Методы эффективного обучения


Континенталист, 1.07.2016 08:41   –   cont.ws


Основную роль в процессе обучения играет мотивация. Нельзя заставить ученика что то выучить или понять, если он сам этого не хочет. Поэтому результат обучения в итоге сводится не к качеству подаваемого материала, а к желанию учеников этот материал усвоить. Учебный материал может быть так себе, но если ученики мотивированны на достижение результата, то они сами найдут способ дополнить предоставленный учебный материал.

Секрет мотивации в том, что человека невозможно мотивировать из вне. Преподаватель может только проявить внутреннюю мотивацию учеников, другими словами, привязать их внутреннюю мотивацию к преподаваемому материалу. Но если таковой мотивации нет, то научить человека чему-либо не представляется возможным.Поэтому первое с чего нужно начать процесс обучения, это привязать мотивацию учеников к процессу обучения. Другими словами обучаемые должны увидеть смысл в том, что они делают. Чем больше они будут видеть смысла в процессе обучения, тем усерднее они будут обучаться. Уровень мировоззрения у всех обучающихся различный. Поэтому мотивация бывает очень разной. Если посмотреть на пирамиду потребностей Маслоу ( http://constructorus.ru/psixol… ), то можно увидеть, что мотивация может быть следующей:

  1. Человеку банально нужно что то кушать

    2. Необходима уверенность в завтрашнем дне

    3. Желание приобщиться к ценностям и информации определенной социальной группы  

    4. Ему нужно уважение и пристиж

    5. Ему просто интересно, потому что хочется самореализоваться.

    Первые две ступени мотивации, на сегодняшний день упираются в деньги. Если есть деньги, то есть уверенность в завтрашнем дне и есть что покушать. 

    3 и 4 пункты, в нашем случае, относятся к карьерному росту. То есть человек должен понимать к какой профессиональной группе он будет принадлежать, какие есть у нее возможности, ресурсы, доступная профессиональная инфраструктура в данном населенном пункте и т. д. Здесь нужно просто обрисовать все самые существенные элементы местного профессионального сообщества.

    5 пункт не мотивируется. Потому что человек сам решает для себя интересен ли ему преподаваемый материал или нет, причем делает это еще до того момента как придет на занятия. 

    Поэтому вторая половина первого занятия должна быть посвящена кратким ответам на следующие вопросы:

    1. Сколько можно зарабатывать  пройдя обучение

    2. Доступная инфраструктура, реализующая профессиональные возможности

    3. Ступени профессионального и карьерного развития (желательно привязать к доходам)

    Нужно учитывать, что чем ниже в пирамиде Маслоу лежит мотивация, тем она сильнее. Желание кушать намного сильнее желания самореализоваться. Поэтому начинать нужно с самых сильных мотивирующих элементов, постепенно спускаясь к менее значимым - деньги, профессиональная группа, профессиональный и карьерный рост.

    Есть еще один парадокс обучения - чем сильнее внутренняя мотивация ученика, тем меньше у него необходимых навыков. То есть менее мотивированный ученики будут больше работать самостоятельно, а более мотивированным нужна будет помощь. 

    Поэтому процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы те  кто быстро и самостоятельно справляется с заданиями были чем то заняты, пока с другими работает преподаватель. 

    Фокус в том, что люди с высокой мотивацией будут работать и дома. А люди с низкой мотивацией будут работать только на занятиях. Поэтому занятие должно быть построено таким образом, чтобы на нем можно было освоить текущий материал и выполнить домашнее задание. 

    Как следствие, начинать занятие нужно с плана этого занятия. План занятия должен включать в себя:

    1. Обязательная для всех часть занятия, которую обязаны пройти все присутствующие на уроке.

    2. Домашнее задание, которое можно сделать на уроке или дома (по желанию).

    3. Задания для тех, кто выполнил все предыдущие пункты. (По желанию).

    Нет смысла настаивать на выполнении второго и третьего пункта потому, что преподаватель не в состоянии замотивировать  обучающегося. Мотивация либо есть, либо ее нет. Если на первом занятии грамотно были построена мотивирующая часть, то большего Вы уже не сможете из них выжать никаким образом. Дальнейшие попытки мотивировать приведут только к демотивации. 

    Поэтому важно в мотивирующей части объяснять все кратко, предельно точно и предельно честно. Если эти правила не будут соблюдены, то мотивирующая часть может стать демотивирующей.

    Ученики делятся на 3 категории:

    1. Быстро разбираются с заданиями на уроках, но редко выполняют домашние задания

    2. На занятиях активно работают с преподавателем и выполняют домашние задания

    3. Работают по минимуму

    Это данность, которая выше любых усилий преподавателя. Все что может сделать преподаватель, это построить обучающий процесс таким образом, чтобы каждая группа учеников получила от занятия то что им нужно.

    Если люди работают по минимуму, это просто значит, что им это обучение не нужно и изменить здесь ничего нельзя. 

    Ну и последняя рекомендация - по окончании обучения желательно  предоставлять ученикам возможность включиться в профессиональную деятельность соответствующей социальной группы. Туда можно смело включать первые две группы обучающихся. Третьей группе это не нужно. Если же нет возможности привлечь к трудовой деятельности всех, то  я бы рекомендовал первую группу.

    Причем возможность привлечения обучающихся к трудовой деятельности лучше декларировать на первом занятии в мотивирующей части.

    Если обучение длится  год или больше, то мотивирующую часть занятия нужно проводить примерно раз в 4 месяца. 

Let’s block ads! (Why?)



или по почте

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов




Свежие комментарии