«28 Панфиловцев: Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!»


Континенталист, 22 нояб. 2016   –   cont.ws


Во имя Отчизны —

победа!

Во имя живущих —

победа!

Во имя грядущих —

победа!

Войну

мы должны сокрушить.

И не было гордости

выше,

и не было доблести

выше —

ведь кроме

желания выжить

есть еще

мужество

жить!

Навстречу раскатам

ревущего грома

мы в бой поднимались

светло и сурово.

На наших знаменах

начертано слово

Победа!

Победа!!

Роберт Рождественский

«Реквием»

Мало, наверное, найдется в сети людей, ни чего не слышавших о проекте сценариста, продюсера и режиссера Андрея Шальопы – «28 Панфиловцев». Сначала была поистине народная и удачная компания по сбору средств. Информация о фильме прошла по многим, если не по всем, патриотическим ресурсам. Выложенных материалов было достаточно, что бы заинтересовать широкий круг людей, и если не помочь, то хотя бы заставить следить за продвижением проекта. Люди поверили, сбор средств пошел, фильм обрел жизнь. Ближе к завершению фильма, когда вышли первые тизеры, стало ясно: картина удается. И тут пошла обратная волна. Часть наших сограждан, тряся архивными документами, стала утверждать, что подвига не было, что это все советская агитка и пропаганда, в сети начались баталии. К этому я вернусь чуть позже, но можно с уверенностью предположить, что фильм ждали. Прав ли я, покажет время и отчеты прокатчиков. А пока, постараюсь поделиться своими впечатлениями о фильме…

В основе сюжета лег бой у разъезда Дубосеково. «Согласно широко распространенной в СССР версии событий , 16 ноября, когда началось новое наступление немцев на Москву, бойцы 4-й роты во главе с политруком Василием Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 км к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек, в советской историографии называемые героями, погибли (позже стали писать «почти все»). Фраза «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!», которую, по версии журналистов «Красной звезды», произнёс перед смертью политрук Клочков, была включена в советские школьные и вузовские учебники по истории.» (wiki) Вокруг фактологического материала этого боя и возникли виртуальные баталии в интернете. Оставим подсчет сожжённых танков и погибших героев тем, кому это интересно, сам же автор картины в одном из интервью говорил следующее:

- «…Фильм — абсолютно художественный. Подвиг панфиловцев — это канва, рассказанная в легенде. Я имел абсолютный карт-бланш, чтобы воссоздать эту историю в деталях. Нас там не было, никого в живых не осталось — мы можем только придумать эти детали. Это важный, но фольклорный элемент. Как евангельские истории. Каждый имеет право интерпретировать легенду так, как он ее видит. Нынешние историки лезут с исторической меркой в то, что принадлежит культуре. Большинство подвигов не может быть подтверждено. У них есть исторические основы, но у этих подвигов другая миссия.»

Любителям обсудить был ли подвиг, хочется привести слова Сергея Мачинского, человека который посвятил свое свободное время поиску неизвестных солдат, возвращению к памяти тех, кто навеки остался погребен под пылающей землей той Великой Войны.

…Находясь в экспедициях там, где была связь, периодически проверяя ленты соцсетей, я не понимал, на что учёные мужи всех уровней и калибров тратят свое время, топчась вокруг подвига панфиловцев. Что мне, простому гражданину, они хотят открыть или доказать? Что панфиловцев не было? Я, повторюсь, не профессиональный историк, но мне хватает ума открыть базу данных ОБД «Мемориал» и набрать там «политрук Клочков Василий Георгиевич» – и я вижу подлинный документ, где написано: «убит 16.11.1941г., д. Петелино Московской области». Это факт. Они были. И есть. Они погибли за Родину. Те, кто чудом уцелел, хватили лиха так, что всем нам и не снилось. Вы хотите мне рассказать, что условия их гибели были не такие уж героические? … Я и мои товарищи можем рассказать о сотнях тысяч солдат, чьи имена мы не можем установить, но чья смерть приблизила Победу и дала нам возможность жить. Они что, меньшие герои? Где та мера героизма, о которой все говорят? Красивые слова, сказанные перед смертью, сожжённые танки или протараненные самолеты? Кто-то вообще может это измерять и с уверенностью повторить слова павших за секунду до смерти? Я думаю, что последние их слова были о матерях, детях, Боге. Но от этого для меня их жертва не меньше, для меня они все герои. Все, кто не предал, кто не склонился, все кто погиб.»

Не поленитесь, найдите его статью «Двадцать семь миллионов панфиловцев. Обращение поисковика к учёным», она стоит того.

Но вернемся к фильму. Мне посчастливилось попасть на предпремьерный показ в Москве, и сразу бросился в глаза полный зал. Я не припомню на своей памяти такого. Были фильмы, что мы смотрели вдвоем с супругой в пустом зале. Было и четыре, и шесть, и восемь человек в зале, на особо кассовые новинки две трети зала, но что бы не было свободных мест?! А еще не было хруста попкорна, хлюпанья колой и возгласов из зала. В самой картине, не было ни мата, ни обнаженных сплетенных в экстазе тел, без которых не получается обойтись ни одной современной картине, в независимости от жанра и сюжета. Не было не убиваемых супер героев –терминаторов, были простые мужики, делающие свою работу…

Было напряжение в скулах, до рези в глазах, до пощипывания в носу. И видимо не только у меня, судя по тому, как пошмыгивал носом мужчина в соседнем кресле. А еще был смех, над солдатскими шутками, которыми изобилует лента. Было желание пригнуться, от ощущения, что тебя накроет землей, при проведении врагом артподготовки. Было чувство опасности от сильного, умелого и хорошо вооружённого врага. Враг в фильме по максимуму обезличен - это стальная машина. Машина движущаяся с единственный целью, убить тебя. Втоптать своими стальными гусеницами твое тело в мерзлую подмосковную землю. Соглашусь со многими отзывами об ощущении гиперреализма происходящего. Не в смысле летящих в зрителя кусков разорванной плоти, а в смысле гнетущего напряжения, от ощущения, насколько это вообще возможно, реальности происходящего. Читал критику, что в ленте нет главного героя. Не соглашусь. Главный герой здесь, это советский солдат. Тот, кто ценой своей жизни, остановил чуму, пришедшую в его дом. Остановил уничтожение самого дорогого: чем жил, чем дышал.

Лично для меня команде создавшей фильм удалось на все сто воплотить задуманное в жизнь. Операторская работа, диалоги, актеры, режиссура – все это просто выстраивает вокруг тебя другой мир. В этом мире советские солдаты (киргизы , украинцы, русские, казахи) встали на защиту своей родины. Это мир - где люди, не боясь смерти, но вопреки ей, делают свою тяжкую опасную работу: роют окопы, в примёрзшей ноябрьской земле, изучают тактику боя, настраивают солдат перед сражением, вызывают огонь на себя, встают в полный рост, один на один, с гранатой против танка. Цель одна, выстоять, поскольку «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». Погрузится, в авторский замысел ,помогают отличная съемка, наполненная мельчайшими деталями, с шикарными планами и сценами. Графика, умело вплетённая в батальные сцены, не напрягает, не выглядит чужеродно. Достоверность отрисованной техники, исторического соответствия костюмов, оставлю на суд профессионалов, я в этом не силен. Прекрасно подобрана музыка. Саундтрэк не существует отдельно от картинки, не акцентирует на себе внимание, но при этом отлично дополняет атмосферу. Актерская игра и прекрасно прописанные диалоги довершают получившуюся картину. Я нарочно избегаю любых спойлеров. Работа, проделанная командой работавшей над фильмом, заслуживает того, что бы каждый самостоятельно ознакомился с их творением. Каждый сам прожил эти страшные дни вместе с героями. Я всего лишь хочу поделится с вами своими ощуениями.

Лучшим доказательством того, что задуманное удалось, случилось в финале картины. Как только пошли первые титры, застывший в оцепенении зал вдруг разразился аплодисментами. Мне кажется, что это были аплодисменты не только, и не столько авторам фильма (хотя они их без сомнения заслужили), сколько памяти наших великих предков. Аплодисменты стихли, а люди не расходились, молчали, всматривались в титры, так же сделанные со смыслом. Я еще пол часа после того как покинул зал, ходил с ватной головой, на столько меня не отпускало… Моя жена, начала меня расспрашивать, что я знаю о том бое, было ли это на самом деле. Пустилась в рассуждения о затронутом авторами фильма вопросе «русского солдата», того самого киргиза, украинца, казаха. А она шла так, «за-компашку», будучи совсем не в теме и не в интересе.

Я всем настоятельно рекомендую ознакомиться с картиной. Обязательно берите с собою детей. Если вдруг у кого возник вопрос «за чем?», то лучше я еще раз приведу отрывок из «Реквиема» Роберта Рождественского:

Слушайте!

Это мы

говорим.

Мертвые.

Мы.

Слушайте!

Это мы

говорим.

Оттуда.

Из тьмы.

Слушайте!

Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы

говорим,

мертвые.

Стучимся

в ваши

сердца…

Люди!

Покуда сердца

стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

помните!

Песню свою

отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споет,—

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли,—

о погибших

помните!

p.s. Прошу прощение за правописание. Оно у меня как Вини Пуха: «хорошее, но хромает»

×

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии