Говорить "лаконично" Или мудрость веков...


Континенталист, 7.03.2016 16:02   –   cont.ws


Говорить лаконично, значит коротко и емко передать свою мысль буквально одной фразой. Лаконично - пришло в наш язык от Лаконии (или Спарты) - военного государства, существовавшего на территории современной Греции еще до нашей эры….

Но мой пост не совсем о лаконичных фразах (хотя постараюсь построить изложение именно на них)…. 

Попробуем посмотреть в прошлые века и найти там мудрость, нужную нам сейчас, в нашем безумном бегущем современном мире….

Итак,

Военное искусство по Сунь Цзы

2500 лет назад Сунь Цзы сформулировал принципы военных действий, именуемые ныне «непрямой стратегией»:

Не смей наступать первым — выжидай.

Не смей наступать и на вершок, лучше отступи на аршин.

Непобедимость есть оборона, возможность победы есть наступление.

Надо уметь действовать, бездействуя, поражать без усилий. В битве побеждает тот, кто перед битвой осторожничал.

«Тот, кто умеет вести такую войну, — подчеркивал Сунь Цзы, — покоряет чужую армию, не сражаясь, берет чужие города, не осаждая их, сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго».

Сунь Цзы о военной хитрости

Сунь Цзы одним из первых возвел в принцип военного искусства военную хитрость: «Война — это путь обмана. Поэтому, если ты близко от противника, показывай ему, что ты далеко; если ты можешь что-нибудь, показывай, будто не можешь».

(Не напоминает тактику нашего Лидера????)……

Далее, опустив древние Индию и Персию, перейдем к Греции….

Мильтиад — герой Марафонского сражения

В 490 г. до н. э. на побережье Греции высадилось грозное войско персидской державы Ахеменидов. Решающую роль в отражении нападения сыграли Афины.

На заре европейской военной истории ярко вспыхнула звезда афинского полководца Мильтиада. В сражении при Марафоне он сокрушил персидскую армию, значительно превосходившую греков своей численностью. Греческая фаланга стойко выдержала мощную атаку персидской конницы и по знаку Мильтиада (позже военные специалисты назовут этот сигнал «изумительно точным по месту и времени») перешла в, сокрушительное контрнаступление.

В память об этом сражении появилась марафонская дистанция в беге длиной 42 км 195 м. Именно столько, торопясь изо всех сил, пробежал от Марафона до Афин греческий воин Федипед — вестник победы. Сообщив благую весть, он умер, полностью обессиленный.

СПАРТАНЦЫ

Свобода по-спартански

Наряду с Афинами другим ведущим государством Древней Греции была Спарта (или Лакония, Лакедемон). С нею в мировой истории связаны образцы мужественного, «спартанского» воспитания и военных доблестей.

По законодательству Ликурга всем мужчинам-спартанцам было запрещено заниматься чем-либо, кроме военной подготовки. Когда афиняне изгнали из своего города одного из граждан за тунеядство, то в Спарте говорили: «Покажите нам этого человека, наказанного за любовь к свободе!»

Впрочем, свобода лакедемонян была нелегкой: большую часть жизни они проводили в военных лагерях.

Из законов Ликурга

Один из законов Ликурга гласил: «Лакедемоняне, ведите войны редко, чтобы не научить военному искусству самих врагов наших».

Другой закон предписывал спартанцам не преследовать бегущего неприятеля, который в противном случае будет побужден остановиться и проявить мужество.

Богатство — причина войн

Как-то спартанцы спросили Ликурга:

— Как сделать, чтобы соседние страны не нападали на нас?

— Оставайтесь мужественными, но бедными, не будьте ни в чем богаче соседей, чтобы не возбудить у них зависти.

Ликург ввел законы, фактически упразднившие в Лаконии богатство.

Люди-стены

Однажды Ликург выразился об укреплениях города так: «Если город укреплен людьми, а не кирпичами, то у него есть стены».

«Со щитом или на щите»

Матери в Спарте, провожая сыновей на войну, напутствовали их словами: «Со щитом или на щите». Мужественно погибнуть в бою и быть принесенным домой «на щите» было столь же почетно, как и возвратиться «со щитом» в качестве победителя.

Спартанец, проявивший трусость в сражении, лишался тем самым чести. Каждый, с кем он встречался, мог ударить его.

Привычка к краткости

Речь спартанцев была чрезвычайно краткой (слово «лаконизм» произошло от Лаконии).

Односложными были и песни спартанцев. Вот, например, хор стариков начинал:

— Когда-то мы были молоды и храбры.

Мужчины продолжали:

— Теперь храбры и сильны мы. Проверь, если хочешь!

Детские голоса подхватывали:

— А мы со временем будем храбрее всех вас!

Подвиг у Фермопил

Во время очередного нашествия на Грецию персов Спарта и Афины, несмотря на извечное взаимное соперничество, встретили врага вместе.

Первый бой произошел у Фермопильского ущелья, которое защищал отряд во главе со спартанцем Леонидом. Защита Фермопил овеяна легендами.

Когда греки сообщили Леониду, что огромная армия Ксеркса приближается, тот спокойно заметил: «Отлично. Значит, и мы приближаемся к врагу».

Видя малый отряд греков, Ксеркс послал к Леониду своих парламентеров с предложением сдать оружие. Персы услышали такой ответ: «Приди и возьми».

Персидские парламентеры удивились и пригрозили: «Наши войска столь многочисленны, что, пустив стрелы, могут затмить солнце!» — «Тем лучше, — крикнул кто-то из спартанцев. — Мы будем сражаться в тени».

Память Фермопил

300 спартанцев до конца защищали Фермопилы и все до одного погибли. Их предводитель Леонид был обезглавлен персами и распят на кресте. На камне у Фермопил впоследствии была сделана надпись: «Путник, весть отнеси гражданам Лакедемона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим».

Ну и, напоследок, немного о великом греческом полководце Эпаминоде

Мудрость Эпаминонда

Выдающийся древнегреческий полководец Эпаминонд происходил из фамилии фиванских царей и благодаря образованию, учебе у философов школы Платона быстро выдвинулся среди сограждан. Некий Спинтор из Тарента говорил: «Я никогда не видел человека, который бы знал столь много, но говорил так мало».

Неподкупность Эпаминонда

Эпаминонд жил скромно, почти бедно, имея только одну пару платья. Персидский царь Артаксеркс, сеявший денежными подкупами раздоры в Греции, пытался подкупить и его. Фиванец отверг деньги и подарки, сказав: «Все богатства мира не могут меня склонить к измене своему отечеству». 

(Не правда ли, достойно!)

Эпаминонд — военный руководитель Фив

Предвидя, что междоусобная борьба в Греции захватит и Фивы, Эпаминонд все силы употребил для обучения фиванцев военному делу. Древнегреческие историки свидетельствовали, что фиванцы жили «в безделии и веселиях, и из этих-то людей произвел он воинов и офицеров».

Однажды, когда в Фивах кипела подготовка к войне со Спартой, смертельно уставший за день Эпаминонд вернулся домой, чтоб отдохнуть, и тут ему доложили, что один гражданин неожиданно умер. «О, боги, — воскликнул полководец, — как он умудрился умереть посреди таких больших дел!»

Дума Эпаминонда

В праздничный день, когда все веселились, Эпаминонд прогуливался по Фивам хмурый и задумчивый. «Почему ты не веселишься?» — спросил его один из друзей. — «Думаю, чтобы вы могли пить и ни о чем не думать», — ответил он.

Как обезглавить противника

Однажды во время обучения войск Эпаминонд поймал большую змею и, отрубив ей голову, сказал своим подчиненным: «Вы видите, что по отделении головы оставшаяся часть тела безопасна. Точно так же, если мы сокрушим главу неприятелей, то есть лакедемонян, их союзники будут беспомощны».

Необыкновенная победа Эпаминонда

Во главе хорошо обученного войска Эпаминонд смело выступил навстречу вторгшейся в Беотию армии спартанцев во главе с Клеомбротом. В сражении при Левктрах (371 г. до н. э.) Спарта и ее господство в Греции подверглись сокрушительному удару. Впервые в истории военного искусства отойдя от равномерного линейного построения войск, Эпаминонд сосредоточил большую часть войск на одном из флангов и нанес массированный удар по противнику, разрушив его боевые порядки. Это было новым словом в военном искусстве. Так были открыты принципы массирования сил и средств и сосредоточения войск на главном направлении.

Фиванское войско и сам Эпаминонд бурно радовались победе при Левктрах. На следующий день празднество продолжалось, но Эпаминонд стал пасмурным и молчаливым. Он объяснил это так: «Я наказываю теперь себя для того, чтобы быть самим собой».

Можно ли судить победителя

В Фивах граждане тоже радовались победе Эпаминонда над спартанцами при Левктрах. Но фиванцы не были бы греками и демократическим городом-государством, если бы вскоре не сменили радость на гнев. Эпаминонд был обвинен в чрезмерной осторожности действий после Левктр и самовольном продлении своих полномочий полководца на четыре месяца. Ему грозила смерть.

Речь полководца на суде была твердой: «Что ж, я умираю за то, что благополучно предводительствовал вами в Лаконии! Я умираю за ваши победы и за возвышение вашего могущества! Сии-то преступления осуждают меня на смерть. Прошу сообщить о них потомству: напишите их на моем гробу. Я умру без сожаления, если вы пообещаете это сделать».

Эти слова заставили фиванцев одуматься, и Эпаминонд был прощен.

Смерть Эпаминонда

Во время нового похода фиванского войска против Спарты в сражении при Мантинее (362 г. до н. э.) жизнь Эпаминонда оборвалась. Он проявил неосторожность, сам вступив в бой, и один лакедемонянин нанес ему удар копьем. От сильного удара оно сломалось, и железный наконечник остался в груди полководца, извлечь его означало бы мгновенную смерть. Эпаминонд спросил у соратников, окруживших его, кто побеждает в сражении? Ему сообщили, что противник оставил поле боя. «Что ж, я умираю с той честью, что никогда не был побежден», — сказал Эпаминонд и велел выдернуть остаток копья из его тела.

Ну вот так как то… А сколько еще в истории человечества было самоотверженности, подвигов во имя Родины….. И ведь это не возможно измерить в УЕ????

 Ссылка на первоисточник https://coollib.com/b/260716

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии


51bd0598c7fe932e8a4feb37f5354fda?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 21:04

hm