Диснеевская история FM Достоевского


Континенталист, 19 мая 2018   –   cont.ws



Создатель знаменитых мышей знал, чем покорить зрителя. Один из главных компонентов его продакшена - Любовь.

Отечественной литературе тоже есть, что на это ответить. Итак, статья о мышах и любви у Федора Михайловича Достоевского.

Мыши.

Это скорее метафора, так как объект нашего внимания - маленький человек - крайне схож с этим образом. Я обращаюсь к первому произведению романиста, которое произвело колоссальное впечатление в свете - “Бедные люди”. Квартира, комната, даже уголок, который вынужден снимать Макар Девушкин как-то родит его в диснеевской Золушкой.

Можно отметить их смежность по важной детали - одежда. Как у Золушки, так и у Девушкина в определенные моменты одежда рвалась по швам. И как каждый порядочных человек в свои четыре с половиной года думает о том, как бы разобраться с мачехой и её дочерьми в момент, так и читатель Достоевского бунтует против уклада общества, которое допускает такое унижение человеческого достоинства.

Но что же дальше? Конечно, время феи

В нашей сказке появляется добрая фея-крестная, которая (хоть и на один только вечер) превращает Золушку в принцессу. Была фея и у Макара Девушкина. Еще не читали? Начните.

И вот, наша отечественная золушка, получив свою порцию волшебства, воспылала желанием осуществить все свои мечты. Но есть проблема. Достоевский - реалист. Когда мы говорим о направлениях в литературе, мы должны понимать, что каждое из них является отражением нашего мира. И дальше, в постмодернизме, где главенствует оксюморон (сочетание не сочетаемого: “живой труп”), в литературе возможен happy end  такой истории, но не в реализме.

Что же прекрасного в этой истории?

Любовь. 

Маленький человек тоже может любить. И это не материальная любовь, как у Акакия Акакьевича к своей Шинели, там нечем наслаждаться.

Макар Девушкин проходит все стадии влюбленности диснеевских героев. Вначале его действиями руководит забота о Вареньке. Мы видим, что он сам не признается себе в своих чувствах, потом стыдится их, но в самом конце, когда уже слишком поздно, герой откроется. У Диснея не может быть “слишком поздно”. У них любовь побеждает все, а у Достоевского всё готово уничтожить малейший повод для существования этой любви.

Важно помнить, что не только мир суров, но и герои не борются с обстоятельствами, они плывут по течению, надеясь, что прибьет их к лучшему берегу. 

Еще два важных момента, про которые нельзя молчать: виноград и конфеты.

Мир еды в литературе, как правило, пронизан символикой. К примеру, виноград олицетворяет жертвенность. Макар Девушкин дважды посылает Вареньке конфеты и однажды отправляет виноград. Недоедая, обделяя всячески себя, он готов отдать последнее, чтобы создать какую-то иллюзию сладкой жизни для девушки. Ну где такого принца еще можно найти?

В детстве все мы смотрим мультики Диснея, мечтая стать принцами и принцессами, а зачастую превращаемся в Акакиев Акакьевичей, Макаров Девушкиных или Варвар Добросёлов.

И даже если все мы вышли из гоголевской “Шинели”, как говорил Федора Михайлович, вовсе не значит, что мы не должны пытаться менять свою жизнь, наполнять её духовным смыслом, действовать.

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии



Ранее на эту тему

Экс-премьер ДНР рассказывает о майоре Олеге Мамиеве, командире батальона «Пятнашка», погибшем 17 мая на авдеевской промке под Донецком.
Стало известно о намерении по заключению договора между крупной американской и российской компаниями, несмотря на обострение отношени […]
Интересное видео появилось, интересное и очень странное. Некий украинский сосошник рассказывает о том как они перевозили отжатую у «д […]
В неискоренимом пацифизме нынешней Германии, становящемся серьёзным барьером на пути реализации англосаксонских планов новой войны п […]