47-й бомбардировочный авиаполк уничтожил С-300


Континенталист, 14 февр. 2019   –   cont.ws



Оказывается, новейшие истребители могут легко преодолевать российскую систему ПВО и ПРО

На фото: группа многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34

Владимир Тучков

В войсках противовоздушной и противоракетной обороны России, которые входят в состав ВКС, возможно, назревает серьезный скандал. Он связан с состоявшимися на этой неделе учениями по отработке нанесения ракетно-бомбовых ударов многофункциональными бомбардировщиками Су-34, которые прошли в Воронежской области.

20 самолетов, принадлежащих к поколению 4++, с учебной задачей справились прекрасно. Поднявшись с авиабазы Бутурлиновка, они поразили условные наземные цели практическими («холостыми») 50-килограммовыми бомбами П-50Т. В них отсутствует взрывчатка, место падения они маркируют световыми и дымовыми сигналами.

Но при этом они преодолели зону ПВО, которая обеспечивается расчетами зенитно-ракетных систем С-300ПМ. Вот это и есть скандал. ЗРС, которые должны гарантировать неприступность наших воздушных рубежей, в действительности оказались «дырявыми»? Или же в этой истории есть какие-то неизвестные нам обстоятельства? И все было не совсем или же совсем не так, как об этом поведала «Российская газета»?

Нет, не доверять газетной публикации нельзя. Поскольку она ссылается не на «источник в оборонных структурах», а на сообщение пресс-службы Западного военного округа.

Попытаемся понять причину данного посрамления продукции концерна «Алмаз-Антей», разрабатывающего и производящего средства ПВО средней и большой дальности. Приобрести которые стремятся вооруженные силы многих стран мира. Для чего рассмотрим боевые возможности и ЗРС, и бомбардировщика.

При этом рассчитывать на прояснение ситуации со стороны Министерства обороны не приходится. Ведомство пока молчит и думает, что же такое сказала пресс-служба ЗВО и как эту ситуацию разрулить, не потеряв лица.

Эксперты утверждают, что для Су-34 пройти незамеченными для радаров С-300ПМ невозможно. Поскольку дальность обнаружения самолетов у данной ЗРС очень велика — 300 км. По мнению экспертов, Су-34 для того, чтобы быть незамеченными, должны были длительное время лететь на высоте 10−20 метров. То есть находясь ниже уровня радиогоризонта. Это, считают они, слишком сложная задача для пилотов.

И вот с этими двумя постулатами можно было бы поспорить. Вызывает сомнение длительность такого полета. Ведь не все же 300 км им надо «слаться по земле». Луч радара — это прямая линия. Чем дальше ее продолжать, тем больший зазор будет между лучом и поверхностью земли, которая, как известно, искривлена. Поэтому на расстоянии в 300 км от радаров ЗРС самолет может держаться на вполне приличной высоте, оставаясь незаметным. Но по мере приближения к радару он должен постоянно снижаться. Следовательно, в длительном полете над самой землей необходимости нет.

И еще один вопрос — насколько сложна задача полета на сверхнизкой высоте? И тут тоже нет ничего запредельного и сверхсложного. Су-34 оснащен эффективной РЛС, которая совместно с автоматом поддержания высоты позволяет самолету лететь в режиме огибания рельефа местности в автоматическом режиме. И такой полет не требует от пилота сверхнапряжения.

Так что задача, которую поставили бомбардировщику эксперты, вполне выполнима для Су-34.

А теперь выясним, сможет ли Су-34 проскочить невидимо для радаров С-300ПМ, совершая полет на высоте в 10−20 метров.

Начнем с того, что данный самолет не является «невидимкой». У него просто понижена видимость за счет использования специального радиопоглощающего покрытия, но планер «традиционный» без «прилизывания» его геометрии при помощи стелс-технологий. Эффективная площадь рассеяния порядка 1 кв.м.

А теперь о том, на каком расстоянии Су-34 будет обнаружен при полете на сверхнизкой высоте. И хватит ли этого для того, чтобы поразить самолет зенитной ракетой.

Первые модификации С-300 имели антенную мачту для обнаружения низковысотных целей 25-метровой высоты. На С-300ПМ используется мачта 40В6МД высотой 39 метров. За счет чего низковысотный обнаружитель 5Н66М получил способность засекать цель на больших удалениях. При такой высоте антенной мачты радиогоризонт находится на удалении в 25,7 км. Если самолет летит на высоте 10 метров, то он виден радару на удалении в 39 км, на высоте 20 метров — на 44 км.

При этом необходимо знать, что дальность радиогоризонта несколько больше, пусть и незначительно, чем расстояние прямой видимости. Это происходит за счет рефракции радиоволн, то есть они изгибаются вниз, за видимый горизонт.

Как видим, дальность обнаружения Су-34, совершающего сверхнизкий полет, вполне позволяет и навести на него ракету, и запустить ее. И у ракеты будет достаточно времени для перехвата, поскольку сверхнизкий полет проходит на околозвуковых скоростях.

Тут есть и еще один странный момент. Бомбардировщики для нанесения ударов по наземным целям использовали бомбы П-50Т. А для них минимальная высота бомбометания — 200 метров. Но на такой высоте «сушки» на радарах С-300ПТ высвечиваются и вовсе наилучшим образом.

Так что не могла система С-300ПМ не заметить и пропустить бомбардировщик Су-34. Как, впрочем, и любой другой самолет.

Однако Су-34 обладает прекрасной системой обороны. На нем установлен комплекс РЭБ «Витебск», который создает помехи для радиолокационных головок самонаведения зенитных ракет, а также «ослепляет инфракрасные ГСН. Он включает в себя инфракрасный и ультрафиолетовый пеленгатор пуска ракет, аппаратуру обнаружения лазерного облучения, станцию оптико-электронного подавления, станцию активных радиолокационных помех, устройство выброса ложных целей.

По результатам сирийской кампании в 2017 году военные предъявили разработчикам «Витебска» ряд претензий. В прошлом году проходила модернизация комплекса, которая учла все претензии. Все уже готово. И можно предположить, что под Воронежем был использован обновленный комплекс. Однако крайне сложно представить критерии оценки поединка условно запущенной зенитной ракеты, которая, естественно, не покинула пусковую установку, и отклонение ее гипотетического полета при помощи радиопомех.

И, наконец, у пилотов Су-34 есть и еще один способ борьбы с ЗРС, точнее — с ее РЛС обнаружения и наведения. В боекомплект бомбардировщика входят противорадиолокационные ракеты — Х-31ПД (дальность до 250 км, скорость 3,1 М) и Х-58УШК (250 км, 3,6 М). Ракеты принадлежат к семействам, появившимся в конце 70-х годов. Но обе постоянно модернизируются. Ракета 58УШК сейчас завершает испытание. Она предназначена не только для находящихся в строю истребителей, но и для новейшего Су-57. Помимо пассивной радиолокационной ГСН она снабжена еще и инфракрасной, что существенно снижает ее уязвимость средствами обороны обстреливаемых объектов, то есть РЛС.

Но и тут ведь тоже неясно, по каким критериям оценивали успешность поражения цели незапущенной противорадиолокационной ракетой в условии противодействия ей мощным полем радиопомех и, возможно, попыток «ослепления» лазерной пушкой.

Похоже, «условия игры» были составлены таким образом, что в списке условностей, которые нельзя доказать, значительный приоритет предоставлялся бомбардировщикам.

Да, и мы ведь чуть не забыли сказать, что пилоты совершили и еще один подвиг. «Обманув» зенитно-ракетные заграждения, они сразились в воздухе с истребителями условного противника. И, одержав победу, спокойно отбомбились.

Создается впечатление, что сценарий этих учений, включая их результат, был подробно расписан. А затем утвержден в штабе Западного военного округа.

Но, безусловно, летчики 47-го бомбардировочного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО, отрабатывая расписанный сценарий, проявили высокое мастерство и волю к победе. Что от них и требовалось.

Владимир Тучков

https://svpressa.ru/war21/a

Подписаться




или по почте

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии