Инвестиционный климат России глазами иностранца


Континенталист, 20 нояб. 2015   –   cont.ws


Проблема привлечения инвестиций в Россию остается одной из центральных для экономики страны. Власть и бизнес в непростых внешнеполитических обстоятельствах продолжают работать над инструментами и механизмами, которые сделают российские экономические условия максимально привлекательными для иностранного инвестора. Но как эту работу оценивают сами потенциальные инвесторы?

Оценивая текущую экономическую ситуацию, иностранные компании называют ее неблагоприятной – об этом заявляют свыше 90% респондентов исследования EY «Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов – 2015». Говоря о динамике, 90% опрошенных считают, что ситуация в экономике России за последний год ухудшилась, и лишь 5% отмечают, что в последнее время произошли определенные позитивные изменения.

Вместе с ухудшением экономической ситуации условия ведения бизнеса в России для большинства участников исследования незначительно (59%) или заметно ухудшились (15%). При этом 42% респондентов считают, что привлекательность России для иностранных компаний, планирующих начать или расширить коммерческую деятельность, в течение ближайших двух лет снизится, а 17% полагают, что привлекательность будет повышаться. Тем не менее значительная доля компаний заявляет о наличии планов по расширению географии своего присутствия в ближайшие два года (39%) или сохранению объемов присутствия в России (31%).

Планы ведения деятельности в России в значительной степени связаны с локализацией производства и привлечением большего количества российских поставщиков. Отвечая на вопрос о планах по использованию российских компонентов и сырья, 58% респондентов заявили о готовности увеличивать долю этой продукции в своем производстве. Говоря о перспективах привлекательности российского рынка, иностранные инвесторы настороженно относятся к дискуссии по вопросам политики в сфере импортозамещения.

Выражая готовность продолжать локализацию производства на территории страны, компании выражают опасения по поводу того, что основные действия в этой сфере будут сведены к ограничению конкуренции и затруднению доступа продукции компаний с иностранным капиталом на российский рынок.

Оценивая перспективы, респонденты в основном оптимистично смотрят в будущее: на значительный или умеренный рост в своей отрасли в ближайшие два года рассчитывают 53% опрошенных компаний. Четверть участников исследования, напротив, ожидают негативного развития ситуации.

Наиболее привлекательными в ближайшие два года в России, по мнению инвесторов, будут такие отрасли, как электроэнергетика (44% ответов), фармацевтическая промышленность (39%) и телекоммуникационные услуги (28%). Нормативно-правовое регулирование остается важным фактором, оказывающим значительное влияние на состояние инвестиционного климата в России. Исследование показывает, что иностранные компании отмечают много позитивных изменений, которые произошли в сфере нормативно-правового регулирования в последние годы.

В числе важных достижений отмечаются постепенное внедрение принципа рыночного контроля, унификация отдельных направлений законодательства в рамках ЕАЭС, внедрение Федеральной контрактной системы, сокращение административных процедур в сфере строительства. Хотя эффективность реализации отдельных инициатив, по мнению инвесторов, все еще не находится на соответствующем уровне (например, в случае внедрения принципов рыночного регулирования), сам факт улучшения ситуации в этих областях рассматривается участниками исследования в исключительно положительном ключе.

По мнению респондентов, наиболее значимой проблемой существующего российского нормативно-правового поля, снижающей инвестиционную привлекательность России, является нестабильность законодательной базы, ее подверженность частым изменениям (77%).

Эта проблема считается гораздо более серьезной по сравнению с наличием высоких административных барьеров (включая проблему коррупции, на что указали 50% опрошенных), выборочным применением законов (33%), а также применением устаревших норм и правил (33%). Наиболее проблемными областями нормативно-правового поля, затрудняющими работу компаний, по мнению инвесторов, являются сфера технического регулирования, трудовое законодательство и административное право.

Наиболее значительные позитивные изменения в российском законодательстве, по мнению участников исследования, происходят в сфере финансового и таможенного регулирования.

В частности, в области финансового регулирования к числу положительно сказавшихся на работе компаний изменений были отнесены принятие закона о специальной оценке условий труда и отмена командировочных удостоверений. В сфере таможенного регулирования в качестве позитивных нововведений указываются принятие Таможенного кодекса Таможенного союза, внедрение принципов электронного документооборота в ряде сфер операционной деятельности, более корректное правоприменение в таможенной сфере. Для значительного улучшения инвестиционного климата в России, по мнению представителей иностранного бизнеса, важно совершенствовать нормативно-правовую среду по следующим направлениям.

Участники опроса отмечают необходимость повышения эффективности взаимодействия с органами власти. Иностранные компании указывают на такие особенности коммуникаций с федеральными органами исполнительной власти:

• сложность в установлении контактов;

• закрытость;

•нежелание некоторых федеральных органов исполнительной власти вовлекаться в решение вопросов иностранных инвесторов;

• недостаточность обратной связи на запросы;

• непоследовательность и избирательность в вопросах правоприменения;

• непрозрачность процедур принятия решений.

Кроме того, у иностранных компаний вызывает сомнение целесообразность чрезмерного количества проверок и аудитов (дублирование контрольно-надзорных функций), превышение проверяющими органами своих полномочий, наличие большого объема бюрократических требований.

По мнению иностранных инвесторов, по-прежнему требует серьезного внимания проблема высокого уровня коррупции. Для снижения негативного влияния указанных факторов представители иностранных компаний при выстраивании отношений с властями делают ставку на личные контакты (29%).

Вторым по эффективности является участие в составе постоянно действующих консультативных совещательных органах (24%), в бизнес-ассоциациях и отраслевых объединениях (20%), участие в проекте по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов (17%).

Иностранные инвесторы в целом удовлетворены эффективностью взаимодействия с российскими партнерами, хотя и выделяют ряд сложностей. Одним из наиболее значимых факторов, определяющих результативность коммуникаций, является уровень доверия к иностранным компаниям. С одной стороны, 48% респондентов отметили, что иногда возникают ситуации, в которых по отношению к ним проявляется недостаточный уровень доверия, но более половины опрошенных (56%) отметили, что такие ситуации возникают редко. С другой стороны, именно низкий уровень доверия (и связанный с этим рост временных затрат на решение вопросов) в наибольшей мере вызывает беспокойство инвесторов при обсуждении вопросов ведения бизнеса на территории РФ.

Иностранные компании, работающие в России, отмечают, что инвестиционный климат в регионах значительно улучшился в последние годы. Большую роль в этом процессе играет внедрение Регионального инвестиционного стандарта, разработанного Агентством стратегических инициатив (документ определяет требования к органам власти по работе с инвесторами), дорожных карт по улучшению инвестиционного климата и набора показателей эффективности деятельности в этой области, включаемых в оценку деятельности губернаторов.

Вторым фактором, повышающим интерес регионов к иностранным инвестициям, является усиление региональной конкуренции за инвестиции на фоне ухудшения макроэкономической ситуации. Эти факторы привели к тому, что региональные власти начали уделять больше внимания как аспектам, связанным с инвестиционным климатом, так и взаимоотношениям с инвесторами. Более половины респондентов считают, что органы исполнительной власти в регионах эффективно работают над улучшением инвестиционного климата.

Противоположной точки зрения придерживаются 6% респондентов. Опрошенные компании считают, что в отношениях между инвесторами и региональными органами власти происходит быстрый прогресс. Почти половина опрошенных респондентов (44%) отмечают улучшение отношений с региональными органами власти и лишь 9% отмечают ухудшение взаимоотношений. Иностранные компании подчеркивают, что если раньше региональные власти старались дистанцироваться от трудно поддающихся влиянию крупных иностранных компаний, то сегодня ситуация меняется. Все чаще региональные власти готовы серьезно бороться за инвесторов, подтверждать заинтересованность конкретными действиями, и количество таких регионов увеличивается.

Внедрение Регионального инвестиционного стандарта и Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, в разработке которых активно участвовала система ТПП РФ, создает стимулы для улучшений и ориентиры для компаний, которые только планируют вести деятельность в России.

По мнению респондентов, внедрение этих практик показывает инвесторам, что со стороны власти есть понимание важности создания привлекательного делового климата и эффективной работы с инвесторами (наравне с такими задачами, как обеспечение социальной стабильности). Повышение интереса регионов к иностранным инвестициям все еще ограничивается чрезмерной централизацией власти, а также особенностями бюджетной системы (в части распределения налогов).

Лидерами инвестиционной привлекательности среди регионов России, с точки зрения инвесторов, являются Татарстан, Калужская и Тульская области. Власти указанных регионов прилагали значительные усилия для улучшения инвестиционного климата, сокращения бюрократических процедур, повышения открытости для инвесторов, создания удобной и привлекательной инфраструктуры, что подтверждается ответами опрашиваемых компаний. Респонденты отмечают, что и в других регионах органы власти также готовы менять привычные методы работы. Хотя в некоторых регионах власти по-прежнему работают с инвесторами «в парадигме командно-административных методов», но, сталкиваясь с корпоративными стандартами западных компаний, они готовы менять свои подходы.

Повышение интереса региональных органов власти к привлечению иностранных инвесторов отражается и в восприятии компаниями различных аспектов делового климата.

При ответе на вопрос об удовлетворенности различными элементами делового климата в регионах, наиболее позитивно инвесторы воспринимают общее отношение властей к бизнесу и содействие в преодолении бюрократических барьеров (59% респондентов полностью или в значительной мере удовлетворены этими аспектами).

Определяющими факторами привлекательности регионов для компаний являются в равной степени размер, динамика развития потребительского рынка и благоприятная предпринимательская среда (половина респондентов отметила эти факторы главными).

Отвечая на вопрос о наиболее частых проблемах, возникающих при работе в регионах, инвесторы указывают на бюрократию и административные барьеры, 34% респондентов отметили эту проблему как наиболее острую. По-прежнему требуют внимания вопросы качества транспортной инфраструктуры (22%) и доступности кадров с необходимой квалификацией (16%). Положительные отзывы дали 16% респондентов. Они указывают на то, что не сталкиваются с трудностями в работе на региональном уровне.

Департамент содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ

ТПП-Информ

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии