри торпедного аппарата, заполняется водой, а внутри ракеты КС-122 создаётся уравнивающее давление для исключения деформации корпуса ракеты. Команда на «Пуск» подаётся офицером управляющим стрельбой, когда он убедится, что введены все необходимые исходные данные.

После выхода контейнера с ракетой из торпедного аппарата, на безопасном расстоянии, запускается стартовый твердотопливный ракетный двигатель, а после выхода контейнера из воды происходит отстрел стартовой ступени и головной крышки контейнера. Затем крылатая ракета покидает контейнер, автоматически раскрываются крылья и хвостовое оперение и она выводится на активный участок полёта с помощью маршевого двигателя. Спустя минуту крылатая ракета переходит на заданную траекторию полёта под управлением инерциальной системы и летит на высоте 15-200 метров со скоростью 864 км/ч.

Кроме инерциальной системы, крылатая ракета имеет аппаратуру, которая позволяет время от времени сравнивать заложенные в памяти бортовой ЭВМ данные о профиле рельефа местности на расчётном маршруте с фактическими измерениями радиовысотомера ракеты в полёте. Береговая цель уничтожается подрывом боевой части. Дальность полёта ракеты составляет 2500 км.

Х-55

Авиационный вариант Х-55 был принят на вооружение в тот же день, что и морской. В отличие от морского и сухопутного варианта, её двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне, и в нерабочем положении он также находится внутри ракеты. Ту-95МС может нести до шести ракет Х-55, расположенных на пусковой барабанной установке катапультного типа в грузовом отсеке самолета, а Ту-160 может нести 24 такие ракеты.

Cуществовала также модификация Х-55СМ. За счёт установки накладных конформных баков объёмом 220 литров дальность полёта ракеты этой модификации достигала 3500 км. Однако при этом число ракет, базируемых на Ту-160, сокращалось вдвое. модификация Ракета Х-55 несла термоядерный заряд мощностью 200 кт. Современный же вариант Х-555 снаряжается 350 килограммами обычного ВВ – смеси тротилла и гексокена.

Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композитных материалов, что не только снижало массу конструкции, но и снижало ЭПР ракеты. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

РК-55 Рельеф

Существовал также и наземный вариант, имевший обозначение РК-55 Рельеф. Рельеф запускался из наземной пусковой установки, созданной на шасси МАЗ-543М Каждая пусковая установка имела по шесть ракет. Ракета была оснащена инерциальной системой наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Максимальная дальность стрельбы составляла 2900 км.

По Договору РСМД Советский Союз в 1989 году уничтожил все существующие 6 пусковых установок и 840 крылатых ракеты РК-55 Рельеф, размещенных в Латвии.

Источник

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии