Ирина Алкснис: Государство как судьба


Континенталист, 4.08.2016 06:50   –   cont.ws


Масштабные кадровые перестановки последнего времени не оставляют вариантов для интерпретаций – что-то происходит. Но что именно? Версии разнятся от очередного раунда борьбы между «башнями» до установления диктатуры силовиков.

Полагаю, что все куда серьезнее и масштабнее. В России вошла в финальную стадию трансформация государственной системы, которая по ее окончании должна обрести полную суверенность и независимость от человеческого фактора.

В России традиционно крайне велико значение личности, занимающей ключевой пост в стране. У такого подхода есть свои достоинства, но главный недостаток носит настолько фатальный характер, что уже как минимум трижды оборачивался национальной катастрофой.

При этом вполне возможно существование системы, в которой человеческий фактор будет сведен к минимуму и угрозы в результате того или иного неудачного выбора конкретной личности будут купироваться самой сложившейся структурой.

Примеров таких систем не очень много, но они есть – Великобритания, США (чья система успешно справилась даже с вызовом гражданской войны; правда, пока не ясно, сможет ли она преодолеть текущий кризис).И именно такая – независимая от человеческого фактора – система формируется ныне в России.

Как это стало возможно – предмет для исследований, самые серьезные из которых начнутся в лучшем случае через несколько десятилетий. Однако определенную реконструкцию провести можно.

Ниже представлена вольная фантазия на тему. Любые совпадения с реальными лицами и событиями носят случайный характер.

В конце 1990-х годов Россия находилась на грани окончательного государственного коллапса. И в этот момент в ее правящей элите сформировалась небольшая группа людей, которые поставили своей целью преодоление данного процесса.

Думали ли они о возрождении России как великой державы? Неизвестно.

Кремль начал процесс самоочищения системы от фигур, которые имеют серьезные уязвимости (фото: Григорий Сысоев/РИА Новости)Не исключено, что главным их отличием от оппонентов было то, что, если те занимались бездумным сиюминутным разграблением страны, то эти решили, что государственная стабильность и дееспособность способна им (и их детям) обеспечить более благополучную, длительную и безопасную жизнь, нежели у оппонентов.Но для этого надо было прекратить распад государственности и восстановить ее дееспособность. И данная группа занялась решением данной задачи, тем более что ее участник встал во главе страны.

События последующих полутора десятилетий – это история о том, как государство (не те или иные представители власти, а обезличенная система управления) постепенно, буквально по полшажочка восстанавливалось в своих полномочиях и правах.

Процесс этот шел практически незамеченным, поскольку публично его перекрывали куда более громкие информационные поводы, а даже те, что получали внимание публики, обычно интерпретировались в контексте актуальных политических событий и борьбы элитарных кланов.

Государство отвоевывало свое руками той самой элитарной группы, что пришла к власти в стране в конце 1999 года.

Первой важной задачей стало возвращение контроля над финансовыми потоками. Потребовалось одно большое показательное дело (ЮКОС) и несколько поменьше, чтобы процесс пошел. Корпорации возмущались, вздыхали и ругались, но начали платить в бюджет.

Затем начался процесс возвращения управляемости системой (сначала над ключевыми узлами и механизмами, а затем тотальный). Опорой режима стала бюрократия.

И вот тут произошло забавное расхождение, которое вот уже много лет вызывает возмущение и критику в обществе.На ключевые структуры ставились люди по принципу лояльности. За лояльность к себе власть закрывала глаза практически на любые злоупотребления чиновников. Главным было купирование системных угроз – будь то возвращение под контроль государства розданных иностранцам в предыдущий период российских месторождений или продолжение космической программы.

На фоне решения данных глобальных задач любое воровство (даже эшелонами и сотнями миллионов) было мелочью.

Зато снизу постепенно началась антикоррупционная чистка. По мелкому и среднему чиновничеству покатился правоохранительный каток.

Часто идут жаркие споры о мотивации в действиях российской власти. Был ли во всех изменениях последних 16 лет один грандиозный хитрый план по спасению страны? Или все это большая случайность и стечение обстоятельств?

Возможно, истина лежит где-то посередине.

В тот момент, когда часть российской элиты в борьбе за собственное личное будущее сделала ставку на государство, она оказалась вынуждена учитывать его объективные интересы – иногда в ущерб собственным личным.

Например, возможно, Кремлю и не хотелось бы тратить бешеное количество триллионов на модернизацию и реформу российской армии, но у него в буквальном смысле не было выбора.

Возможно, не было никакого личного интереса у правящей элиты создавать сеть кадетских училищ, которые ныне готовят новые поколения управленцев для страны. Но это (как и многое другое) понадобилось государству – и эта система подготовки кадров появилась.

Связав свою личную судьбу с судьбой российского государства, многие шаги российской власти стали предопределяться его нуждами, и чем дальше, тем сильнее (даже если некоторые ее участники по-прежнему мечтали о роскошной жизни на Лазурном берегу и владели офшорными счетами).Текущий период интересен тем, что государство начало избавляться от людей, которые предыдущий период были неприкосновенными. Эти люди последние полтора десятилетия выполняли те самые важнейшие задачи для восстановления влияния и мощи государства. Некоторые из них связаны давними личными отношениями с президентом страны.

Но все это разом оказалось неважно – идут отставки, возбуждаются уголовные дела, СМИ широко освещают неприятные и даже унизительные для них скандалы.

И тут возникает закономерный вопрос: почему? Что изменилось?

Ответ на этот вопрос прост: российская государственная система настолько вернулась в силу, что у нее наконец исчезла зависимость от конкретных личностей. Никто, ни одно должностное лицо больше не может нанести ей неприемлемого ущерба. Ну, за исключением разве что лично президента.

В результате начался процесс самоочищения системы от фигур, которые имеют серьезные уязвимости.

Чиновник мог внести серьезный вклад в дело ЮКОСа, или в возвращение важных активов под контроль государства, или в реализацию масштабного проекта, но это больше не является оправданием связей с сомнительным бизнесом, криминальным авторитетом или тем паче с бандой черных риелторов.

Все это становится для государственной системы неприемлемым риском, и она начала активно избавляться от таких фигур.

Им на смену приходит новое поколение чиновников, которых все жестче тестируют на отсутствие компрометирующих обстоятельств и уязвимых мест – будь то семья за границей или криминальные связи.

Причем это процесс объективный, если угодно – общественно-исторический, освободившийся от воли отдельных, даже самых влиятельных людей. Он не связан с желаниями даже высших руководителей страны.

Те в данный момент просто следуют древней мудрости: государственная система, которой они сами помогли возродиться из пепла 90-х, выступает в роли судьбы, которая желающего ведет, а нежелающего тащит.

Источник: http://www.vz.ru/columns/2016/…

Сегодня в СМИ




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 21:04

hm
5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 15:37

*у нас