Поездка в Алексеево

Континенталист, 28 нояб. 2016   –   cont.ws

Сегодня у меня был день поездок, все началось утром, когда я приехал на ул. Подбельского, там должны были собраться все желающие поехать на закладку поклонного креста в бывшем селе Алексеево, где родился герой Советского Союза Николай Дубынин.

Желающих оказалось немного, хотя приглашалось много людей, но как бы там ни было, делегация в составе: И.В. Орлова (почетный гражданин г. Братска), Г.Е. Ступак (руководитель ВООПиК), представителей общества «Старый Братск»: Л.В. Андреевой, Н.П. Вторушиной, М.А. Чепель, З.К. Калининой, Е. Политковского и А.И. Лаврова двинулась на микроавтобусе, который нам предоставил городской музей.

Первой нашей задачей было приехать в п. Кобляково Братского района, чтобы там встретиться с главой поселковой администрации О.А. Алимасовой и посетить вместе с ней и Г.И. Дубыниным дом, где до 1939 года жил Н.М. Дубынин.

Дорога говоря откровенно была отвратительная, до того момента как мы повернули на Усть-илимскую дорогу состояние дорожного покрытия я оцениваю на крепкую четверку, а вот дальше дорога была убитая. А все благодаря лесовозам, ехать было не очень комфортно, особенно когда тебя каждые 100 метров подбрасывает.

Но это еще цветочки как оказалось, а вот ягодки после поворота в сторону Кобляково доказали, что лучше асфальт с ямами, чем пыльная дорога в 4 км от которой единственное спасение – это чистый воздух, который мы получили только когда приехали в центр поселка, правда до этого мы проехали через бывшие совхозные поля и кладбище поселка. Впечатление конечно несколько гнетущее, особенно когда знаешь, что здесь был некогда передовой совхоз и процветающий поселок.

И вот после 12 часов мы оказались в центре поселка, все чисто и уютно, причем приятно удивило нас расположение клуба, администрации (там еще в одном здании почта и амбулатория), детского садика и школы, все идет поочерёдно. И получив свободу действий, я сразу пошел фотографировать, Нина Павловна отправилась за руководством поселка и вернулась ни с чем, сказав лишь, что кабинеты все открытые, все доступно для человека.

Прождав несколько минут главу администрации и Григория Иннокентьевича Дубынина, автобус медленно отвез нас к дому Дубыниных, где конечно такую ораву в составе дюжины человек никто не ожидал увидеть. Несколько минут все дружно фотографировались у мемориальной доски и у входа во двор, а вот Сару Дубынину мне кажется мы все больше всех фотографировали, все-таки жена героя.

После визита во дом Дубыниных, автобус повез нас обратно на дорогу, по пути мы все обратили внимание на большую концентрацию магазинов (4 в несколько метрах друг от друга), а Нина Павловна заметила на одном здании, видимо совхозного значения остатки трудового девиза.

Разговор плавно перешел на судьбу совхоза «Кобляковский», о которой я и Лилия Викторовна Андреева говорили с троюродным братом Н.М. Дубынина по имени Григорий Иннокентьевич, который оказался очень интересным собеседником, он нам рассказал о том, жив ли сейчас бывший председатель совхоза В.Д. Попов, а также о том, что Н.М. Дубынин имел другое имя, просто в документах его записали Николаем, а не Андреем (кстати не удивительно, другой герой Советского Союза А. Шаманский имел при крещении имя Иван, а записан был как Анатолий).

А помимо этого он рассказал о своей судьбе: где учился, когда вернулся на родину, когда начал свою карьеру в совхозе «Братский», как оказался в Кобляково с целью создания профсоюза, чтобы затем заменить Василия Попова на его посту секретаря парторганизации совхоза «Кобляковский», как работалось ему на этой трудной должности и почему он решил уйти с поста, когда получил свою первую награду – орден Трудового Красного знамени, как во 80-ых оказался вторым секретарем райкома в Киренске и за что получил там медаль за строительство БАМа.

Закончил Григорий Иннокентьевич свой рассказ тем, что рассказал, когда вернулся на родину и как они с В.Д. Поповым честными остались и пытались спасти совхоз. Как бы там ни было, а вот в селе (и да в Киренске видимо тоже) уважаемый человек, ныне поселковый депутат, который с главою администрации спорит несмотря на наше присутствие.

А спор был из-за стенда к 70-летию Победы, некачественно все было размещено, Н.М. Дубынина задвинули куда-то в угол и конечно его родственнику это не понравилось, вот они с Ольгой Афанасьевной и спорили в отдельные минуты нашей поездки.

Проехав 12 км от п. Кобляково мы оказались на дороге в с. Алексеево. Дорога красивая, ромашки цветут с грибочками, чистый воздух или иначе сказать, что красота русского леса неоспорима нельзя.

И дойдя до места, где раньше стояло село все мы обратили внимание на то, что нет никаких следов пребывания человека, вот что значит сила природы – за 60 лет она вместе с теми бульдозерами (в начале 1950-ых годов они зачищали территорию) уничтожила все следы села.

Пока мы ехали казаки из центра военно-патриотического воспитания «Ладья» вместе с отцом А. Дорогобидом и С.М. Чулковым, которые сделали поклонный крест. Далее минут 30 шло изучение местности, некоторые пошли искать фундаменты домов в селе и родник с водой, а затем крест был освящен.

После этого несколько слов сказали И.В. Орлов, Г.И. Дубынин и С. Дубынина, в которых они благодарили всех нас за внимание к Н.М. Дубынину, после этого С.М. Чулков сделал три холостых выстрела из автомата ППШ.

Так закончилась официальная часть, далее мы все помянули память Николая Михайловича и стали собираться домой. Представили клуба «Ладья» чуть раньше всех уехали, у них были дела еще на сегодня.

И.В. Орлов не имел при себе ни бутылки воды, ни средства против мошки и комаров, а поэтому он уехал вместе с С.М. Чулковым в город.

Мы же решили иначе, немного постояли у креста, делая фотографии и решили, что сначала отправив на нашем автобусе О.А. Алимасову с Г.И. Дубыниным обратно к себе в поселок, к ним присоединилась З.Я. Калинина, которая нам набрала в поселке холодной воды и этим затем спасла нас.

Пока автобус их отвозил, мы все делились впечатлениями, обсудили установку палатки первостроителей в «Ангарской деревни» (редкостный бред конечно, сами представьте среди изб 18-19 века поставили армейскую палатку, хотя все мы знали, что зеленый городок в 1954 году состоял из брезентовых палаток и ему точно не место в таком музее как Ангарская деревня, лучше бы палатку поставили у музея Братскгэсстроя, но пиар важнее логики), поделились впечатлениями от последних действий городского руководства в области культуры.

Я же в свою очередь сообщил Г.Е. Ступак, что на стеле А. Шаманскому ничего не возможно прочесть, на что она мне ответила, что нужно школе №9 взять краску и покрасить буквы, чтобы они были всем видны. Плюс, я еще узнал про наличии в городе памятников на тему гражданской войны в Братске, надо теперь обратиться в окружные советы ветеранов и мне там должны помочь с их месторасположением.

Помимо этого, я узнал судьбу бюста Н.А. Бурлову, с которым как выяснилось связанна курьезная история. А все было в 90-ых годах, когда неустановленный на постаменте бюст Бурлова стоял в помещении музея на Комсомольской, два молодца его заприметили и решили забрать себе, в момент выноса Бурлова из музея их застукала Екатерина Николаевна (видимо имелась ввиду Е.Н. Гинзбург – руководитель музейной сети города) и весь кайф выноса бюста в пункт сдачи металла обломала. Вот такая история может быть с обычным бюстом, музейщики дружно посмеялись, вспоминая этот момент с улыбкой.

Затем мы все дружно обсудили наши дальнейшие планы и в этот момент за нами приехал автобус, который нас всех развес по своим местам. Вот так закончилась для меня поездка в новые места, в которых я обрел новые знакомства, впечатление и немного отдохнул от городской духоты.