Российские мануфактуры, или страна развивается


Континенталист, 22 марта 2016   –   cont.ws



Нам привычны такие названия промышленных предприятий, как завод, фабрика, птицеферма и им подобное. Раньше всё это и ещё банки   назывались мануфактурами. Само слово говорит за себя: позднелатинское manufactura, от латинских слов manus — рука и factura — изготовление. То есть это самое раннее объединение производств, в которых преобладает ручной труд, и частично труд механизирован. Причём, в мануфактуре труд уже начинает разделяться, то есть конкретные люди изполняют конкретную работу: шлифовщики занимаются шлифованием, красильщики - окрашиванием и т.д.

До появления мануфактур были ремесленники, которые все операции изготовления какого-либо продукта проделывали от начала до завершения. Потом стали организовываться артели, где труд разпределялся всё более, но был ручным.И, кстати, артели продолжали существовать наряду с появившимися мануфактурами.

В России к 1843 году мануфактуры уже были развиты и находились в стадии перехода к промышленности, в которой доля ручного труда была сравнима с долей труда выполняемого при помощи механизмов, станков и т.д. О состоянии промышленности к середине XIX можно узнать, например, из этой книги:

http://starieknigi.info/Knigi/…

Там много сведений, например, о том, где и как готовились трудовые кадры для промышленности. Так мы узнаём, что уже существовали мануфактурные учебные заведения, которые обучали не только с пансионом для учащихся, но и людей приходящих - вольных слушателей. Например, только в Петербурге были

В этой книге не только условия приёма, но и разписание занятий (по времени), условия проживания и обезпечения учащихся, дисциплины, которым обучают, кем становятся успешно сдавшие изпытания по завершении учёбы.

Естественно, что в каждом учебном заведении, в зависимости от основной направленности обучения, были свои дисциплины. Ещё пример

Итак, мы видим, что дело образования в России уже не находится в самом зародыше, а есть законодательная база, есть производственные мощности (здания, инструменты, всё необходимое для обучения), учебная программа и преподаватели. Преподавание к этому времени уже ведут на русском языке (первые учебные заведения приглашали преподавателей иностранцев).

http://starieknigi.info/Knigi/…

Можно увидеть все роды занятий, ремёсел 

Список впечатляет! Обратите внимание, указаны водоливные машины, токаря, бумагодельщики, строгательные заведения и т.д. Это говорит о некоторой механизации труда.

Развивается наука, развивается и техника. Например, можно вспомнить

гениального инженера и механика  Бетанкура http://cont.ws/post/227803

машину для делания кирпичей Сиверса http://cont.ws/post/227617

и многое, и многих.

Начало этому мы встречаем уже во времена Петра

В книге, о которой я разсказывала здесь http://cont.ws/post/229511 , также имеются сведения о мануфактурах. Например:

Развивающаяся механизация не только облегчала труд, но и позволяла высвободить для других целей рабочие руки. То есть уже не нужно было, как при Петре Первом собирать такое большое количество людей, о котором, например, пишет Перри Джон

Всё было постепенным и естественным. Всё имело свою причину и произходило в условиях той среды. Поэтому глупо пытаться “втиснуть” в эту среду невозможные в ней технологии.

Желаю всем здравствовать!

Let’s block ads! (Why?)

Подписаться




или по почте

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии