Почему Самолет ИЛ -86 самый Надежный в Мире .


Континенталист, 10 нояб. 2015   –   cont.ws


  Понятие “абсолютно надежный самолет” - вещь весьма относительная. Наш отечественный, широкофюзеляжный Ил-86, разработанный в ОКБ им. Ильюшина и совершивший первый полет еще зимой 1976 года, более четверти века числился в списке самых безопасных аэробусов планеты. Этот “Ил” неоднократно попадал в самые сложные ситуации, но полет всегда заканчивался благополучно. 

Все изменилось 28 июля 2002 года. Выполняя так называемый “технический рейс”, Ил-86 упал сразу после взлета из аэропорта Шереметьево-1. До сих пор специалисты спорят о причинах его крушения, но рейтинг надежности уже не исправить. Из списка абсолютно надежных Ил-86 вычеркнули. В какой-то мере незаслуженно. К чести аэробуса отметим, что ни одной жизни пассажира на его совести нет.

13 февраля 2003-го года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) приостановил действие сертификата типа самолета Ил-86 и предложил Государственной службе гражданской авиации (ГСГА) запретить полеты этих самолетов. По мнению экспертов, годовые потери авиаперевозчиков из-за вывода Ил-86 из эксплуатации на тот момент могли составить $450 млн, а пассажиры лишились самого удобного и, как считалось до последнего времени, самого безопасного массового отечественного самолета. Первоначально ГСГА отказалась запретить полеты Ил-86, но любой их рейс со дня принятия решения МАК по сути являлся нарушением норм летной безопасности.

Эксплуатация 350-местного среднемагистрального самолета Ил-86 началась в 1980 году. Всего выпущено 103 самолета этого типа. Ежедневно на Ил-86 перевозилось в среднем свыше 10 тыс. пассажиров. К примеру, из 26,5 млн пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями в 2002-м году, на Ил-86 было перевезено 3,7 млн человек. За время эксплуатации самолетов произошла одна катастрофа: 28 июля 2002 года в аэропорту Шереметьево разбился Ил-86 авиакомпании “Пулково”, выполнявший рейс без пассажиров в Санкт-Петербург. Из 16 находившихся на борту членов экипажа спаслись две стюардессы. В марте 1994 года в стоящий на стоянке аэропорта Дели Ил-86 “Аэрофлота” врезался Boeing 737 Sahara India. Погибли три индийских пилота и три российских инженера. Кроме того, из-за ошибки пилотов в 2001-м году при посадке аэрофлотовского Ил-86 в Дубае шасси не были выпущены, и самолет пришлось списать. Пассажиры и экипаж не пострадали.

Заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Олег Ермолов в своём интервью “Интерфаксу” по поводу решения МАК заявил, что комитет принял решение приостановить действие сертификата типа на самолет Ил-86 - документа, дающего право на полеты. По его словам, комиссия МАК, расследующая прошлогоднюю катастрофу Ил-86 в Шереметьево, решила провести дополнительное расследование. До его завершения ГСГА было предложено приостановить полеты Ил-86. МАК направил письмо с этим решением первому заместителю министра транспорта, руководителю Государственной службы гражданской авиации авиаслужбы Александру Нерадько.

Владимир Рудаков, на тот момент - руководитель департамента государственного надзора за безопасностью полетов ГСГА, дал короткую пресс-конференцию, на которой заявил, что его служба не видит оснований для приостановки действия сертификата типа Ил-86. По его словам, ГСГА считает самолет надежным и не видит никаких оснований останавливать его полеты.

Авиакомпании были крайне встревожены решением МАКа. Гендиректор “Красноярских авиалиний” Борис Абрамович заявил Ъ, что если Ил-86 снимут с эксплуатации, то компании грозит ситуация, близкая к катастрофе. Билеты на рейсы “Илов” забронированы на три месяца вперед. По словам господина Абрамовича, “в структуре рейсов компании возникнет дыра, заткнуть которую невозможно, и мы можем понести убытки в миллионы долларов, которые нам никто не компенсирует”.

Замгендиректора авиакомании “Сибирь” Михаил Кошман также тогда отметил, что остановка полетов Ил-86 для его компании может быть губительной. Господа Кошман и Абрамович подтвердили Ъ, что их самолеты Ил-86 по-прежнему будут летать.

По мнению директора консалтинговой компании Infomost Борис Рыбака запрет на полеты Ил-86 мог стоить авиакомпаниям потерь в $450 млн в год: в 2002-м году Ил-86 обеспечили седьмую часть пассажироперевозок при общем доходе от них $3,5 млрд. Решение МАКа господин Рыбак назвал странным. По его словам, причина катастрофы в 2002-м году в Шереметьево не установлена, а конструктивных дефектов обнаружено не было.

Представитель МАКа сообщил ИТАР-ТАСС, что “приостановка действия сертификата связана с проблемой административного характера и не имеет отношения к параметрам технической надежности самолета”. Что это за административная проблема, представителям СМИ сообщил анонимный источник в ГСГА, предположивший, что, поскольку точной причины катастрофы МАК не нашел, в комитете, возможно, просто хотят переложить ответственность на ГСГА. Если-бы ГСГА отказалось остановить полеты Ил-86 (а только она имеет на это право), то в случае еще одной катастрофы МАК может сослаться на свой “сигнал”, на который ГСГА не отреагировала.

Первоначально источник в руководстве ГСГА заявил “Интерфаксу”, что “Госавиаслужба пока не дает запрета на полеты самолетов Ил-86”. “Фактически мы сейчас приступили к игнорированию решения МАКа, приостановившего сертификат”,- подчеркнул источник. Запретить полеты Ил-86 могла только ГСГА. Но при остановке действия сертификата типа полеты становились незаконными. Иными словами, два ведомства, на которых лежит ответственность за безопасность полетов, фактически вступали в конфликт..

Туристические чартеры подорожали на 10-15%

Лайнер Ил-86 был являлся туристическим самолетом. Именно на нем до вышеупомянутого решения МАК летало на популярные курорты Турции, Испании, Кипра, Болгарии и Египта подавляющее большинство отечественных туристов. Благодаря своей большой вместимости (до 350 человек) Ил-86 считался самым недорогим самолетом: организовать чартерный рейс на этом лайнере было дешевле всего. “Эта самая надежная машина из российских машин. В летний туристический сезон она просто незаменима,- заявила в своём интервью коммерческий директор авиакомпании ‘Континентальные авиалинии’ Надежда Савина.- Другого самолета, который бы до такой степени подходил для чартерных перевозок, в России больше нет”. По оценкам экспертов, именно Ил-86 перевозили более половины российских туристов на массовых направлениях. Однако с 2002-го года лайнер стал стремительно терять свои позиции на чартерном рынке. Введение Евросоюзом 1 апреля запрета на полеты в Европу шумных самолетов закрыло перед Ил-86 дорогу в Испанию и Италию. С 1 апреля 2003 года аналогичный запрет ввёл еще и Египет. Инициатива МАК впоследствии привела к запрету на полеты Ил-86 и по оставшимся направлениям: Турция, Кипр и Болгария. Туристам это ничего хорошего не дало. В итоге, по оценкам экспертов, авиабилеты на чартерные рейсы по всем массовым направлениям подорожали не менее чем на 10-15%.

Как разбился Ил-86

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета, расследуя катастрофу Ил-86 в аэропорту Шереметьево, установили, что хвостовой стабилизатор разбившегося самолета был отклонен на максимальный угол. Поэтому при взлете лайнер развернуло почти вертикально, самолет буквально встал на хвост, потерял устойчивость и сорвался в так называемый плоский штопор с высоты 600 м. Бортовой самописец Ил-86 зарегистрировал команду стабилизатору, поступившую из пилотской кабины - с мест командира корабля и второго пилота. Но кто дал эту команду - один из пилотов или автоматика, так и не было определено. Компенсировать нарушения аэродинамики, вызванные отклоненным стабилизатором, летчики не смогли. Осмотренные после катастрофы органы управления и гидравлические приводы стабилизатора были признаны исправными. Подробно о том, как шло расследование гибели самолета, можно прочитать в журнале “Коммерсант-Деньги” от 19 ноября 2002 года.

Кто летал на Ил-86

Авиакомпания Численность Ил-86

Сибирь” 14

Красноярские авиалинии” 4

Пулково” 9

Аэрофлот” 11

AJT Air 4

International

Ист-Лайн” 2

Уральские авиалинии” 4

Атлант-Союз” 2

ВАСО 1

Евразия” 1

Три машины экспортированы в Китай, 11 машин находились в республиках СНГ, остальные списаны из-за исчерпания ресурса.

В итоге, занимаемую ИЛ-86-тым нишу заполнили самолёты иностранных производителей авиатехники.

По материалам СМИ

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии