Ту-154. Версии.


Континенталист, 27.12.2016 10:12   –   cont.ws


Катастрофа Ту-154 не оставила равнодушных ни в нашей стране, ни за её пределами. Сказать, что произошедшее отозвалось  болью в каждом сердце, по сути не сказать ничего. Это — шок, настоящая боль придёт потом. Сведения, которые приходят с места аварии скупы и отрывочны. Не найдено большинство тел погибших, не обнаружена основная часть обломков самолёта.  Нет пока и чёрных ящиков. Экипаж не успел или не смог передать в эфир сообщение о том, что самолёт терпит бедствие. Вообще, если верить официальной информации (а в этом случае, думаю, ей можно доверять) с самолёта не прозвучало ни единой фразы типа “Падаем!”, “Пожар”, ни единого междометия, ругательства и даже случайного шума.

Тем не менее, попытаемся всё-таки проанализировать, что же в принципе могло произойти.

Знаете, я себя всю жизнь считал человеком неглупым и практическим.” (с)

Отказ техники. 

Допустим, на минуту, что произошло нечто непредвиденное, какая-то из жизненно важных систем самолёта внезапно отказала, катастрофа развивалась очень быстро, практически мгновенно, самолёт потерял управляемость, камнем упал вниз, ударился об воду и рассыпался на обломки. Профессионалы будут выдвигать те или иные версии, думать, какая именно система неожиданно потеряла функциональность… Пожалуй, подобное могло бы произойти с каким-нибудь древним У-2, но нас, пассажиров, долгие годы убеждали, что все жизненно важные системы современных пассажирских самолётов дублированы, что отказ какой-то одной группы механизмов не должен повлечь катастрофу. Те, у кого есть старый автомобиль, вероятно, поймут меня. Крайне редко в нём ломается всё и сразу. Если, скажем, сдох аккумулятор, то вовсе не факт, что нужно тут же менять лампочки в фарах и подфарниках. Самолёт не в пример надёжнее автомобиля. У Ту-154 три двигателя, у каждого из которых дублирована система подачи топлива, имеется система пожаротушения. По сообщениям в СМИ, качество топлива, которым был заправлен самолёт было надлежащим и не могло вызвать аварию двигателей. Вероятно, проектировщики позаботились и о должной надёжности рулей высоты и иных систем управления самолётом. Эксплуатантом  разбившегося самолёта всё время его службы была не нищая африканская авиакомпания, а ВВС СССР/России, которые располагали всем необходимым для его техобслуживания, в том числе, и заводского. Пока что отказ техники представляется маловероятным.  

Человеческий фактор.

Самолёт пилотировал достаточно опытный экипаж. Усталость или внезапное заболевание одного из членов экипажа не должно было вызвать столь тяжёлые последствия. В конце концов,  второй пилот многократно отрабатывал навыки  самостоятельного управления как под руководством командира, так и на тренажёре. В случае (совсем невероятном) драки на борту или попытки захватить военный борт, у экипажа было время известить землю о нештатной ситуации. Притом, вряд ли в столь ранний час у кого-то на борту могли появиться мотивы для вмешательства в действия экипажа. Рассматривать версию катастрофического перегруза всерьёз не будем. Наверняка, среди начальствующего состава нет желающих сменить военную форму на тюремную, а значит, этой глупости не допустили.  Итак маловероятно, что катастрофа стала следствием тех или иных действий людей на борту воздушного судна.

Внешнее воздействие — применение оружия.

Начнём с экзотики. Луч лазера как поражающий фактор отпадает практически сразу. В силу погодных условий в месте катастрофы лазерный луч был бы рассеян на частицах воды в виде тумана, облачности, и не дошёл бы до самолёта. Электромагнитное излучение. На минуту допустим, что со стороны турецкого берега была приведена в действие некая установка, пославшая в сторону Ту-154 и города Сочи электромагнитный импульс. Вопрос, что это за установка, и чья она - оставим за скобками. Скажем, это могли, быть три-четыре контейнера на грузовом судне под “дешёвым” флагом в нейтральных водах — не знаю. Однако, тогда всякий должен спросить, как и почему электромагнитную пушку навели именно в точку нахождения самолёта? Значит, перед этим где-то включился радар. Этого соответствующие российские службы не могли не заметить. Далее. Электромагнитное излучение не распространяется строго по прямой линии: по мере удаления от излучателя, его пучок расширяется под некоторым, как говорят математики и физики, телесным углом. Следовательно, крайне велик шанс, что результатом стала бы не только катастрофа самолёта, но и различные отказы электроники на берегу, а об этом ничего не известно. Пробовать нечто подобное в первый (по сути) раз, вряд ли кто-либо отважился.  

Теперь классические переносные зенитные ракетные комплексы. Не столь уж невероятно, что со времён Чеченской войны где-то в горах лежали один-два комплекта и ждали своего часа. В Сочи, естественно, комендантского часа нет, ничто и никто не мешает террористам выстрелить на шум первого же (или второго, третьего) самолёта, взлетевшего той ночью. После этого у них будет минимум полчаса, чтобы спрятать остатки комплекта и затем, уже днём, более или менее спокойно выехать из города. Вряд ли кто-то в Сочи, получив известие об исчезновении самолёта, отдал распоряжение останавливать  и тщательно досматривать автомобили граждан и все автофургоны аварийных и сервисных служб. Самолёт падает в море, подтвердить или опровергнуть версию о применении ПЗРК удастся только после поднятия на поверхность значительного количества обломков, то есть, весьма нескоро. 

Террористический акт.

Ведущие расследование официальные лица утверждают, что эта версия — не основная.  Видимо, предпосылок думать об этом сравнительно немного. Однако, таковые имеются. Начнём с погрузки самолёта. И даже раньше. Безусловно, о том, что рейс в Сирию готовился, знали многие. Будущие пассажиры, организации, собиравшие и отправлявшие гуманитарную помощь — так или иначе число причастных к этому людей достаточно велико. Допустим, злоумышленникам стало об этом известно… Сразу следует сказать, что если бы летел гражданский борт, то службы авиационной безопасности, скорее всего, обязательно обнаружили бы подозрительный предмет в посылках, продуктах, товарах народного потребления и прочих грузах. Вряд ли у военных даже в наши дни столь жёсткая система контроля, как в гражданских аэропортах. Этим вполне могли воспользоваться. Далее. В числе груза самолёта было медицинское и научное оборудование для одного из университетов. А с этим вообще может быть всё очень интересно. Нет, я в принципе понимаю, что к каждому багажному месту имелся документ с описанием, что всё было в упаковке транспортно-экспедиционной фирмы или даже завода-изготовителя. А теперь — контроль. “Звенит” — да, “звенит”. Железяка. Открываем ящик или коробку. Белый (серый, голубой, зелёный, бежевый, желтоватый) электронный блок с разными проводами, кнопками и тумблерами. Или бачок с проводками и трубочками. Контролёр первый раз в жизни его видит его и абсолютно не в состоянии гарантировать, что его по пути следования на аэродром электронный блок или иную часть сложного и совершенно незнакомого ему оборудования не подменили. Реальной возможности проконтролировать такой груз в сжатое время нет. В 1970-е годы в СССР ввозили зарубежное научное и промышленное оборудование по воздуху (помню ещё коробки с фирменным скотчем  “Jugoslovenski aerotransport”), но такой груз доставлялся в Москву отдельным грузовым бортом.

Сказанное наводит на мысль, что вероятность именно теракта не столь уж мала. Отсутствие копоти нельзя рассматривать как доказательство отсутствия факта взрыва. Взрывчатые вещества бывают разные. Вдаваться в детали вряд ли стоит, но во время катастрофы А-321 над Синаем  31 октября 2015 года версия теракта также долгое время не фигурировала как основная и также на обломках не было следов гари.

Здесь, однако есть некоторая нестыковка. Загрузив в багажное отделение бомбу и активировав её таймер таким образом, чтобы взрыв гарантированно произошёл  над морем, террорист отнюдь не гарантировал безвестное исчезновение борта (это весьма актуально, если за терактом стоит иностранное государство: катастрофа над морем наталкивает на такой ход рассуждений). А теперь, самое-самое… Вот фрагмент из технотриллера, появившегося ещё в 1998 году:

  http://detectivebooks.ru/book/…

…пехотинцы, находившиеся поблизости от отеля и от нечего делать наблюдавшие за приближающимся самолетом, заметили, что это какая-то другая машина .... Когда же под его крыльями вспыхнули огненные хвосты запущенных НУРСов, солдаты резво бросились кто в воронку, кто просто на мостовую.... Однако разрывы прозвучали на удивление тихо, и звук их был каким-то странным, похожим скорее на короткое резкое хрюканье огромной свиньи. Ни взметнувшихся в небо фонтанов огня, ни рушащихся стен… Лишь бесформенные даже не осколки – обломки одного из снарядов остались лежать на площади. Выбравшись из ручья, боснийцы показались себе и своим товарищам смешными трусами.

Солдаты не знали, что основная поражающая сила этих странных боеприпасов не в ударной волне, не в пламени и не в разлетающихся на сотни метров осколках. В момент, предшествующий подрыву, термогенератор создал в тонкой медной трубке, проходящей через весь снаряд, мощное магнитное поле, а специально настроенный взрывной заряд за миллионную долю секунды сжал эту трубку и довел пиковую мощность поля до нескольких тысяч мегаватт. Конечно, такой электромагнитный импульс несравним с импульсом, происходящим в момент ядерного взрыва, но их воздействие на электронную аппаратуру одинаково – выгорают полупроводниковые переходы в микросхемах, сплавляются обмотки трансформаторов, перегорают предохранители и сбиваются с рабочего режима генераторы. Да мало ли бед может наделать даже кратковременный, но сильный всплеск тока, который этот боеприпас способен навести во всех проводящих материалах в радиусе сотни метров от себя! (А.В. Свиридов. Разорванное небо)

Итак, уже в середине 1990-х (а, скорее всего, и раньше) имелась техническая возможность произвести серийное электромагнитное оружие локального действия, и очень вероятно, что это оружие уже существовало. Допустим, компактное устройство, основанное на данных физических принципах, действительно было загружено на борт самолёта и приведено в действие автономным таймером. Далее следует электромагнитный импульс, как следует из текста, распространяющийся в радиусе примерно 100 метров (его мощность затухает обратно пропорционально квадрату расстояния) и практически не фиксируемый наземными службами. Однако, этот электромагнитный импульс разом выводит из строя всю электронику воздушного судна, его средства связи и управления. Говорят, что помимо косвенной системы управления, Ту-154 имел и ручные тяги, но в ситуации, кода произошёл отказ всего и вся, даже подготовленный экипаж мог растеряться, потратив драгоценное время на попытки связаться с землёй. При подобном сценарии, вроде бы, всё сходится. Кроме запредельной жестокости террористов, которую мы, наверное, так никогда и не поймём.

  и

×

Сегодня в СМИ




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 21:04

hm
5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 15:37

*у нас