Самые известные массовые самоубийства.


Континенталист, 26 февр. 2016   –   cont.ws


Суицид является крайней для человека мерой решить все свои проблемы. Неслучайно это решение не воспринимается практически всеми религиями мира, как верное. Самоубийц считают людьми слабыми и потерянными. Однако в былые времена суицид мог даже свидетельствовать о силе человека.

Например, проигравшие сражение или войну убивали себя, чтобы избежать позора или плена. Но нередки случаи, когда люди сводят с собой счеты совсем по другим причинам, религиозным. Среди разных сект и радикальных учений суицид часто рассматривается, как возможность спасения или приближения к божественной сути. В нашей подборке собраны самые известные случаи массовых самоубийств, совершенных по разным поводам.

Религиозное движение «Храм Народов», Гайана, 1978. 

Эта страшная трагедия произошла 18 октября 1978 года. Сразу 909 членов то ли религиозного движения, а то ли секты «Храм Народов» покончили с собой. Ужаса добавляет тот факт, что среди погибших было 276 детей. Духовный лидер секты Джим Джонс отдал приказ, согласно которому члены общины сперва дали раствор цианистого калия своим детям, а затем выпили его сами. Среди сотен трупов был найден и сам Джим, только он погиб от огнестрельного ранения. Непонятно в итоге, покончил ли он с собой или же его кто-то убил. Расследование показало, что массовый суицид произошел из-за того, что некоторые члены секты решили покинуть ее ряды. Об этом несколько прихожан незадолго до того заявили конгрессмену Лео Райану. Он посетил общину в Джонстауне, расследуя многочисленные жалобы родственников верующих. Политик предложил всем желающим улететь вместе с ним. Однако сенатору с перебежчиками не удалось этого сделать. Уже на взлетно-посадочной полосе к самолету подъехал трактор с прицепом, где сидели вооруженные люди. Они стали стрелять по пассажирам. В итоге погибло пять человек - сам сенатор Райан, репортер и оператор канала «NBC», фотограф и один из сектантов. После акта массового суицида власти обнаружили аудиозапись обращения лидера секты к своим последователям. Джим Джонс сообщил своим почитателям, что после убийства сенатора потеряли смысл ведущиеся переговоры с Советским Союзом. Раньше лидер общины вел с нашей страной переговоры о переселении туда общины. Джонс испугался, что дети попадут под влияние американских властей и станут их марионетками. Он заявил, что членам движения ничего не остается, как покинуть этот мир.

Джонс и его единомышленники неоднократно высказывали свои симпатии Советскому Союзу. В интервью, данном корреспонденту ТАСС, побывавшему в посёлке, Джонс заявил, что он выбрал для поселения Гайану, потому, что это страна социалистической ориентации.

 В декабре 1977 года члены коммуны Дебора Тушет, Шэрон Амос и Майкл Прокс имели беседу с консулом посольства СССР в Гайане Фёдором Тимофеевым в Джонстауне. Гости передали ряд документов коммуны, спустя неделю жена Джонса — Марселина рассказала историю создания организации и то, что несмотря на их переезд из США, коммуну продолжают преследовать. В коммуне стали распространяться слухи о скором переезде общины в СССР.

 17 марта 1978 года коммуна направила Тимофееву письмо, с прошением о переносе денежных средств.

 19 марта было послано ещё одно письмо с ещё более настоятельной просьбой.

 20 марта делегация из Джонстауна посетила посольство СССР и дала знать о своем намерении просить у СССР политического убежища, а также о желании разместить в Госбанке СССР значительные денежные средства организации, принять советское гражданство и переехать в Союз. Это заявление озадачило дипломатов, и они немедленно занялись обсуждением данного вопроса с Москвой, которая рекомендовала, для начала, отправить в Советский Союз делегацию от «Храма народов».

 18 сентября 1978 года пришло ещё одно письмо.

 27 сентября Фёдор Тимофеев и врач посольства Н. Федоровский приехали в Джонстаун, чтобы сообщить о решении, принятом в Москве, после чего все члены коммуны окончательно поверили в скорый переезд. Для решения практических вопросов переселения был намечен визит Джонса в СССР в конце ноября — начале декабря 1978 года.

 25 октября 1978 года от коммуны пришло письмо с поздравлениями в честь 61-й годовщины Октябрьской революции. Однако развивать дальнейшие отношения с Советским Союзом помешала трагедия.

Горожане Денпасара, Бали, 1906.

На языке жителей Бали есть термин ”пупутан”.

 В переводе с этого языка он обозначает «бой на смерть». Фактически же этот термин означает массовый суицид, проводимый в ритуальных целях. Так народ находит выход от позора поражения и порабощения.

 В истории Бали было немало пупутанов, но самый известный состоялся 14 сентября 1906 года. Тогда непосредственно перед сражением с голландскими оккупантами вся знать города Денпасар во главе с раджой покончили с собой с помощью кинжалов. Завоеватели вступили в город практически без сопротивления, а когда они приблизились ко дворцу правителя провинции Бадунга, то увидели странное зрелище. Из здания под барабанный бой вышла торжественная церемония в роскошных белых погребальных одеждах и золотых украшениях. Жители Денпасара молча подошли к изумленным европейцам. И тут неожиданно главный жрец вонзил кинжал в сердце раджи - это стало отмашкой для начала массового ритуала. Участники шествия начали убивать себя и друг друга, с ненавистью и презрением бросая в солдат золото и драгоценности. В ходе этого пупутана около тысячи горожан лишились жизни.

 На Бали эти события считаются образцом самоотверженного сопротивления захватчикам. Сегодня на том месте, где раньше был дворец, установлен монумент. Памятник изображает мужчину с женщиной и ребенком, которые вооружены ритуальными ножами малайцев.

Жители города Деммин, Германия, 1945.

Немецкий город Деммин расположен в земле Мекленбург-Передняя Померания. В последние дни войны он стал ареной жестокого противостояния вермахта и частей Красной армии. 30 апреля немцы были вытеснены из города: уходя, они подрывали мосты, чтобы замедлить продвижение советских войск. С севера, запада и юга город окружали реки Пеена и Толленс, поэтому бежать мирным жителям было некуда.

Азиатские традиции явно были незнакомы немцам, но в 1945 году они сделали нечто похожее. Когда в город Деммин вошли 1 мая войска Красной Армии, то горожане, напуганные слухами о зверстве солдат, стали в спешке массово убивать себя. И тут не было единственного оружия - ритуального кинжала. Немцы использовали все, что оказалось у них под рукой. Были такие, кто резал себе вены, другие травились, вешались, топились или стрелялись. Многие жители Деммина вообще покидали наш мир целыми семьями. 

Все это, напомним, происходило в самом конце войны, и в немецком обществе стали ходить упорные слухи о зверствах советских солдат и офицеров. Что-то из этого было правдой, что-то – выдумкой пропаганды Геббельса. В общем, напуганные мирные жители стали массово совершать самоубийства. В ход шло все, что было под рукой: пистолет, лезвие, яд, веревка. Многие жители топились в реках Пеена и Толленс: тела из воды извлекали на протяжении нескольких недель. При этом некоторых потенциальных утопленников якобы спасли советские солдаты. Женщины топили своих детей, а затем сами сводили счеты с жизнью. «Я все еще помню реки, красные от крови. Если бы мой брат не остановил маму, она бы утопила нас обоих», – рассказывает местная жительница Барбель Шрайнер, которой на тот момент было шесть лет.

Тех, кто свел счеты с жизнью, хоронили на местном кладбище Bartholomäi. По разным данным, жертвами массового суицида стали от 900 до 2,5 тысячи человек. Всего же, по мнению исследователей, в 1945 году до конца войны от 10 до 100 тысяч немцев добровольно ушли из жизни. Значительная часть самоубийств пришлась на жителей столицы Германии.

При этом были отмечены случаи, когда родители после убийства своих детей по каким-то причинам не смог последовать за ними. Кого-то спасли, а кто-то неправильно рассчитал ядовитую дозу. Пришлось этим несчастным до конца жизни жить с тяжелым моральным грузом.

Жители города Читторгарх, Индия, 1303, 1535 и 1568.

История азиатских стран знает немало прецедентов такого рода. Одна из причин этого кроется в местных традициях. Джаухар – именно так назывался обычай, по которому знатные раджпутские женщины сжигали себя в случае вторжения неприятеля. Акт самосожжения происходил не после битвы, а до нее. Таким образом в сердца воинов вселялась ярость, и они сражались с еще большим остервенением.

Расположенный в северо-западной части Индии город Читторгарх (столица княжества Мевар) пережил три осады, при которых жители массового практиковали джаухар. Самая известная произошла в 1303 году, когда город осадил делийский султан Ала-уд-Дин. В эпической поэме «Падмават» описывается, как султан нападает на город, желая заполучить прекрасную царевну Рани Падмини. Однако последняя совершает джаухар вместе с другими женщинами. Общее количество совершивших самосожжение придворных дам иногда оценивают в 700 человек. Впрочем, о столь давних событиях сложно говорить с уверенностью.

Неслучайно рядом с этим городом стоят целых три даты массовых самоубийств. Такой ритуальный акт стал для горожан уже своеобразной традицией, способом избежать попадания в плен. В Раджпуре есть древняя традиция - если у города нет возможности отбиться от осаждающих, то его жители должны произвести массовое самосожжение. И обряд этот состоит из двух частей. Сперва женщины и дети добровольно идут на костер, это называется джаухар. После их смерти наступает очередь мужчин. Их часть обряда зовется сака и является последним смертельным боем, с которого обратно уже никто не возвращается.

 В 1303 году при осаде города Читторгарх войсками султана Дели Ала-уд-дина Хилджи начало ритуалу положили придворные дамы во главе с королевой Рани Падмини. После самосожжения семисот женщин мужчинам ничего не оставалось, как доказать свое мужество, поднявшись на смертный бой.

 Аналогичный обряд был совершен и в 1535 году при осаде города войсками гуджаратского султана Бахадур-шаха. А в 1568 году с массовым суицидом столкнулся уже напавший на городе Акбар I Великий.

Тевтонские женщины, Экс-ан-Прованс, Франция, 102.

Это массовое самоубийство стало одним из самых первых в истории.

 Оно произошло в 102 году на юге Франции. Там состоялось сражение, вошедшее в историю, как битва при Аквах Секстиевых. В ее ходе римляне под командованием Гая Мария полностью разгромили тевтонские племена. Условия капитуляции были такими, что тевтонцы должны были отдать победителям в рабство 300 своих жен.

 Узнав об этом, женщины умоляли своих новых хозяев отпустить их служить в храмы Цереры и Венеры. А когда римляне отказались сделать это, то женщины убили своих детей, а потом покончили с собой. И этот смелый поступок вошел в легенды не только германских народов, но и Рима. Даже враги восхитились тем, как женщины проявили героизм и беззаветную преданность своей отчизне.

Члены религиозного движения «Орден солнечного Храма», Швейцария и Канада, 1994–1997.

Бывает и так, что самоубийство приносит людям посмертную известность и даже славу. Об «Ордене солнечного Храма» мало кто вообще слышал, пока в 1994 году не произошло событие, новость о котором разлетелась по всему миру. А ведь секта появилась на свет еще в 1984 году.

 Ее основали в Женеве преподаватель Жозеф ди Мамбо и врач Люк Жоре.

 Со временем головой офис религиозной организации перебрался в Цюрих, а в разных городах Швейцарии, Канады и других стран стали появляться отделения. Верующие считали, что в середине 1990-х состоится Апокалипсис. А для того, чтобы заслужить прощение божье и перейти на новый духовный уровень, надо добровольно уйти из этого мира. В соответствии с этими идеями ночью с 4 по 5 октября 1994 года около полусотни членов «Ордена» в Швейцарии и Канаде покончили с собой. Оставшиеся в живых подожгли те здания, в которых и состоялся обряд. Еще через год подобный путь к спасению обрели еще 16 последователей идей ди Мамбро и Жоре. Последняя волна состоялась в марте 1997 года, когда самоубийство совершили еще пятеро верующих. В своих предсмертных записках они поведали, что этот шаг является способом убежать от лицемерного мира, полного угнетения свободы человека. При этом члены ордена прославились не только массовыми суицидами, но и вполне реальным убийством невинного. Ими в октябре 1994 году в канадском Квебеке был жестоко казнен трехмесячный Эммануэль Дютуа. А во всем виноват ди Мамбро, который смог распознать во младенце Антихриста. В результате ребенка несколько раз пронзили деревянным колом.

Адепты религиозного движения «Небесных врат», ранчо Санта-Фе, штат Калифорния, США, 1997.

Название этого культа можно перевести, как «Небесные врата» или «Врата рая».

Основателем его являлся Маршалл Эпплвайст, сам по себе довольно скандальная личность и сомнительный пророк. Он объявил себя воплощением Иисуса Христа и призывал своих верующих отказаться от удовольствий и жизненной суеты, ведь скоро наступит Конец света, и все отправятся на небеса. Многие из идей Эпплвайта явно нелепы и абсурдны, но это не помешало ему внушить некоторым своим последователям мысли о самоубийстве. Маршалл убедил адептов своих «Врат», что для путешествия в рай им понадобится космический корабль пришельцев. Он следовал за кометой Хейла-Боппа. Чтобы попасть на космолет, членам секты надо было совершить самоубийство. Незадолго до этого некоторые члены секты еще и подвергли себя кастрации, готовясь к будущей бесполой жизни. И вот 24 марта 1997 года началось то самое долгожданное путешествие. Подготовка к нему растянулась на три дня. Верующие посмотрели в кинотеатре в очередной раз любимый фантастический фильм, съели по вегетарианской пицце и поехали домой. Поклонники учения Маршалл выпили фенобарбитал, замешанный на водке и ананасовом соке. А если яд окажется недостаточно сильным, верующие еще и закрывали головы заснувших пластиковыми пакетами и фиолетовыми тканями, следуя за ними. При этом верующие оставили в Интернете предсмертные послания. У каждого «спасенного» в кармане было обнаружено по 5,75 доллара. Рядом с самоубийцами лежали бережно упакованные вещи, которые могли бы пригодиться им в новой жизни.

Еврейские повстанцы, крепость Масада, Израиль, 73.

Неподалеку от современного израильского города Арад, на побережье Мертвого моря, находилась древняя крепость Масада. Ее осадили в 73 году римские войска - шла первая иудейская война. Однако защитники проявили невиданное упорство, не желая сдаваться. И только когда римляне подожгли деревянные стены крепости, судьба Масады была решена. Осаждали крепость 15 тысяч отборных легионеров, а внутри полуразрушенной крепости они обнаружили лишь тела 960 человек. Оказывается, дабы избежать пленения, мужчины Масады убили своих жен и детей. Затем согласно жребию были выбраны те десять человек, которые убили всех остальных. Этот подвиг еврейских воинов вошел в работу историка Иосифы Флавия «Иудейская война». Правда, сегодня бытует версия, что суицид совершило не так много защитников, а Флавий просто преувеличил. Дело в том, что при раскопках были найдены останки всего 28 человек, но остальные тела вполне могли полностью сгореть в ходе пожара.

Танец женщин Залонго, Греция, 1803.

В 1803 году небольшое греко-албанское племя, суулиоты, потерпели поражение от армии Али-Паши Тепеленского. Этот правитель Албании являлся вассалом Османской империи. А решающее сражение произошло рядом с деревней Залонго. Когда ее жителям стало ясно, что суулиоты терпят поражение, местные женщины решили покончить с собой. Ведь все были наслышаны о том, каково живется рабам Али-паши. И массовый суицид происходил необычно - с песнями и танцами. В последний путь женщины направились к пропасти, куда сталкивали своих детей и прыгали вслед за ними. Позже этот групповой акт назвали «Танец Залоного». А в память о храбром поступке женщин племени суулиотов рядом с обрывом установлен монумент. На памятнике изображен тот самый смертельный танец непокорных женщин.

Сайпан, Япония, 1945.

Ни одна война в истории не принесла столько горя и страданий, как Вторая мировая. Случаи массовых самоубийств были особо распространены в самом конце войны на территории японских островов. Летом 1944 года США атаковали принадлежащие Империи восходящего солнца Марианские острова, на которых находилось много гражданских.

 В 1945 году судьба Японии во Второй мировой войне уже была решена. Многие жители и воины Страны восходящего солнца, не в силах пережить позора убивали себя. Битва на острове Сайпан вошла в историю, как проявление не стратегических талантов военных, а как акт массового неповиновения. Японская пропаганда вовсю трубила о том, что после захвата острова американцами местные жители будут подвергаться пыткам. Власти отдали приказ всем оставшимся в живых доказать свою преданность императору и совершить акт самоуничтожения. Местные жители стали массово спрыгивать со скал и топиться в море. Самая массовая сцена произошла на скале Марпи, высотой в 250 метров. На глазах у американцев целые семьи японцев прыгали оттуда вниз. Сперва родители сталкивали маленьких детей, потом старших и следовали уже за ними. Массовый акт неповиновения стоил жизни 22 тысячам гражданских лиц.

Нужно сказать пару слов о менталитете японцев, в рамках которого сдача врагу считалась чуть ли не главным позором в жизни. Жены открыто говорили отправлявшимся на войну мужьям: «Лучше умри, но не сдайся неприятелю». К 1944 году Япония еще не привыкла к массовым капитуляциям; это случится позже, во время сражения за Окинаву в 1945-м. Пропаганда успешно пугала солдат и мирных граждан «зверствами янки». Им, в частности, говорили, что американцы привяжут руки к одному джипу, а ноги к другому и разорвут тело пополам (и это далеко не самое жуткое, о чем вещала пропаганда). Но многие солдаты и офицеры, как мы уже сказали, и так были готовы умереть за бога-императора, без новых напутствий.

У США было превосходство в воздухе и на море, а десант высадился на остров Сайпан и успешно продвигался вглубь. Защищала остров 31 тысяча японских военнослужащих, из которых 5 тысяч покончили с собой, чтобы не попасть в плен. Они прыгали со скалы с криком «Банзай», из-за чего последняя получила название «Банзай-Клифф». Так же поступили и гражданские: родители толкали вниз детей, а затем прыгали сами. Есть мнение, что жертвами массового суицида стали 22 тысячи обычных японцев (всего на острове находились 50 тысяч военных и мирных граждан). Эта цифра ставится под вопрос, но одно известно точно: тысячи японцев добровольно свели счеты с жизнью. И похожую картину можно было наблюдать в разных районах тихоокеанского театра военных действий вплоть до самого конца войны.

Всемирный торговый центр, США, 2011.

В этом случае стоит говорить о том, что самоубийство стало для многих альтернативой другой, более мучительной смерти. После атак самолетов террористов на башни Всемирного Торгового Центра сотни людей оказались в ловушке, не в силах выбраться из окружения огня. Многие из них предпочли выброситься в окна и разбиться об землю. И таких невольных самоубийц оказалось около 200. Последние мгновения их жизни телевидение транслировало на весь мир.

Движение за возрождение десяти заповедей Бога, Уганда, 2000.

Из всех современных случаев массового суицида именно этот является самым пугающим. Причина – в огромном количестве жертв. Всего более 750 человек стали жертвами убийств и самоубийств. Инцидент неразрывно связан с личностью бывшей проститутки Кредонии Мверинды, в свое время заявившей, что она «получила приказ от Девы Марии». К секте примкнули, в том числе, влиятельные люди, такие как землевладелец Джозеф Кибветере. Это позволило быстро заручиться политической поддержкой и расширить влияние.

Трагедия произошла 17 марта 2000 года. Руководство объявило об очередном «конце света» (предыдущий, намеченный на 1 января, так и не наступил). Все имущество сектантов распродали, а их самих заставили усердно молиться вплоть до наступления апокалипсиса. Эпилогом деятельности «спасителей» стала гибель 500 членов общины: они взлетели на воздух вместе с церковью, когда кто-то поджег 100 галлонов бензина. Свидетели говорят, что окна церкви были заколочены, дабы никто не выбрался наружу. В силу этого вообще сложно с уверенностью сказать, идет ли речь о суициде или об убийстве. Впоследствии на территории секты, огороженной забором, нашли массовые могилы, где были зарыты десятки других тел. Некоторых задушили, другие были зарублены топором людьми Мверинды.

А вот самой Кредонии удалось скрыться: некоторые видели, как она уехала куда-то на своем автомобиле. О местонахождении лидера секты ничего неизвестно до сих пор. Сейчас эксперты рассматривают Движение за возрождение десяти заповедей Бога в качестве одного из ярких примеров тоталитарных сект.

Благодарю за терпение

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Подписаться




или по почте

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов




Свежие комментарии