Башкирское зауралье.


Континенталист, 21 февр. 2016   –   cont.ws



Башкирское Зауралье.

В 1980году в республиканском журнале « Агидель» в третьем номере на башкирском языке вышла на свет в городе Уфе работа московского ученого, доктора исторических наук Г.Н. Матюшина.

Согласна работ, мною уважаемого ученого Г.Н. Матюшина, неопровержимо доказана им, что территории Абзелиловского и Учалинского районов БашҠОРТоСТАНа были густо заселены и в древние времена. Так на озере ҠАРА- балыҡты оказалось более двадцати стоянок каменного века, на озере Сур- танды было более десяти стоянок, на озере Яҡты- Ҡуль ( Банное) было более десяти стоянок, на озере Саб- аҡты было семь поселений, на озере Чебар- Ҡуль ( Давлетово) было восемь стоянок.

Во время раскопок на озере ҠАРА- балыҡты в 1962- 1968 годах на длинном мысе западного берега озера, слой за слоем, были обнаружены: сарматская (сиреүматская) культура древностью в 2500 лет, Сур- тан- дин- ская культура 6-7- тысячелетней давностью, далее, шел слой 15- тысячелетней давностью и на самих скалах были найдены орудия 100- тысячелетней давностью. То есть, в Абзелиловском и Учалинском районах БашҠОРТоСТАНа, люди жили и в раннепалеолитическое время.

Что же привлекало древних людей на озерах Башкирского Зауралья? Естественно, святость мест и яшма. Такого твердого и красивого камня редко где можно найти. А яшма Башкирского Зауралья особо ценилась древними людьми как самый лучший материал для изготовления орудий, хотя, яшма имелась и на Ал- Тае. Так на яшмовом поясе Башкирского Зауралья по сей-день существуют такие поселения как Таштимерово ( Село железного камня) и село Ташбулатово ( Село булатного камня).

Древние люди озер Яҡты- Ҡуль ( Банное), ҠАРА- балыҡты, Сур- тан- ды одомашнили диких лошадей уже 6-7- тысяч лет назад. То есть самую древнюю лошадь одомашнили именно в Башкирском Зауралье.

В Башкирском Зауралье наблюдались и неоднократные подъемы воды из- за увлажнения климата. С подъемом воды, древние люди, снимались с насиженных мест и уходили вглубь территории современного БашҠОРТоСТАНа. Когда же климат изменялся, древние люди, вновь, возвращались в Башкирское Зауралье. Именно о таких явлениях природы повествуется в предании нашего племени о богине Ауыр- Зат, которая, была перевезена на Ра- Кушке бога Зәмhәрир к месту АРз ( АРья) к комплексу гор Ятыш –Атас. То есть в каждом наименовании скрываются периоды сильнейших климатических увлажнений Башкирского Зауралья. ( Данное предание отразил в работе от 19.04.05г.).

Около 5-6-тысяч лет назад наблюдалось и сильное увлажнение климата на всей территории Евразии. Последнее увлажнение климата в Башкирском Зауралье наблюдалось около 5- тысяч лет назад.

Когда из Башкирского Зауралья люди внезапно исчезали, то, так же внезапно появлялись множества стоянок на соседних и удаленных от озер местах. Такие внезапные заселения происходили по берегам таких рек как: Урал, Малый Кизил, Уй, Юрюзань, Ай и т.д.

Именно такое направление переселений древних людей были не случайны, так как человеческая память еще хранила память о глобальной катастрофе, которая произошла во время резкого смещения планетарной оси Земли. Тогда, планетарная ось Земли находилась на координате55 градусов с.ш. и 175 градусов в.д. После резкого смещения планетарной оси Земли, менее подверженным к остаточным явлениям глобальной катастрофы, оставались территории только на координате между 52 градусов и 56 градусами с.ш. и между 56 градусами и 60 градусов в.д. То есть на территории современного БашҠОРТоСТАНа ( смотрите мою публикацию на стр.7 в номере 23 « Седой Урал», независимой газеты « Вечерний Магнитогорск», работа от 18.09.04г.).

Для доктора исторических наук Г.Н. Матюшина осталась загадкой отсуствия каких- либо погребений яшмового пояса на протяжении десяти тысяч лет. То есть, люди жили, а погребений - нет.

Согласно народной памяти башҠОРТов Башкирского Зауралья, у древних башҠОРТов не практиковался обряд захоронений. Захоронения производились только в особых ритуальных случаях. Древние люди Башкирского Зауралья своих покойников кремировали на горе Улу- Утассе- Тау ( Маячная гора). Подобное кремирование покойников проводили и у речки Утәгән на Ар-каиме ( дальний, срамной могильник), но, только с одной разницей, что, там кремировали именно падших людей, очищая их прах сжиганием ҡарағанки ( крушина, чилига: вот отсюда и пошло у древних всякую мусор выметать именно ЧИЛИГОЙ). Сегодня, потомки тех, которые, осуществляли обряд очистительной кремации, проживают в Абзелиловском районе БашҠОРТоСТАНа в селе Утәгән.

Название Улу- Утассе- Тау, в правильном произношении Yле- Утәусе- Тау, буквально означает « гора кремирования покойников», где « Yле» буквально « мертвый», а « Утәусе» означает « сжигающий». Но, понимается и как « Yтәүсе», что буквально означает « исполняющий, исполнитель». То есть понимается как « гора исполняющий волю мертвых». Имеет гора и второе и третье названия как « Мейес Яҡ» ( Маяк) и « Мәйет Яҡ», что буквально означает « Печная грань» и « Гребень праха», где « Мейес» буквально означает « Печь», « Мәйет»- « прах», а « Яҡ» буквально « грань» и « гребень». То есть понимается как « Гребень печей» и « Гребень покойников».

На одной из возвышенностей комплекса гор Ятыш- Атас, под номером 6, имеется алтарь, в котором проглядывается тема 100- тысяч летней давности. Сам алтарь с боку, по конфигурации, напоминает белого медведя, вытянувшего мордочку к медвежонку.

Действительно, 100 тысяч лет назад Большая Медведица имела именно такой контур расположения звезд, чем сегодня. Согласно мифологеме Башкирского Зауралья, медведицей на алтаре является молодица по имени Ҡиленсәҡ, а медвежонком является младшая служанка Ҡинйә- Сура.

Согласно мифологеме, Ҡиленсәҡ является дочерью болтливой тараторки Лыҡылдаҡ. Дочь Лыҡылдаҡа, Ҡиленсәҡ, пристрастилась к охоте на горе Берйөҙҙөҡке ( почитаемое: Березка). Данная страсть принудила Ҡиленсәҡ последовать за блаженной и помешанной Диуаной, которая устремилась ( арт- таван: Артемида) на охоту. Диуана не запрещала Ҡиленсәҡ следовать за собою, так как характер ее соответствовал ее характеру. По истечению некоторого времени, Ҡиленсәҡ соблазняется Урал- батыром ( Зевс- патер, Ю- питер, Дьяус-питер).

Незадолго до родов, когда Ҡиленсәҡ осуществляла омовение на речке ( сегодня это маленький ручей между обсерваторией: возвышенность номер 8 и, возвышенность номер 6, где древний алтарь с темой 100- тысяч летней давностью), ее выросший живот увидела Диуана, которая лишив Ҡиленсәҡ девичьей внешности, превратила ее в медведицу ( ай-ыу: Луна! Очисти, отмой).

В Башкирском Зауралье подобных мифологий немало. Они своими корнями уходят в глубину древности.

Согласно мифологеме Башкирского Зауралья, каждые 12 лет древние люди подымались к об- СЕР- ваторию ( СЕР-кәш/ЧЕР-кес/СЕР-ко у УКРАинцев: под этим именем известны башКОРТы) комплекса гор Ятыш- Атас, чтобы знать положение Ю-питера ( Урал- батыра) по звездному небу. Также наблюдали и расположения СОЗвездий по звездному небу, а в светлое время суток, и высоту подъема Солнца ( экспонат 16).

На об-СЕР- ватории ( СЕР- кәш/ЧЕР-кес/СЕР-ко) имеется метка- алтарь, которая имеет связь с ОСновным алтарем возвышенности номер 6, где мордочка медведицы- волчицы, направлена в сторону появления Большой и Малой Медведиц. Под мордочкой медведицы- волчицы, проглядывается образ служанки Ҡинйә- Сура ( экс.12, ҠОРТҡатабыныу). Именно на данной алтарьной метке, при определенном положении СОЗвездий медведиц, в апреле месяце, через каждые 12 лет, должен совпасться планета Ю-питер ( Урал- батыр). Через каждые же 820 лет в апреле месяце шли грандиозные шествия к комплексу гор Ятыш- Атас. К этому Великому дню, каждая женщина, старалась приурочить рождение своего сына- первенца, так как именно родившегося мальчика в Великий момент, когда Луна ( Ай) закроет Ю-питера ( Урал-батыра), считали посланником Великого Бога - первопредка и царем всех царей. В этот день в ложбине у возвышенностей под номерами 21 и 7, семь дней играли ҠУР- аисты ( аист), так как считалось, что Ю-питер ( Урал-батыр) посетил родной очаг ( уҫаҡ) и отдыхает. До нашего летоисчисления, такое совпадение Ю-питера ( Урал-батыра) с Луной, приходилось на 17 апреля 6 года до нашей эры.

На комплексе гор Ятыш-Атас, гора под названием Березовая, своим возникновением, обязана именно башҠОРТской мифологии о Ҡиленсәҡ. Само название, Березовая, возникла от башҠОРТского восприятия данной мифологии под определением как « бер-йөҙлөҡ», где, « бер», в сочетании с именами существительными выступает в роли неопределенного артикуля ( Ҡиленсәҡ лишается девичьей внешности и превращается в медведицу). А слово « йөҙлөҡ» у башҠОРТов означает « оболочка плода в утробе матери» - в данном случае, в утробе Ҡиленсәҡ. Под словом « йөҙләу» у башҠОРТов понимается « заделывать, сглаживать» ( что-то)- в мифологии, Ҡиленсәҡ старается скрыть свою беременность от Диуаны. Слово « йөҙөҡ» у башҠОРТов означает « перстень»- по мифологии, Ҡиленсәҡ соблазняется Ю-питером. Под словом « йөҙөу» у башҠОРТов понимается тот водоем, где можно поплескаться и окунуться- по мифологии, незадолго до родов, Ҡиленсәҡ, на речке осуществляет омовение. Под словом « йөҙәу» у башҠОРТов понимается состояние человека как « уставать, измучиться» ( от надоедливых упреков и приставаний Диуаны), также понимается и как « теряться от волнения и стыда»- в мифологии, Диуана лишает Ҡиленсәҡ девичьей внешности и превращает ее в медведицу ( Ай-ыу: Луна! Отмой, очисти). То есть именно в определении « бер-йөҙлөҡ» (Березовая) заложен весь пересказ и понимание всего сюжета мифологии о Ҡиленсәҡ, а в башҠОРТском языке, сюжет мифологии, засвидетельствовался и закрепился под восприятием значений таких слов как: йөҙлөҡ, йөҙләу, йөҙмә ( ле), йөҙөҡ, йөҙөу, йөҙәу и т.д.

О происхождении озера ТУРғояҡ, тоже ходят легенды, и, порой, сомнительные, за уши притянутые домыслы наших современников, рассчитанные для наивных простачков, которые, не имеют и понятия, о нравах и обычаях коренного народа края. Естественно, тут главную роль играет их ЯЗыковая неграмотность и полнейшая неграмотность по многим вопросам касающегося именно коренного народа края.

Во все времена, на Урале, ставить ҠРЕСТ (КОРЫСТЬ), у коренных народов Урала, считалось, как осквернение святого ( Вәли) места. Даже в Древнем Риме, распятие на ҠРЕСТе, считалось позорной смертью.

Если, у башҠОРТов, случалось, что, кто- то, опозорил свой род, сородичи выстраивались в две шеренги и, под ударами плеток, прогоняли опозорившего род сородича с родового селения. При этом, сзади опозорившего род сородича, с плетью, вдоль хребта, стегал старший рода, а стоящие в шеренгах, стегали плетью, поперек хребта. Это означало, ставить ҠРЕСТ (КОРЫСТЬ), на опозорившего род, сородича. После всех этих церемоний, на груди опозорившего род сородича, вырезали ҠРЕСТ, то есть, ставили клеймо позора. Поэтому, староверы, зная обычаи и нравы коренных народов Урала, всегда обходили Урал стороной и, смогли обосноваться, только в Сибири.

Для того, чтобы отпугнуть чужаков от святых ( Вәли) мест озера ТУРғояҡ, коренное население рассказывало чужакам, что, мол, в озере живет бӘРе ( В-ЕР-а: нечистая сила) и, что она бирән ( ненасытная и прожорливая) и бУРеҫ ( злая и коварная). Степень прожорливости бӘРе (Веры), всегда соизмеряли с бИРнә ( приданым невесты).

Согласно одной из башҠОРТских легенд, до острова Вәли ( В-ЕР-ы), ведет дорога бИРсә ( рубленая, нарубленная), которая, когда прорезает воды озера Т-УР-ғояҡ, озеро Тургояк, всегда залечивает образовавшийся рубец.

Естественно, легенда передает о колебаниях уровня Мирового океана, тесно связанного, с изменениями климата на Земле. То есть, дорога бИРсә, служила древним, своего- рода, шкалой, при определении ими, изменениях климата на Урале (см. работу от 12. 03. 04 г. « До исхода в Рай 13 млн. лет»).

Среди легенд, более заслуживает внимания башҠОРТская легенда о всаднике, который, на скаку, резко остановил коня.

Если брать во внимание археологические экспонаты деревни Теляшево Абзелиловского района БашҠОРТоСТАНа, то, фигурки приматов, пантеры, лам и сюжеты рисунков, где люди охотятся на динозавра, который вымер 50 млн. лет назад (подобные сюжеты рисунков встречаются и в Перу в местечке Ика), могли изготавливаться только с натуры обитавших там животных (ныне принятые методы датировок археологических экспонатов, имеют большие погрешности). Это значит, что район деревни Теляшево, когда–то находился в районе экватора. Тогда получается, что блуждание полюса Земли, располагалось вблизи Австралии.

Такое положение, полюс Земли, имел в течение всего каледонского ГАЛАктического года (510 – 370 млн. лет назад). Но, в 370 – 330 млн. лет назад, что-то произошло, так как, полюс Земли, резко сместился в сторону КАМчатки (КЕМИ, Мы Сыр, Мисор, Египет).

Возможно, ответ мы найдем в Северо – Западном котловине Тихого океана, куда упали осколки небесного тела, которое, в плотные атмосферы Земли, вошло на координате 60 градусов северной широты и 120 градусов восточной долготы (район Республики Саха). Тут же кроется и ответ появления озера Байкал, на месте существовавших, более 20 млн. лет назад, трех крупных водоемов – предшественников современного Байкала. Так что, нет случайностей в том, что, становление озера Байкал, увязывают и с появлением озера ТУРғояҡ.

После падения этого небесного тела, полюс Земли, впоследствии, переместился с района Австралии, в район Гудзонова залива Северной Америки. Это, если судить по бронзовому шару, найденного в Китае, где обозначена ҠАРТа обоих полушарий звездного неба, наблюдаемого тогда, именно с территории КИТая (ҠАТай/ҠАТолиҡ, КЫТай, КУТий, ҠОРТ). Но,ҠАРТу такого звездного неба, можно составить, если территория КИТая, располагалась бы именно на экваторе.

Согласно же находке водяных часов, которое покажет точное время, если Египет (КЕМИ) будет располагаться на экваторе, получается, наш Южный Урал, находился в зоне Северных тропик.

Уже 190 – 160 млн. лет назад, полюс Земли, почему-то, начал откатываться назад в акваторию Северного Ледовитого океана. Возможно, этому способствовало небесное тело, которое, в плотные атмосферы Земли, вошло на координате 20 градусов западной долготы и 10 градусов южной широты (вблизи Бразильской котловины) и, после сильного взрыва, расколовшись на четыре части, упали: одна – в Северо- Американскую котловину, другая – в котловину Зеленого Мыса, третья – в Аргентинскую котловину, четвертая – в озеро ТУРғояҡ.

Чтоб вызвать взрыв такой мощности, необходимо столкновение с другим, целенаправленно движущимся объектом, начиненного зарядом, большой силой поражения, и, такой объект, должен был двигаться именно со стороны околоземной орбиты с Юго – Востока. Именно этот взрыв стал причиной перемещения полюса Земли из области Гудзонова залива Северной Америки в область Северного Ледовитого океана и, перемещения экватора Земли с районов территорий Египта, Китая и Перу (МЕР-у, Э-МЕР, А-МЕР-Ик-а), в район нынешнего положения экватора Земли. Естественно, это вызвало и раскрытие Северной Атлантики и разворота Африки, до 80 млн. лет назад, против часовой стрелки.

Вот почему в башҠОРТской легенде, появление озера ТУРғояҡ, объясняется с резко вставшим, на четыре копыта, конем, которого остановил всадник (космический объект). То есть, согласно легенде, полюс Земли, именно после этого, был окончательно привязан в одну область блуждания. Это подтверждается и тем, что полюс Земли, с ранней юры, около 168 млн. лет назад, до наших дней, проходя с запада на восток, по ОСи вращения, сместился более чем на 20 градусов. Не случайно же на территории современного деревни Теляшево Абзелиловского района БашҠОРТоСТАНа, древние люди, изготавливали каменные скульптуры плезиозавров того времени. Подобные скульптуры плезиозавров, могли изготовить только с натуры живого плезиозавра.

О том, как люди того времени охотились на динозавров, вымерших 50 млн. лет назад, мы можем судить по рисункам, которых находят в Перу в местечке Ик и в деревне Теляшево Абзелиловского района БашҠОРТоСТАНа. Кстати, на западе БашҠОРТоСТАНа, по территории шести районов, течет река под названием Ик. На левом берегу Ая выше устья реки Сатка к Северо – Западу хребта Башуҡты, на границе БашҠОРТоСТАНа с Кусинским (Куса) районом башҠОРТов Челябинской области, находится гора Уары (745 м.). Под таким же названием Уари, инкам предшествовала цивилизация Уари на территории современного Перу (Мер-у, Э-мер, А-мер- Ик-а). Центр культуры уари находился в 240 км. на запад от Куско (Куса), а городище Асангаро (Әсәңгард/ӘсәңҠОРТ: буквально – Мать городов) находился в 15 км. от Уари.

Если будем рассматривать название озера ТУРғояҡ ( ТЮРКская страна)- в правильном произношении, ТУР-ғы-яҡ,- свое название, озеро ТУРғояҡ, получило от мест расположений древнебашҠОРТских укрепленных поселений. Само же озеро, у башҠОРТов, до сих- пор, считается святым ( вәли) местом поклонения. У башҠОРТов, особенно, из шести ( Алты-ай) каменистых островов озера, почитается остров Вәли ( в русском искажении: В-ЕР-ы ). Обычно, такое определение как, Вәли, у башҠОРТов дается к конкретному, значимому объекту поклонения, а определением, ТУР-ғы-яҡ, башҠОРТы определяют территориально- общественный союз (ТЮРКөм). Не случайно название, ТУР-ғы-яҡ, в буквальном переводе с башҠОРТского и означает « Страна УКРепленных поселений» ( Страна городов), где определение « ТУР-ғы» ( ТЮР-Ҡи) буквально означает « УКРепленное поселение», а значением « ЯҠ» буквально определяется как « страна» ( арз, арья). Именно значение « ЯҠ» и определило территориально- общественный союз (ТЮР-Ҡөм) как « отдельная страна, государство» в восприятии как « АР-ҙ» и « АР-йя» ( АР-ий). Кстати, все АРИЙские ЯЗыки, как и башҠОРТский, являются агглютинативными. Не случайно, слова « ЯҠ, АР-ҙ и АР-йя», именно с башҠОРТского ЯЗыка, буквально означают как « страна, государство». Но, в отличие от значений « АР-ҙ» и « АР-йя», значением « ЯҠ», у башҠОРТов определяется именно избранность и особое положение территориально- общественного союза (ТЮР-Ҡөм). Например, у англичан, ПЭРы ( МЕР города) в пурпурных мантиях с белыми горностаевыми (меха для башҠОРТской шапки) воротниками ( ЯҠ, ЯҒ-а: воротник), при любых обстоятельствах, сохраняют « жесткую верхнюю губу» ( в древности, тренировали игрой на ҠУР-ае). Не случайно этноним, баш-ҠОРТ, понимается и как «главный над ритуальными ҠОРТами ( площадками)». У германо- скандинавов, определение « ТЬЁД» ( ҠОРТ), означает как« ЦАРСТВЕННЫЙ НАРОД» ( СВИ- ТЬЁД: ШВЕД), у древних греков, под определением « ҠОРТ» ( ҠУРет, ҠУТий, ҠАТай/ҠАТолический священник, ҠЫТай, ҠИТай), знали как полуБОГОВ, которые и являлись охранителями и защитниками Зевс-патера ( Урал- батыра, у римлян: Ю-питера). Позднее, ҠОРТами ( ҠУРеТами), на ҠОРТе ( остров ҠРИТ), стали называть жрецов Зевс-патера ( Урал-батыра) и Реи ( Рәилә).

Справка. Сегодня, у итальянцев определение как « ПАТЕР» ( БАТЫР), означает- « ҠАТолический ( ҠУТий, ҠАТай) священник». В древности границы ҠИТая простирались на Западе по горам ҠАВҠАЗА. Вот с тех-то времен на ҠАВҠАЗЕ и появились предки ЧЕЧЕНЦЕВ и ИНГУШЕЙ ( потомки ХУРРИТОВ).

По ритуальному характеру, острова озера ТУРғояҡ, являются МӘҒрипным ( западным) проходом, как и комплекс гор Ятыш-Атас ( условно: Магнитная/ МӘҒрипная, МӘҒдәнная, МӘҒнитная). Впоследствии, от восприятия ритуального назначения слова « МӘҒрип» и образовалось определение понимания обозначений элементов МЕНГира.

От озера ТУРғояҡ, через перешеек, находится родниковое озеро Инеш ( в русском искажении: Иныш). В древности, данное озеро в ритуальных церемониях являлось изначальным местом подхода к началу церемонии ритуала, как и речка Кремень к комплексу гор Ятыш-Атас, у горы Пугачева ( Буға) города Магнитогорска. Название речки, как Кремень, образовалось от башҠОРТского ритуального названия этой речки, как Ҡерем.

В ритуальном значении, название « Инеш», означает « вводный», а название « Керем», буквально означает « приход». То есть, при данных водоемах, участники ритуальных церемоний, делали свои подношения.

Название же горы Пугачева (Буға), возникла от первоначального ритуального значения этой горы, как Буға (Һәүер, Сәүер), что с башҠОРТского означает как« Главный» и как «Телец». Такое же ритуальное значение для озера ТУРғояҡ, имели и первоначальные название речки- Пугачевка ( Буға), и горы- Пугачева ( Буға).

При речке Керем находилось и поселение под названием Ҡәрим, где МАСтера ( определение « МАС» с башҠОРТского означает как « хорошо и с душой делающий человек») прозванных - ҡараматами, они изготавливали орудия и всевозможную утварь. То есть творили, как волшебники, чудеса. Это у башҠОРТов засвидетельствовалось словом « ҡәрәмәт» ( чудо, волшебство), а особые, хитроумные способы удивлять, у башҠОРТов засвидетельствовалось словом « көрмәү», означающего « завязывающий особый вид морского узла ( узелковое письмо)».

В поселении проживали и служители культа, называемые - ҡарымтами. В их функции, входили церемонии, одаривания ответными подарками участников ритуальных церемоний. По сей-день у башҠОРТов сохраняется церемония данного вида ритуала. Не случайно, в башҠОРТском ЯЗыке, значение данного очистительного ритуала, засвидетельствовалось словом как « күрем» ( менструация).

Названия озер Верхнеуральского района, как Буғодаҡ, образовались от первоначального восприятия названия, как Буға- таҡ, что буквально означает « главный трон, престол». То есть, у озер Буғодаҡ, короновались в ҠОРОЛ-евства ( от башҠОРТского: ҠОРОЛ-тай), по нечетным (ТАҠ) числам ( вот почему, у ҠОРОНы, именно ТРИ зубца/нечетное), предводители древнебашҠОРТских родов, где, ҠОРОНованному, на голову надевали ТАҠ-ыя ( наподобие тюбетейки). На комплексе гор Ятыш-Атас, такой момент ҠОРОНования, на составленном мною топографической ҠАРТе, отображен на фотографии с диска, на монументальном археологическом экспонате 44. Это « Идол небесного тела», на фотографии, правый фрагмент в тюбетейке.

Места ҠОРОНования предводителей древнебашҠОРТских родов, служили и своеобразными молитвенниками ( дәгүәт) для путников. Поэтому, в определении, Буға-таҡ, и подкралась БУКва ( понятие « БӨҠ» с башҠОРТского означает « гни, загибай, закручивай») « Д» ( Д-аға: Д-оро-ға) за место БУҠ-вы « Т» ( ТАҠ, ТАҒ: Т-оро-ға). Впоследствии, ДОРОжные молитвенники, заменились « подҠОВАми ( Д-аға) на счастье».

Молитвенники, по своей значимости, подразделяются на несколько типов.

Более значимые молитвенники, имеющие божественную силу, связывают с определением « ТАУ», например: ҺӘҮер ( у башкир: Телец), ТАУ-рас ( у французов: Телец), САВр/СӘҮер ( у башкир, название второго месяца солнечного года), САВро-мат ( одно из названий башҠОРТов), ТАВр ( горный хребет в ТУР-ции), Кен-ТАВр, Мино- ТАВр, ТАВрида/ТАУрат и т.д. Под понятием « ТАУ» древние египтяне (КЕМИ, Мы Сыр, Мисор) понимали границу между двумя формами существования человеческой жизни, то есть - земной и загробной. Это ярко проглядывается на комплексе гор Ҡрыҡты- ТАУ Башкирского Зауралья в районе деревни Теляшево на древнем алтарьном комплексе древних башҠОРТов Энки ( Верховный бог) и на алтарьном комплексе Аналыҡ, на горе Ҡәҙим, посвященного речке Аналыҡ. Отсюда в башҠОРТском ЯЗыке это засвидетельствовалось значениями таких слов как ӘННӘ ( дет. мама) и ӘНӘЙ ( мама). Согласно утверждений финикийцев, способ письма был изобретен ТАУтом ( ТаАУтусом), которого, египтяне знали и как ТОТ (САМОДЕРЖЕЦ).

В Башкирском Зауралье весь комплекс гор ҠРЫҡты- ТАУ усыпан фрагментами именно такого способа письма, которую изобрел ТАУт ( ТОТ).Не случайно, Стоун-хенд-ж, в буквальном переводе и означает как « Треножный ( Стоун) город ( хенд- ж)», а название « ТАҒан- АЙ» буквально понимается как « Тренога Луны» ( ҠОРОНа Луны). То есть определяет понятие нечетности (ТАҠ, ТАҒ: ТАҒанрогский залив). Не случайно в башҠОРТском ЯЗыке появилось понимание слова как « ТАҒ-араҡ» означающего « специальная корыта для обмывания покойников» ( на комплексе гор Ятыш-Атас, это монументальный археологический экспонат 3) перед отправлением к Всевышнему. В то время, для переноски покойников, предки башҠОРТов, использовали приспособление, называемое словом « ТӘГәр-мә-с» ( колесо), где « ТӘГәрт» означает « ҠАТи», а « МӘ-С» ( МӘ-Сит) означает « покойника после отпевания». Только у башҠОРТов понятие колеса ( ТӘГәр-мә-с) связывается с перевозкой покойника. Впоследствии, эти колесницы стали использовать и для вывоза погибших воинов племени с поле брани, ЧТО И СТАЛО ТОЛЧКОМ К ПОЯВЛЕНИЮ И БОЕВЫХ КОЛЕСНИЦ (не случайно у башҠОРТов под определением «ҠОЛАС-ай» понимается именно «ЛОШАДЬ», под определением «ҠОЛАС» буквально понимается как «ОХВАТ»).

Со словом « ТАҒ-ат» в башҠОРТском ЯЗыке увязывается и понятие « послушания, покорности и повинности» перед взором Всевышнего. А словом « ТАҒ-ара» у башҠОРТов понимается палочка, прибиваемое к внутренним стенкам колодочных и кувшиноподобных ( из глины) ульев на которых пчелы строят соты.

У путников, молитвенники увязываются с понятиями определений « ДЕҠ» и « ДЬЯИҠ» ( река Яиҡ), например: Ирән-ДЕҠ, Д-АҒА ( подҠОВА) и ДӘгүәт ( ҠАРА- ДӘГүәт: ҠАРА- дырка - « человеческий молитвенник»).

На комплексе гор Ятыш-Атас, согласно заложенных в ней тем в монументальные археологические экспонаты комплекса гор Ятыш-Атас, существовали и более древние ритуальные названия. Так, места расположения ( см. составленную мною топографическую карту) монументальных археологических экспонатов 36, 37, 38 ( см. с диска фотографии), носило свое первобытное название как Сахра- ди ( сохра-ни). А места расположений монументальных археологических экспонатов 43,44,45,46 и 65,66,67,68,69 ( смотрите на диске фотографии и карту) носили свои древние названия как ҠӘҘим. Но, места расположения монументальных археологических экспонатов 65,66,67,68, 69 имело и свою особую святость под определением мөкәддәс. Места расположений монументальных археологических экспонатов 53,54,55,56,57,58,59 и 70,71,72, тоже обладали святостью под определением мөкәддәс.

Пометку святости места мөкәддәс, имело и место нахождения экспоната 74.

09.05.05г. ГАЛИН ДЕНИСЛАМ ДАРИСЛАМОВИЧ

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Подписаться




или по почте

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии