Дешевый рубль разгоняет автопром


Континенталист, 5.02.2016 11:50   –   cont.ws


Правительство поддерживает экспорт автомобилей и борется с собственными автолюбителями

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, занимающийся сейчас подготовкой антикризисного плана, под которым он понимает раздачу денег отраслям, решил облагодетельствовать российский автопром. 3 февраля премьер поручил главам Минпромторга, Минфина и Минэкономразвития «обеспечить неукоснительную и своевременную реализацию принятых решений по поддержке автопрома». Надо сказать, что поручения даны по итогам совещания, которое состоялось еще 22 января в Тольятти: на размышления аппарату премьера понадобилось почти две недели.

Чиновники за работой

Рассмотрим эти поручения подробнее.

До 10 февраля должен быть разработан проект постановления правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года № 35 “О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации”». Проще говоря, следует увеличить субсидии автопрому.

До 15 февраля должны быть подготовлены проекты правовых актов во исполнение поручения президента по ускорению процессов импортозамещения в автомобильной промышленности. Ответственным по этому поручению является Дмитрий Медведев, а реальную работу будут выполнять люди Мантурова, Улюкаева и Силуанова.

До 15 марта требуется подготовить предложения по увеличению экспорта автомобилей — как на традиционные, так и на новые рынки.

Без указания сроков представителям АО «ГЛОНАСС» рекомендовано отказаться от обязательной установки их высокотехнологичной продукции на все автомобили категории М1, проще говоря — легковушки.

Куда уезжают машины

Едва ли сам Дмитрий Медведев понимает смысл своих поручений, но картина вырисовывается любопытная. Российский автопром и в советские времена был не только поводом для оскорбительных шуток: неказистые, но выносливые КамАЗы, «Нивы» и УАЗы пользовались заслуженной популярностью за рубежом; в странах третьего мира охотно покупали и недорогие тольяттинские легковушки. В российское же время у нас открылись заводы всемирно известных брендов, да и родные «Лады» стали все сильнее напоминать автомобили. Однако экспортная составляющая оставалась небольшой; более того, в течение всего 2014 года и в начале 2015-го она снижалась. По итогам 2014 года АвтоВАЗ продал 387,3 тыс. машин (главным образом в Казахстан), в 2015-м наблюдалась отрицательная динамика (точных цифр еще нет).

Однако с середины 2015 года российские автозаводы начали переориентацию на экспорт: стало ясно, что внутренний рынок сжимается всерьез и надолго. Первыми зашевелились иностранцы. Если за первые семь месяцев года все иностранные производители экспортировали со своих российских заводов всего 750 автомобилей, то к концу года ситуация радикально изменилась.

Петербургский завод Hyundai начал сборку «Солярисов» для Египта и Ливана: речь шла о 4 тыс. автомобилей только до конца 2015 года. Российский Renault, уже работающий со странами Таможенного союза, ведет переговоры с Вьетнамом. Калужский Volkswagen работает над обеспечением экспорта в страны дальнего зарубежья — планируется начать с седана Polo. В Ford Sollers и Nissan разрабатывают варианты торговли с Евросоюзом. Есть информация о том, что Mazda хочет построить на Дальнем Востоке завод двигателей, ориентированный на экспорт в Китай и Японию.

У КамАЗа и без этого все было неплохо с экспортом — это единственная российская марка, известная во всем мире. ГАЗ ведет переговоры с давними партнерами (Куба, Монголия, Вьетнам) об увеличении поставок авто коммерческого класса, АвтоВАЗ посматривает в Африку и Латинскую Америку.

Благодаря низкому курсу рубля Россия может стать одним из мировых центров автомобильного производства. А пока экспорт толком не налажен (это все-таки достаточно долгий переговорный и логистический процесс, который не совершается по мановению руки премьера), иностранцы осваивают своеобразный «автошопинг» — приезжают в Россию за автомобилями. Благодаря разнице курсов жители Евросоюза могут сэкономить на одной машине до нескольких тысяч евро.

Зачем автопрому деньги?

Интересная ситуация. Мы вкладываем деньги в автопром, стимулируем отечественного производителя, поощряем программы продаж (например, утилизацию) — но все это, как выясняется, исключительно ради экспорта. Если присмотреться к премьерским поручениям, то они тоже направлены на стимулирование производства именно ради поставок автомобилей за рубеж. Отказ от непопулярного в мире ГЛОНАСС и прямые «предложения по увеличению экспорта» — очевидные шаги. А вот увеличение финансирования автопрома под соусом экспортной направленности вызывает серьезные вопросы.

Наше государство ненавидит обычных российских автомобилистов. Чиновники убеждены, что дороги существуют для них и только для них. С автолюбителями борются жестче, чем с «пятой колонной» или сирийскими террористами: у них отбирают дороги, заламывают безумные цены на парковки, обкладывают налогами и акцизами, придумывают нереальные страховки, выписывают штрафы за любое движение.

В результате подобной политики, а также снижения реальных доходов населения внутренний спрос резко упал. Автозаводам пришлось отправлять персонал в вынужденный отпуск и переходить на сокращенную рабочую неделю. Склады затоварены. Нам точно нужно наращивать выпуск?

Похоже, премьер-министр уверен, что сможет подписать массу экспортных контрактов на сотни тысяч машин суммарно. Ведь только при таких объемах вложения в увеличение производства станут оправданными. Конъюнктура, конечно, благоприятствует России, однако конкуренция на мировых рынках огромна. Тот же КамАЗ, лицо нашего автопрома, в последние годы отступал под натиском китайских и индийских брендов: лишь девальвация рубля позволила татарскому заводу установить более конкурентоспособные цены на продукцию и начать борьбу за то, чтобы отыграть свою долю поставок.

Нет никакой необходимости финансировать из государственного бюджета открывшиеся экспортные возможности. Автопром России сейчас и так находится в лучшей ситуации, чем когда бы то ни было. Ему нужны не деньги, а грамотный маркетинг за рубежом (удовольствие, конечно, не бесплатное, но и не многомиллиардное) и высокое качество продукции.

* * *

Но Бог с ними, с миллиардами. Если они дойдут до адресата и помогут сделать российские автомобили лучше, будет прекрасно. Останется лишь одна ложка дегтя в бочке будущих прибылей: получится, что мы опять все лучшее делаем для заграницы. Чужим — хорошие дешевые автомобили, своим — поборы и запреты. Говорят, что при хорошем управлении результат должен быть противоположным.

Источник

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии