Про “брежневский застой” и мечту детства


Континенталист, 17 июня 2018   –   cont.ws



Вы знаете, чем отличается правда от вымысла?

Не самый простой вопрос, согласен. Но все-таки, чем? А тем, что правда – это факты. А вымысел – это интерпретация фактов в зависимости от желания автора. Эта простая мысль возникла у меня совершенно случайно, даже сам удивился, как просто все получилось. А дело было так.

Можно сколько угодно рассуждать о том, было ли в СССР хорошо или плохо. Можно подсчитать, сколько было съедено колбасы, картошки или хлеба на душу населения в СССР и сколько мы съедаем сейчас. Если кто-то всерьез считает это критерием успешности страны – мне с такими людьми не по пути.

Так вот, возвращаясь к вопросу, заданному в самом начале. Я не буду сейчас, взывая к эмоциям, вспоминать о бесплатной медицине или там очередях за сахаром в августе, когда все дружно начинали варить варенье, а сахар заранее купить никто не додумывался. Я хочу лишь поделиться мыслями, которые возникли совершенно неожиданно и которые почему-то перевернули мое сознание. Речь пойдет … о чем бы вы думали?

О так называемом «брежневском застое».

Итак, предыстория: все свое сознательное детство и юность я мечтал работать на железной дороге. Там работал мой отец. Мечта детства, что поделаешь! Но не сложилось… Бывает.

И как-то уже в совсем зрелом возрасте, пользуясь интернетом, в приступе ностальгии я нашел и скачал книгу «История железнодорожного транспорта Советского Союза», том 3, 1945-1991. И начал читать, предвкушая интересные вещи, напоминающие мое детство.

Но очень скоро понял, что мои мысли уходят совсем в другом направлении. Так-так.. Как это нам говорили? Застой? Брежневизм? Семидесятые годы?

Можно сколь угодно долго рассуждать о количестве колбасы и прочих вещах. Но все это эмоции, чаще всего ни на чем не основанные. А тут в моих руках книга, в которой без истеричных воплей и эмоций изложены сухие факты и цифры. И никакого политически ангажированного анализа этих цифр! Только факты и таблицы.

Так вот. Так называемый «брежневский застой». Цитирую.

«Грузооборот железных дорог за пятилетие 1966-1970 гг. увеличился на 27,7% против 23%, предусмотренных планом».

Грузооборот? Почти на треть? А ведь это означает рост на треть производства всего лишь за 5 лет!

Хорошо, смотрим дальше. Тот же грузооборот, но по годам, в миллиардах тонно-километров:

1970 год – 2495

1975 год – 3237

1980 год – 3440

Как там говорили? Застой? Знаете, при застое грузооборот железных дорог на 40% за десять лет не растет. А что такое рост грузооборота? Это означает рост промышленного производства примерно на ту же цифру, ведь по железке перевозят то, что реально произведено или добыто из недр. По сути это говорит о том, что за десять лет производство выросло почти в полтора раза. И не в каких-то там баксах, а в реальных тоннах перевезенных грузов. И это застой? Хотел бы я сейчас жить при таком застое!

Пассажирские перевозки. Здесь цифры чуть скромнее, однако и здесь наблюдается сравнимый рост. Если в 1970 году пассажирооборот составил 265 миллиардов пассажиро-километров, то в 1980 году 342 миллиарда. За десять лет. Мама! Хочу обратно в «брежневский застой».

И таких фактов – полная книга. Нужно только вглядеться внимательнее. Скачайте ее, это очень просто! Книга лежит в сети. Обратите внимание, что книга отнюдь не «методичка» для политработников, это сухая статистика и факты. Авторы не задавались целью что-то опорочить или обелить, они тупо рассказывали, как было, и приводили цифры и таблицы. А уж выводы позволили сделать нам самим.

Не буду утомлять цифрами производства локомотивов и километров электрификации железных дорог, каждый желающий увидит это сам. И сам оценит. Однако помню, как в мое детство в 70-е годы от Красноуфимска до Мурома (а это больше тысячи километров !) поезда ходили под тепловозами ТЭП 10 «Стрела». А учиться в Москву в 1986 году я ехал уже под электровозом ВЛ60. И это тоже сделал «проклятый совок», который, если верить одному человеку, ничего не умел производить, кроме галош.

Все время, пока читал книгу, меня не покидало неприятное ощущение. Ощущение потери. Почему, начиная с послевоенных лет, история железных дорог СССР - это сплошной взлет от паровоза к электровозу и от однопутных неэлектрифицированных дорог к двухпутным электрифицированным? А сейчас? При нынешнем-то уровне развития технологий?

Грустно это все. Грустно… Надо бы обратно в «брежневский застой». Может, что-то и получилось бы.

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии



Ранее на эту тему

В украинском сегменте социальных сетей появился пост «гнева». Один из пользователей Фейсбука (Иван Пишта) сообщил, как расправился «с […]
Совет Федерации намерен сделать страховую медицину реальной В палате регионов разрабатывают поправки в законодатель […]
Российская столица стала настоящим сюрпризом для гостей чемпионата мира: она в точности соответствует ожиданиям путешественников и в […]
Страны Восточной Европы, превратившейся в серую зону — буфер сдерживания «дикой российской орды», испытывают очевидный кризис ид […]