Вот что 3 знаменитых греческих философа считали ключом к счастью


Континенталист, 3.07.2019 09:25   –   cont.ws


</figure>

Многие люди привыкли использовать логические построения и анализ для достижения поставленных перед собою целей, и это, безусловно, правильно… Пока дело не доходит до счастья и стремления к нему. Как нам удовлетворить жажду счастья, присущую всем людям? Как пройти по ведущей к нему дороге? Подобные вопросы зачастую ставят в тупик даже самых умных людей…

Концепции познания себя и мира вокруг, моральных ценностей, доброты, гармонии, свободы и сдержанности — это лишь некоторые из «инструментов», которые греческие философы предлагали использовать людям, стремящимся к счастью. Вы, скорее всего, уже знаете имена философов, о которых пойдет речь в этой статье. Это Эпиктет, Эпикур и Аристотель. Весьма вероятно, начертанная ими множество столетий назад карта к счастью поможет прийти к нему и вам.

«Пособие к выживанию» Эпиктета

Эпиктет, древнегреческий философ, живший с 55 по 135 годы нашей эры, считается «отцом» фразы: «Боги, даруйте мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, храбрость, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одного от другого».

А еще он говорил следующее:

«Встретившись с неприятным явлением, скажите себе: «Ты лишь моя мысль, а не то, чем ты кажешься». После этого изучите и измерьте его теми мерилами, что у вас есть. В первую очередь вот каким: имеет ли это явление отношение к тому, что нам подвластно, или же оно от нас не зависит. И если окажется, что это явление относится к тем, что не зависят от нас, будьте готовы ответить себе «Для меня это ничто».

Философия, как считал Эпиктет, должна быть не просто оторванной от жизни наукой — нет, она должна стать для каждого способом жизни. Философ говорил, что происходящие с нами внешние события определяются судьбой, и, таким образом, неподвластны нашему контролю. Следовательно, мы должны принимать то, что с нами происходит, спокойно и бесстрастно.

Однако он считал, что каждый индивидуум несет полную ответственность за собственные поступки, которые он может держать в узде и контролировать благодаря строгой самодисциплине.

«Считать себя рабом или свободным человеком — это зависит лишь от вас».

«Сад» Эпикура

Эпикур, живший с 341 до 270 года до нашей эры, вошел в историю как основатель школы философии известной, как эпикурейство. Он написал более 300 философских трактатов и писем, из которых до нас, к сожалению, дошли лишь отдельные отрывки.

Большую часть того, что нам сейчас известно о философии Эпикура, мы почерпнули из работ его последователей и комментаторов. Вот некоторые цитаты Эпикура, имеющие отношение к обсуждаемой нами теме:

«Нельзя жить счастливо, если вы не живете мудро и праведно, и нельзя жить мудро и праведно, если вы не живете счастливо».

«Справедливость не существует сама по себе, это — договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей, и всегда применительно к тем местам, где он заключается».

Эпикур считал, что целью философии является достижение счастливой, спокойной жизни, проведенной в окружении друзей, характеризующейся атараксией (спокойствием и свободой от страха), апонией (свободой от боли) и самодостаточностью.

Он учил своих последователей тому, что удовольствие и боль являются мерилом того, что хорошо и что плохо. Что смерть является концом как для тела, так и для души, и потому ее не стоит бояться. Что боги не наказывают и не поощряют людей, что вселенная бесконечна и вечна, а все события, происходящие в мире, в конечном итоге основаны на движениях и взаимодействиях атомов в пустом пространстве.

Надпись на вратах в «Сад» Эпикура, записанная Сенекой в XXI эпистоле «Нравственных писем к Луцилию»: «Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь наслаждение считают высшим благом».

Эвдамония в этике Аристотеля

Так как счастье — это состояние души, когда она действует нравственно и благодетельно, нам стоит взглянуть на то, что же такое благодетель — возможно, это поможет нам лучше понять саму природу счастья.

Аристотель, древнегреческий философ и ученый, живший с 384 по 322 год до нашей эры. Он верил в то, что все человеческие концепции и все их знания в конечном итоге основаны на восприятии. Взгляд Аристотеля на естественные науки представляет собой фундамент, на котором покоится большая часть его работ.

Его этика всегда вызывала к себе интерес, но этот интерес разгорелся с новой силой после появления современных систем этики, включающих в себя понятие благодетели. В результате этого философия Аристотеля и ее различные аспекты изучаются учеными в наши дни с новым интересом.

Аристотель считал этику практической, а не теоретической наукой, а именно — нацеленной на то, чтобы стать лучше и совершать хорошие поступки, а не на то, чтобы что-то знать ради самого знания. Он написал несколько трактатов по этике, включая свой самый известный — «Никомахову этику».

Аристотель учил тому, что доблесть имеет прямое отношение к предназначению и функциональности (эргону) ситуаций, вещей и людей. Что глаз является хорошим лишь настолько, насколько хорошо он видит.

Аристотель считал, что у людей тоже должна быть свое, особое предназначение, и этим предназначением должна быть активность психе (души) в соответствии со здравым смыслом (логосом).

Он говорил, что такая «оптимальная» деятельность души должна являться целью всех осознанных действий человека, и называл ее эвдамонией, что часто переводится, как «счастье» или иногда «благополучие». Но чтобы у человека была потенциальная возможность быть счастливым в этом смысле, он должен обладать благородством души (этике арете), что иногда переводят как моральная (или этическая) добродетель. 

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net

<p><strong><a href=”https://blockads.fivefilters.org”></a></strong> <a href=”https://blockads.fivefilters.org/acceptable.html”></a></p>

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии


51bd0598c7fe932e8a4feb37f5354fda?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 21:04

hm