Павел I: „Лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за неправое”


Континенталист, 11.10.2016 10:30   –   cont.ws


«У нас нет даже краткого,

фактического обозрения павловского периода русской истории:

анекдот в этом случае оттеснил историю»

С. В. Шумигорский

Вступление

В отечественной истории немного найдётся исторических личностей, образы которых однозначно (положительно или отрицательно в данном случае не важно) оцениваются хотя бы большинством российского общества. Напротив, в современном русском историческом сознании большинство наиболее значимых личностей рассматриваются не просто неоднозначно, а, как правило, ещё и с диаметрально противоположных позиций, в результате чего их характеристики становятся ангажированными и весьма далёкими от объективности.

Именно к таким фигурам и относится Павел I, деяния которого постоянно вызывали противоречивые оценки историков (российский император Павел I родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Санкт-Петербурге).

Долгое время его изображали только как сумасброда, приверженца пустых парадов и муштры, гонителя Суворова, что далеко не соответствует многозначности его деятельности, в которой были не только отрицательные стороны, но и множество — положительных.

Каноническая биография Павла I

(В скобках сразу же заметим — более или менее объективная, особенно по сравнению с другими источниками (см., например, «Всемирная история» http://world_history.academic.ru/2706/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_I или «Энциклопедический словарь» http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/42407/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB).

Павел I Петрович Романов (1754 — 1801) — император с 1796 года, сын Петра III и Екатерины II. После рождения взят у матери и воспитывался при дворе Елизаветы Петровны. После смерти отца в ходе переворота 1762 года объявлен наследником престола, но по достижении совершеннолетия к власти не был допущен. Жил в основном в Гатчине. Власть получил только после смерти матери.

Проводил курс, направленный на укрепление самодержавия, принял меры по усилению военно-полицейской дисциплины, в армии — прусские порядки, ограничивал дворянские привилегии. Указом о трёхдневной барщине запретил работу крестьян в выходные дни. Во внешней политике выступал против революционной Франции, но в 1800 году заключил союз с Наполеоном. Издал «Учреждение об императорской фамилии» (1797) — о передаче престола по принципу первородства только по мужской линии. Принял под своё покровительство Мальтийский орден. Вызвал недовольство дворянства и был убит в ходе дворцового переворота.

Несколько дополним её по основным направлениям «управленческой» деятельности императора:

«проводил курс, направленный на укрепление самодержавия»: в день коронации Павел I опубликовал закон о престолонаследии, который подвёл черту под столетием дворцовых переворотов и женского правления в России, ибо появилось жёсткое требование перехода короны по мужской линии: от отца к сыну (кстати, первое применение этого закона и совершилось в 1801 году, когда после убийства Павла I императором совершенно «легитимно» стал его сын — Александр);

«ограничивал дворянские привилегии»: дворян, уклоняющихся от гражданской и военной службы, было приказано предавать суду; по отношению к дворянскому сословию были введены телесные наказания за убийство, разбои, пьянство (!), разврат, служебные нарушения (!); указом от 18 (29) декабря 1797 года дворян обязали платить налог для содержания органов местного самоуправления, а в 1799 году ввели для дворян подать по 20 рублей «с души»;

«в армии ввёл прусские порядки» — да, изменил обмундирование войск, полностью заимствовав его с прусских образцов, включая ношение париков и буклей, излишне увлекался муштрой и парадами, но при этом, в армии появились принципиально новые подразделения: инженерное, фельдъегерское, картографическое и как вспоминает автор мемуаров о событиях периода 1786 — 1833 годов русский генерал от инфантерии Е.Ф. Комаровский:

Образ нашей жизни офицерской после восшествия на престол императора Павла совсем переменился. При императрице Екатерине II мы помышляли только, чтобы ездить в общество, театры, ходить во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе; и учили нас всех, как рекрут.

«улучшение положения крестьян»: манифест Павла о трёхдневной барщине запрещал помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю, кроме того была прощена недоимка подушной подати, введена льготная продажа соли, было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли, разделять семьи при продаже, губернаторам было предписано наблюдать за отношением помещиков к крестьянам;

«во внешней политике выступал против революционной Франции, но в 1800 году заключил союз с Наполеоном»: действительно в начале правления Павла I Россия вступила в антифранцузскую коалицию c Великобританией, Австрией, Турцией, Королевством Обеих Сицилий, более того возглавивший союзные войска А. В. Суворов (заметим в скобках, которого, при всех непростых отношений сложившихся между императором и великим полководцем, Павел возвёл в княжеское Российской империи достоинство с титулом князя Италийского с оказанием почестей «…подобно отдаваемым особе Его Императорского Величества», а за беспримерный по трудностям и героизму Швейцарский поход присвоил ему высшее воинское звание — Генералиссимус российских сухопутных и морских сил), провёл успешную Итальянскую кампанию, но из-за невыполнения союзниками обязательств, коалиция распалась.

В дальнейшем антифранцузский вектор внешней политики России по ряду причин был заменён на антибританский, и хотя официально союз с главным противником Англии — Францией и не был оформлен, подготовка к заключению военно-стратегического союза с Наполеоном действительно велась очень деятельная, о чём свидетельствует направление Павлом Донского войска (22 500 человек) в Среднюю Азию для завоевания Хивы и Бухары;

«принял под свое покровительство Мальтийский орден»: и если о причинах, в силу которых Павел I согласился на избрание великим магистром Мальтийского ордена, однозначный ответ до сих пор не найден, то практические шаги императора, направленные на создание на Мальте военно-морской базы для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы, сомнений не вызывают.

Что о Павле I говорят нам учебники, художественная литература и сетевые ресурсы

Но всё-таки всё это официоз — гораздо интереснее получается, если рассмотреть, что же нам рассказывают о «бедном, бедном Павле» доступные каждому из нас основные источники приобретения исторических знаний: популярная художественная литература и публицистика, учебники и сетевые ресурсы.

Тем более, что согласно социологическим опросам примерно 40% респондентов черпают исторические представления именно из этих источников, прежде всего, из художественной литературы. И хотя на самом деле результаты социологических опросов достаточно условны, однако очевидно, что есть круг текстов, воздействие которых на исторические представления людей исключительно велико.

Нельзя не отметить также, что в последнее время особое значение приобретает гипертекстовый сетевой контент, который интересен, к тому же тем, что является отражением культурных дискурсов, формирующих эти самые исторические представления.

При этом следует учитывать, что все рассматриваемые нами тексты, связаны с отнесением того или иного изложения к конкретной парадигме, отражающей определённый общественный идеал будущего, к которому идёт (или должна идти) российская история. А именно к одному из основных «исторических идеалов» истории: «фундаменталистскому» и «либеральному».

Основным положением «фундаменталистского» идеологического подхода является мысль о том, что в основе благоденствия народа и поступательного развития страны лежит сильная власть, которая ведёт государство и народ к славному национальному и социальному будущему, но при ослаблении власти в стране неизбежно начинается кризис.

В рамках «либерального» подхода движущей силой развития страны является свободная личность, а все основные успехи и достижения страны связаны, прежде всего, с движением России и её народа к свободе. Разумеется, надо принимать в расчёт и то обстоятельство, что в одном и том же источнике могут содержаться оба «исторических идеала».

Итак, учебники, которые важны не только по причине максимально широкой читательской аудитории, но и потому, что в них в определённой степени нашли отражение и эти наиболее распространённые и популярные в исторической науке идеологические подходы. Изучение текстов учебной литературы показывает, что, как и ожидалось, все учебники, изучавшиеся в советской школе, относятся к фундаменталистскому подходу, а в современной российской, напротив, — к либеральному. Такое ярко выраженное деление объясняется тем, что государственная политика в области истории находят своё отражение именно в школьных исторических текстах.

В учебниках, относящихся к фундаменталистскому подходу, Павел I представлен правителем, который только внешне отличался от своих предшественников. Истинной же его целью было сохранение крепостнических порядков и дальнейшее угнетение крестьянства. При этом царь, отличавшийся гневливостью и вспыльчивостью, держал в страхе вельмож и дворян, заставляя исправно служить и, тем самым, настраивая против себя высшее сословие. Проводимые Павлом мероприятия по разрешению крестьянского вопроса носили поверхностный характер и лишь порождали у крепостных ложные надежды.

В текстах либерального идеологического окраса Павел I оценивается по-разному. Так, если в одних учебниках говорится о разумности его политики, стремлении облегчить жизнь податных сословий, то в других текстах всё его правление оценивается как борьба за искоренение в России свободомыслия и либерализма.

Во всех учебных текстах, как советского, так и постсоветского периода, авторы сосредотачивают внимание на характере императора, подчеркивают непредсказуемость его натуры и действий, что предопределяет формирование негативного образа Павла, отодвигая на второй план его реальные политические успехи или провалы. Что в итоге — закрывает от нас Павла настоящего, реальный политический портрет которого необходимо выискивать сегодня на стыке множества источников.

Популярная литература: художественные тексты

В популярной литературе Павел I отражён сравнительно широко, что позволило ему занять 13 позицию в общем рейтинге «национальных героев», представленных на страницах художественной литературы. Распределение же текстов по группам показывает, что по идеологическому окрасу большинство их относится к фундаменталистскому подходу.

При этом Павел отмечен исключительной активностью в государственных делах, всей своей деятельностью способствовавший поступательному развитию страны и счастью подданных, был веротерпим, ему были присущи благородные порывы, он осуждал пагубную политику матери.

С другой стороны, в тех же текстах Павел предстаёт сумбурной и безумной натурой, рисуется в образе иноземца, ненавидящего всё русское. В «Войне и мiре» Л.Н. Толстого, в тех немногих местах, где речь идёт о Павле, он предстаёт как сумасбродный персонаж, даром что остался в народной памяти как «добрый царь».

В либеральном подходе Павел фигура скорее карикатурная, чем зловещая. В анекдотичном и даже несколько несчастном виде Павел представлен, например, на страницах книги Бориса Акунина «Внеклассное чтение».

Подводя итог, можно сказать, что в художественной литературе Павел I выступает одновременно и конфликтным объектом памяти (однозначно негативная оценка с либеральных позиций), и болевой точкой памяти (различные оценки в рамках фундаменталистского подхода).

Сетевые ресурсы

Павел I широко отражён в сетевых источниках и именно в гипертекстовом сетевом контенте, столь популярном среди современной молодёжи, поэтому разберём эти источники более подробно.

Отметим специфику сетевых ресурсов как носителей исторических знаний особого рода. Исторические тексты, содержащиеся на наиболее массовых и посещаемых интернет-ресурсах, носят обезличенный характер. Зачастую структура сайта, как например это имеет место на сайте «Павел I в исторической памяти российского общества», предусматривает свободное наполнение контента самими пользователями, что в какой-то степени отражает исторические взгляды огромного количества людей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сетевые ресурсы являются наиболее объективным и полным отражением исторических представлений большей части общества, во всяком случае, молодёжной его составляющей, так как они содержат положения, признанные профессиональным историческим сообществом, откорректированные, в свою очередь, рядовыми пользователями, на формирование исторических взглядов которых огромное влияние имела учебная и художественная литература.

Остановимся на характеристике Павла I в сетевых источниках. В энциклопедии «Кругосвет» о нём даётся довольно краткая информация, однако можно выделить несколько ключевых характеристик его образа.

Павел I имел сложные отношения с матерью, которая намеревалась лишить сына трона, что способствовало его участию в дворцовых заговорах и интригах. При характеристике внутренней политики императора используются такие слова, как «деспотически» и «насаждал», что характеризует желание авторов представить Павла I тираном, в то же время делается акцент на позитивных результатах социальной политики: ограничение привилегий дворянства и улучшение положения крепостных крестьян.

Также обращается внимание на отсутствие чёткого вектора развития внешней политики в правление Павла I. Таким образом, Павел I оказывается монархом, проводившим популярную в народе политику по расширению прав служилых сословий и ограничению привилегий дворянства, которая встретила широкое сопротивление в высших кругах и вынудила императора свои решения «насаждать».

В «Википедии» дана чрезвычайно подробная характеристика детства и воспитания Павла, а также его отношений с матерью. Отмечается, что главные черты характера будущего императора были заложены ещё в раннем детстве (а кому они не закладываются в детстве?), в частности:

он ни о чём не думал, кроме солдатских маршей и боёв между батальонами.

Заметим ту уверенность авторов статьи о своём знании мыслей давно почившего монарха.

Подчёркиваются перекосы в воспитании Павла, которые привели впоследствии к некоторым крайностям в его правлении. Также уделяется внимание развитию у Павла I идей рыцарства. При характеристике отношений с матерью в статье проводится резкое противопоставление государственных порядков, царивших в правление Екатерины, c гатчинскими обычаями Павла, причём сравнение явно в пользу Павла Петровича.

В статье подчёркивается, что проводимые императором реформы являлись не только его прихотью, но были просто необходимы для страны. И эта странная раздвоенность свойственна многим оценивающим Павла: сумасброд, а делал нужное и полезное для страны. Так, по поводу военной реформы сказано:

За нерадивость и расхлябанность, грубое обращение с солдатами император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии.

При этом в «Википедии», как и в энциклопедии «Кругосвет», подчёркивается непоследовательность внешней политики Павла I. Образ Павла, представленный на данном ресурсе, имеет скорее позитивный характер, подчёркивается необходимость и своевременность его реформ. Явно одобряются его действия по сокращению привилегий знати и стремление к порядку во всех сферах общественной жизни.

На ресурсе «Хронос» дана отрицательная характеристика правления Павла I. Из-за холодных отношений с матерью император якобы отрицал все достижения екатерининской эпохи, при этом, не предлагая достойной им замены.

Деятельность императора характеризуется противоречивостью и личными прихотями. Так, в частности, в статье критикуется формализм в военной сфере и мелкая регламентация частной жизни людей («специальными указами были запрещены определённые фасоны одежды, причёсок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жёсткая цензура, запрещён ввоз книг из-за границы»).

Характеристика Павла I на портале «Словари и энциклопедии на Академике» носит скорее негативный характер. Смысл содержания статьи сводится к тому, что Павел Петрович стремился противопоставить свое правление «пагубной политике императрицы Екатерины II». Все действия императора представлены как стремление к укреплению собственной власти и абсолютизма вообще. Сам Павел I, по мнению авторов, отличался «импульсивностью и непоследовательностью».

На ресурсе «Кирилл и Мефодий» подробно рассмотрена проблема взаимоотношений Павла с Екатериной II. Так, например, упоминается тот факт, что Екатерина сама ограничивала участие законного наследника престола в государственных делах, тем самым отдалив первоначального расположенного к ней Павла. В целом, содержание данного ресурса сводится к тому, что Павел отвергал предыдущие достижения практически во всех областях, а своей политикой не способствовал нормальному развитию страны.

На сайте «Русский биографический словарь» жизнь Павла I представлена как история постоянного стремления к российскому престолу и сооружения всяческих препятствий ему со стороны матери. Особое внимание уделено внешней политике, описана её непоследовательность. Однако внутренняя политика, в особенности социальная, представлена как логичная, а её результаты как позитивные.

В целом, в большинстве сетевых источников Павел I рассматривается в русле господствующего либерального историографического подхода, согласно которому он проводил непоследовательную политику, отвергал все достижения предшествующих царствований. Особое внимание уделяется неудачам Павла во внешней политике, в то время как среди успехов во внутренней — рассматриваются лишь в некоторых из них.

Молодёжная аналитическая группа

*

Окончание „Что следует знать о правлении Павла I” следует.

Источник.

Источник: ss69100.livejournal.com

http://pandoraopen.ru/2016-10-…

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии