«Альтернативная» нефть для Белоруссии: кому нужна демонстрация призрачных возможностей?


Континенталист, 21.05.2017 02:08   –   cont.ws


Споры между РФ и Белоруссией по вопросам цен и объемов поставок российской нефти вроде бы урегулированы, и не без выигрыша для белорусской стороны. Но она всё равно планирует реализовать проекты по альтернативному нефтеимпорту. Чтобы, как отмечают многие белорусские эксперты и СМИ, страна не оставалась в 100%-ной зависимости от российской нефти. Спросим напрямую: зачем это? Ведь все гипотетически альтернативные варианты по самой их географии несопоставимы по своим эксплуатационным и экономическим параметрам с российскими поставками. Похоже, в этих вопросах первичны для Минска не экономические, а именно политико-пропагандистские «мотивы».

Нефтепереработка и нефтехимия Белоруссии со времени своего создания – в первой половине 1970-х – технологически сориентированы на российское сырье. Кроме того, даже 10%-ная (по объему) замена этого сырья на схожее с российским по качественным параметрам азербайджанское, иранское или центральноазиатское приведет, по имеющимся оценкам, к удорожанию транспортировки этого объема нефти на белорусские НПЗ минимум на 15%. Ввиду транзитного характера «альтернативных» перевозок и участия в них нескольких видов транспорта. А этот транспортно-транзитный фактор, естественно, скажется и на конечных ценах как на нефтепродукты, так и на нефтехимическую продукцию.

Нефть из Азербайджана, Казахстана и Ирана в 2011-2017 гг. периодически поставлялась морским транспортом, по железной дороге и нефтепроводу в Белоруссию через Украину и РФ. Но эти поставки подтвердили экспертные прогнозы о нерентабельности для Белоруссии таких поставок. И тем не менее…

ОАО «Гомельтранснефть “Дружба”» и украинское ПАО «Укртранснафта» в начале мая с. г. договорились о подписании соглашения по использованию нефтепровода Броды (Львовская область Украины) – Мозырь (Гомельская область Белоруссии) протяженностью около 430 км для прокачки в Белоруссию иранской, азербайджанской и/или казахстанской нефти. Сперва она поступит из портов Грузии (Супса или Батуми) в Одесский порт и далее будет транспортироваться по железной дороге или нефтепроводу в направлении Броды–Мозырь. «Укртранснафта» еще 20 марта объявила, что работы по вытеснению водного консерванта в указанном трубопроводе завершены и он готов для последующей закачки нефти.

Намечая проекты такого рода, белорусская сторона рассчитывает, прежде всего, на то, что, во-первых, сырье от новых поставщиков будет на 20-30% дешевле российского или по крайней мере не дороже поступающего из РФ. Что, в свою очередь, позволит минимизировать общее удорожание в Белоруссии нероссийского сырья и продуктов его переработки. А во-вторых, что поставки будут осуществлены в обход РФ. Но «альтернативные» страны отнюдь не намерены следовать этому сценарию Минска.

По данным директора Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхама Шабана, в 2016 г. его страна отправила в Белоруссию «только одну партию нефти в объеме примерно 500 тыс. тонн». Причем это была «поставка транзитом через Россию». Заметим в этой связи, что общая стоимость нефтетранзита между Азербайджаном и Белоруссией через РФ в 2,5-3 раза меньше в сравнении с транзитом азербайджанской нефти по сверхпротяженному маршруту: сначала через Грузию, затем по Черному морю и далее через Украину на белорусские НПЗ.

Но рентабельность именно российского транзитного маршрута – это, образно говоря, половина дела. Поясним: в 1-м квартале с. г. поставки азербайджанского черного золота в Белоруссию были приостановлены по всем маршрутам. «Поскольку Минск, – как отметил И. Шабан, – планировал ввозить азербайджанскую нефть лишь по 30 долларов за баррель». Подчеркнем: почти по той же цене, по которой Белоруссия импортирует российское сырье (около 30 долл. за баррель). Но это планировал Минск, а «Азербайджан реализует нефть по коммерческой цене. Потому нашу страну, – отметил И. Шабан, – не заинтересовали ценовые условия Беларуси, и Азербайджан вынужден был отказать». Но, похоже, Минск предлагал в этой сфере и бартер, ибо г-н Шабан заметил, что «бартерные условия тоже не интересуют нашу страну, так как Азербайджан нацелен на привлечение валюты в государственный нефтяной фонд».

Характерна и обобщающая оценка директора Центра нефтяных исследований: «Белоруссия должна учитывать все нюансы, связанные с транзитом. Чем дальше находится экспортер, тем дороже обойдется нефть. Поэтому можно сказать, что партнерство (Белоруссии. – Ред.) и с Ираном по поставкам нефти не будет носить долгосрочного характера».

Карта подтверждает выводы азербайджанского эксперта

Схожие перспективы также у казахстанской нефти на белорусском рынке. В 2016-м российская нефть поступала в Белоруссию по 28,7 долл. за баррель, казахстанская (около 45 тыс. т) – по 37,3 долл. за баррель. Причем и казахстанское сырье Белоруссия получила транзитом через РФ, поскольку, как и в случае с азербайджанской или иранской нефтью, «нефтяной» маршрут в Белоруссию из Казахстана через Грузию и Украину куда более протяженный и, соответственно, дорогостоящий.

Вдобавок «Казахстану выгоднее экспортировать свою нефть через российские порты Новороссийск или Усть-Луга, – отмечает Игорь Юшков, российский эксперт по вопросам энергетической политики, – чем через Белоруссию, так как это приносит ему более высокую прибыль» (ввиду меньшего расстояния перевозки/перекачки и возможности реализации «танкерных», т. е. крупных контрактов. – Ред.). А с учетом этого фактора и Астана «не будет снижать цену на нефть для Минска».

Наряду с ценовым и географическим факторами нелишне напомнить и о том, что, как отмечает гендиректор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов, «Россия не просто поставляет нефть в Белоруссию по самой комфортной цене: РФ еще и разрешает эту нефть просто экспортировать. Точнее, республика получила право 6 млн. тонн нефти в год импортировать (из РФ. – Ред.) без пошлины, а продавать – с пошлиной и по мировой цене. Так о какой альтернативе здесь может идти речь?».

Кроме, того, по финансовым причинам «белорусские НПЗ не могут покупать нефть по мировой цене, – поясняет Сергей Агибалов, эксперт российского Института энергетики и финансов. – Ибо они в таких условиях сработают в убыток».

И всё же белорусские власти продолжает переговоры по диверсификации закупок нефти, о чем заявил в начале мая глава концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко: «Не буду называть конкретные страны и пути поступления альтернативной нефти: переговоры идут. Определенные варианты просматриваются, но процесс этот не самый простой и быстрый». Географию этих поисков вкратце прояснил в начале февраля 2017-го Александр Лукашенко: «В Венесуэлу едем добывать нефть, сейчас в Канаду поедем, в Иране договариваемся».

Ну и что дальше? Какой смысл торговать себе в убыток? Ведь реальной альтернативы – экономической и технологической – ввозу нефти из РФ у Белоруссии нет, и едва ли она предвидится. Выходит, элементарный экономический расчет приносится в жертву глупым политическим амбициям. Но зачем эта явная политическая фронда?

С учетом вышеупомянутых факторов демонстративные шаги Минска в данной сфере рассчитаны, вероятно, на то, чтобы побудить российскую сторону впредь быть «сговорчивее» в вопросах цен и объемов поставок нефти в Белоруссию. Но, как должен был Минску подсказать опыт последнего времени, такие приемы все более оказываются напрасными.

Источник

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии


D6761e4dbe1599976ffe8a134a9ce961?s=35

Their next goal, following your mortgage, would be to help their 13-year-old child spend on postsecondary education in another city. mortgage calculator canada Proceeds from the transaction are expected to have an immediate impact by enabling us to improve our liquidity and decrease the outstanding debt under the company's $2 billion credit facility,” said Interim Chief Executive Bonita Then.v 10.12.2019 11:02

Their next goal, following your mortgage, would be to help their 13-year-old child spend on postsecondary education […]