Моторы-колеса


Континенталист, 28 сент. 2018   –   cont.ws



Публикации о восстановлении старых мотоциклов напомнили мне собственное из отрочества. 

Вероятно, каждому мальчишке всегда мечталось обладать каким-нибудь механическом чудом. Я не был исключением. Но я понимал, что в мои 12 лет, кроме велосипеда мне ничего не светит. Во-первых, матушка будет категорически против, и получить у нее согласие на удастся. А во-вторых, вожделенный двускоростной мопед Рига-22 стоил в магазине 205 рублей, что составляло полторы зарплаты моей матушки. Поэтому я смотрел на одноклассников, рассекающих на Ригах и Карпатах с тихой и грустной завистью. Но вот однажды…

Однажды, мне удалось найти в этом вопросе взаимопонимание с отцом. Он понимал мое желание стать обладателем такого механического “коня”, но также объяснял мне, что это не очень реальное желание по указанным причинам. Спустя какое-то время у нас с ним появился компромиссный вариант. Тогда в продаже бывали еще и мотовелики. Это такой гибрид велосипеда с мопедом. А тут еще и стало известно, что в райпотребсоюзе по дешевке распродают разукомплектованные остатки мотовеликов Рига-13.

В итоге, путем долгих споров и уговоров, мы добились разрешения от мамы, купить мне этот мотовелик за 45 рублей. Моему счастью не было предела, когда мы привезли это чудо домой. Однако сразу же возникло печальное обстоятельство: в силу моего тогдашнего малого роста, мотовелик для меня оказался слишком высоким. Сидя в седле, я сильно не доставал ногами до земли. И это могло помешать мне безопасно ездить. Но, как говорится, было бы желание, а выход найдется.

Я провел небольшую модернизацию своей Риги. Вместо переднего колеса большого диаметра, я поставил значительно меньшее от Риги-22. Да и высокое седло велосипедного типа я заменил на плоское мопедное всё от той же двадцать второй. С запчастями тогда проблем не было, поскольку отъездивших свое мопедов тоже было в избытке, и они хранились в кладовках и гаражах мертвым грузом. После такой модернизации мотовелик стал вполне приемлем для безопасной езды на нем. Ну и всё остальное было изучено и настроено мною с такой любовью, что желаемые 35-40 километров в час мой “конь” выдавал спокойно. Скорость я знаю потому, что на дороге меня неоднократно сопровождал отец на автомобиле.

Был у меня одноклассник, которому еще раньше его родители купили двадцать вторую. Но насладиться ездой он в полной мере так и не успел. “Выгуливая” свой мопед, он настолько углубился в красование перед местными ребятами, что со всего маху влетел сзади под припаркованный у обочины КРАЗ. От серьезных травм спас шлем. А вот мопед был покалечен основательно. И, поскольку ни сам одноклассник, ни его отец к технике не имели никакой склонности, то разбитая Рига-22 так и лежала у них в кладовке. Глядя на мои мелькания на дороге на тринадцатой, одноклассник не вытерпел и сделал мне предложение. Он знал о моей мечте от двухскоростном мопеде. Так же он знал, что с техникой у меня, сына профессионального механика, проблем не возникает никаких. И вот, он предложил мне обмен. Мол, тебе всё равно отремонтировать нетрудно, а я хотя бы кататься смогу. Поэтому обмен более дорого неисправного мопеда на недорогой но исправный мотовелик представлялся справедливым. Правда, вопрос снова пришлось утрясать с родителями, поскольку у моих возникли опасения, что впоследствии могут быть какие-либо претензии. Но, заручившись устными гарантиями родителей одноклассника, обмен состоялся, и я поволок домой вожделенное но неисправное чудо.

Около трех недель я с упоением перебирал этот мопед буквально до винтика, заменяя неисправные части. Оказалось, что в довесок к бою, у мопеда был еще и перегретый двигатель, что не давало ему ни нормально заводиться, ни развивать мощность. И тогда я по запчастям собрал ему другой двигатель. У Риги-22 было два типа штатных двигателей S-62 и V-50. Старый и убитый S-62 я снял, а собранный мною по запчастям V-50 поставил. Мопед ожил. В моих руках он работал, как часы. Заводился “с полпинка”, развивал скорость до 60 километров в час, и при этом не “орал”, как у других, поскольку “болезнь” этого мопеда с вечно сифонящим и быстро прогорающим глушителем была мною устранена. У моего мопеда были даже фонари сигналов поворота от старого мотоцикла, которые я раздобыл по случаю. Вот, правда, реле прерывателя на 6 вольт мне найти так и не удалось. В общем, я был обладателем самого настоящего “недомотоцикла” в идеальном внешнем и техническом состоянии.

Кстати, прослужил мне этот мопед верой и правдой до 16-ти лет, пока я не заработал денег на мотоцикл Минск. К тому же, в рамках профориентационного школьного обучения автоделу, ГАИ провела у нас в школе викторину между 9-ми и 10-ми классами. Главным призом были водительские права категории “А” (мотоциклы). Мы, девятиклассники, тогда одержали победу над старшими. А уже между собой боролись за личную победу. Победителей с равным результатом оказалось двое: мой одноклассник и я. Поэтому в 16 лет у меня были все законные основания претендовать на мотоцикл, и матушка ничего не могла с этим поделать.

А однокласснику моему снова не повезло. Он гонял на выменянной Риге-13 всего неделю. Однажды, он поехал кататься, как обычно, и доехал до одного не очень благополучного микрорайона, где его остановили парни постарше и “попросили” прокатиться. В общем, свой мотовелик он подобрал спустя два часа в напрочь разбитом состоянии. А поскольку для ремонта требовалось очень много усилий и запчастей, включая сварку лопнувшей рамы, то Рига-13 благополучно сменила на “посту” в кладовке свою предшественницу. Вот такие вот воспоминания из советских восьмидесятых.

P.S. Кстати, вспомнился еще один мопедный эпизод из детства. Наши даченские пацаны, однажды, решили съездить до поселка Нефтебаза. Это километров 7-8 от границы города по гравийной тогда еще дороге. Как только выехали с Нефтебазы в обратный путь, у одного кончился бензин. Теоретически, можно было бы скинуться понемногу, и он доехал бы до города. Но ребята опасались, что тогда им самим может не хватить. В итоге решили “стрельнуть” бензинчику у проезжавших грузовиков. Остановили дизельный МАЗ.

- Дяденька, дайте немного бензина, пожалуйста, а то мы до города доехать не можем.

- Какие проблемы, ребята, конечно дам! - сказал водитель.

Достает ведро, шланг и сливает в него из бака соляру.))) Налил с полведра и спрашивает “кому налить?” Подходит к нему пацан с мопедом, и тот щедро так наливает ему соляры в бак. Оглянулся и спрашивает “Может кому еще?” И тут пацаны радостно пооткручивали крышки своих бензобаков.

- Берите, ребята, мне не жалко! - ласково говорил водитель, заливая всем желающим дизтопливо.)))

Когда я увидел их, обессиленно катящих свои мопеды уже на дачах, и узнал причину этого, ржал, как запасной конь Буденного. Думал, что живот лопнет. ????

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии



Ранее на эту тему

Дайджест региональных инвестиционных новостей ЛУЧШАЯ ИНВЕСТНОВОСТЬ Губернатор Оренбуржья и полпред президента РФ в ПФО открыли кру […]
— В последнее время в Интернет пространстве появилось большое количество так называемого «золотов челлендж», когда люди вызывают на д […]
От нескольких не связанных между собой источников из разных стран я получал информацию о том, что группировка ИГИЛ* создает новые ба […]
Украинская элита продолжает рассчитывать на кредиты. Для них это единственный шанс не допустить или хотя бы отсрочить дефолт.