Древний демон или инопланетянка


Континенталист, 7 нояб. 2015   –   cont.ws


Для начала дадим определение, что же такое артефакт. Артефакт в обычном понимании — это любой искусственно созданный объект или продукт человеческой деятельности.

artefactum от arteискусственно + factusсделанный

• Артефакт в культуре — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

• Артефакт в археологии — объект, подвергавшийся воздействию человека и обнаруженный в результате раскопок или единичного, иногда случайного события. Артефактом в археологии служит рукотворный предмет, изучаемый археологией

• Артефакт в обработке и воспроизведении сигналов (оптика, связь, аудиозапись, фотография, видеозапись) — воспроизводимый при определённых условиях дефект, шум в сигнале, изображении, звукозаписи, причиной которых являются систематические помехи.

• Артефакт в любом научном эксперименте — экспериментальный результат, причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента, дефекты методики, влияние субъективного фактора (внушение или самовнушение испытуемого или экспериментатора).

Типичный пример артефакта - вот такое “научное кино” о Бабе Яге.

Всё начинается достаточно интригующе:

…И по сей день ученых волнуют неразгаданные до сих пор загадки, окружающие это таинственное существо…

Древний демон или инопланетянка, задает свой вопрос автор артефакта. 

А вот что пишет Владимир Пропп в своем известном исследовании “Исторические корни волшебной сказки” (кстати, автор ролика видимо читал Проппа, потому что местами его цитирует, обильно разбавляя его собственными “научными видениями”).

«Образ Яги восходит к тотемному предку по женской линии. Впоследствии родоначальство и власть переходят к мужчине. Именно как предок Яга связана с очагом. Она “руками уголья гребет”; “На печке лежит”; “Языком сажу загребает”; “Сама лежит на лавке, а зубы на печи”. Очаг появляется в истории вместе с культом предка-мужчины. Очаг, собственно, не вяжется с ягой-женщиной, но вяжется с родоначальницей-женщиной. Очаг как родовой (мужской) признак переносится на образ Яги. Поэтому ей приписываются всяческие атрибуты женского характера, связанные не столько с очагом, сколько с кухней: кочерга, метла, помело; отсюда связь с другими аксессуарами кухни - с пестом, толкачом и т. д.»

Кстати, у Виктора Васнецова какая она красавица, не правда ли? Как перекликается с описанием Проппа! 

Но на путях научных исследований расставлено множество капканов, очень часто толкающих к ошибочным выводам и к интерпретациям, плохо согласующимся с реальными фактами. Артефакты и есть те самие капканы, которые толкают к ошибочным выводам и интерпретациям. Наиболее известные артефакты, отражающие влияние субъективного (человеческого) фактора, в психологии названы эффектами.

Эффект плацебо

Этот эффект обнаружен медиками. Он основан на внушении, оказываемом преднамеренно или невольно врачом или экспериментатором. Когда испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого им лекарственного препарата или предписываемого режима, у них очень часто можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле ни препарат, ни режим никакого действия не оказывают.

Эффект Хоторна

Эффект плацебо - лишь частный случай эффекта Хоторна. Как показали опросы, проведенные промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго, одно лишь само участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от них экспериментаторы.

Эффект аудитории

Присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или выполнение им поставленной задачи. Согласно Зайонцу (Zajonc, 1965), во время обучения наличие зрителей скорее смущает испытуемого, но после того, как он освоит решение задачи, или в том случае, если от него требуется физическое усилие, публика, напротив, облегчает дело.

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)

Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую столь прекрасную, что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

Эффект первого впечатления

Этот эффект выражается в том, что очень часто, оценивая личность того или иного человека или черты его характера, мы придаем наибольшее значение своему первому впечатлению. Дело доходит до того, что все последующие сведения о данном лице, противоречащие созданному образу, очень часто отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект Барнума

«Каждую минуту на свет рождается простофиля», - утверждал Финеас Т. Барнум. Именем основателя знаменитого цирка была названа склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом. Такой эффект хорошо известен астрологам, ведущим ежедневную рубрику в газетах.

И что интересно, в целом информация, поданная под научным, магическим или ритуальным соусом принимается человеком некритично. Есть повод задуматься, если вы сталкиваетесь с такой информацией.

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии