«Коммунар»: первый запорожский, первый советский


Континенталист, 19.09.2019 08:28   –   cont.ws


Дмитрий САМОЙЛЕНКО

То, что пионерами комбайностроения являются придумавшие его американцы, секрета нет, как и нет секрета в том, что первый советский комбайн был компиляцией американского. СССР помог компании Caterpillar Tractor Company преодолеть Великую депрессию. Американцы рискнули и предложили свою технику нуждающемуся в ней Союзу, и не пожалели. СССР разворачивал индустриализацию, в которой косвенно участвовали и компании США.

Тем не менее попытки создания механизма для уборки зерна предпринимались и в императорской России. В 1830 году изобретатель Андрей Петрович Вешняков презентовал Вольному экономическому обществу свою молотовеяльную машину, а в 1886 году в с. Борисовское Тверской губернии состоялась презентация упряжной «зерноуборки на корню», автором которой был управляющий имением помещика Новосильцева Андрей Романович Власенко. 

Андрей Власенко. Фото Белорусской республиканской научно-технической библиотеки

Последний агрегат отличался неплохими показателями, Власенко получил патент и медаль Императорского Вольного экономического общества «за высокополезную деятельность», но министр государственных имуществ генерал Зеленой наложил запрет на серийное производство, указав, что в России уже достаточно импортных жаток. Так была убита отечественная «комбайновая» инициатива.

Первая мировая и Гражданская войны отодвинули актуальность создания собственной сельхозтехники, монополистами на которую стали американцы.

Свой первый комбайн, точнее «жнею-молотилку», Бенджамин Холт, инженер и хозяин компании Holt Manufacturing Company (будущей Caterpillar), привез в 1913 году именно в Киев на Всероссийскую торгово-промышленную выставку. Тогда посетители к комбайну, представлявшему собой одногусеничную деревянную кабину с навесными режущими механизмами, отнеслись прохладно, более заинтересовавшись тракторами Холта.

Всероссийская торгов-промышленная выставка, Киев 1913. год.

Но позже «жнею-молотилку» Бенджамина Холта перевезли из Киева в Акимовское отделение Бюро сельхозмеханики, (современная Запорожская область), где на базе завода сельхозтехники, под руководством американского инженера Б. Трейваса проводились успешные испытания. Так сама судьба определила будущее место производства первого комбайна СССР.

Несмотря на то, что испытания в Акимовке прошли удачно, комбайн Холта из-за начавшейся войны выпускать не стали, но советский аналог Caterpillar все же появился в Запорожье в 1929 году.

Советская страна с трудом и огромными усилиями поднималась из развалин и разрухи. Стимулированное НЭПом сельское хозяйство нуждалось в технологиях, острая необходимость привела к заимствованию идей, реализованных в моделях тракторов и комбайнов, которые покупали за границей, в частности в США.

После решения о технической реконструкции сельского хозяйства в рамках начавшейся коллективизации Наркомат тяжелой промышленности СССР и ВСНХ искал группу инженеров, готовых взяться за амбициозный проект. И нашёл.

Уроженец Екатеринославской губернии, выпускник Киевского политеха Андрей Аверьянович Василенко, создавший в 1929 году научно-исследовательскую кафедру сельскохозяйственной механики при Главнауке АН УССР, в то время работал в столичном Харькове. Здесь он организовывал НИИ сельскохозяйственного машиностроения и машиноиспытаний.

Андрей Аверьянович Василенко и мемориальная доска в Киеве

Василенко – авторитетный инженер-подвижник – собрал группу единомышленников из 15 человек. Местом сборки был избран бывший завод Абраама Коопа в Запорожье, где до революции выпускали плуги и жатки. В 1923 году завод стал называться в духе времени – «Коммунар». Завод входил в состав Главсельмаша при ВСНХ (Высшем Совете народного хозяйства) и был призван заниматься восстановлением промышленности после Гражданской войны. Здесь Василенко начал конструировать свой комбайн, изучая блоки и агрегаты американского Holt Caterpillar model32 Combine Harvester образца 1927 года.

Сегодня злопыхатели указывают, что едва ли не вся техника СССР периода индустриализации, включая комбайн «Коммунар», выпускалась по лицензиям западных корпораций. Однако пока договорных доказательств никто не представил, а Василенко в своих мемуарах не скрывал, что его группа использовала американские лекала.

Основное из американской технологии, что применила группа Василенко, – это прицепной принцип работы комбайна. То есть агрегат по полю на буксире передвигал трактор. Начинали с машин ХТЗ, потом применяли трактор «Сталинец» и СХТЗ 15/30.

Надо отметить, что параллельно с созданием первого советского комбайна шло строительство и оборудование новых цехов и линий, доселе незнакомых.

Пробный пуск «Коммунара»

На комбайне установили бензиновый двигатель Форд-НАТИ (американская технология сборки завода ГАЗ), ширина режущего механизма и мотовила составляла 4,6 метра, минимальная высота срезания 70 мм при ёмкости бункера 1,8 м³. Многие детали кузова и бункера были из дерева. Оригинальные решения касались молотилки и транспортера, причём многие новшества внедрялись сразу после практических испытаний, потому почти все первые комбайны отличались друг от друга.

Прицепной комбайн убирал более двух гектаров в час, при этом он мог молотить и сортировать зерно и солому. Кроме тракториста механизм обслуживали три человека. Для тех времен это был однозначный технологический прорыв.

18 сентября 1929 года на заводской двор торжественно выкатили комбайн «Коммунар К-4-6», первый из десятки «доводимых до ума» в цехах завода, первый советский.

Значение появления первого комбайна переоценить сложно – он не только стал важнейшим элементом совершенствования сбора зерна, он позволил прекратить экспорт и позволил сохранять валютные резервы, он продемонстрировал технические возможности государства.

Дальше ситуацию иллюстрирует сухая статистика. Только в 1930 году запорожский завод «Коммунар» выпустил первые 347 отечественных комбайнов, потом счёт пошел на тысячи. Запорожские комбайны разъезжались по всей стране – от Сибири и Урала до Северного Кавказа и Крыма.

Первая партия комбайнов «Коммунар», полученная Тенишбекским зерносовхозом. Северный Кавказ. 1932 г.

Комбайн запорожского завода «Коммунар» на полях совхоза Победитель (Якимовский район, Днепропетровской области, 1932 г.)

Затем пришла пора модернизации. В 1931 году в Саратове был построен завод комбайностроения «Саркомбайн», который выпускал запорожские «Коммунары» под маркой СЗК. Параллельно, уже на «Ростсельмаше» стал выпускаться прицепной комбайн «Сталинец», а в 1947 году после синтезирования и усовершенствования «Коммунара» и «Сталинца» был выпущен «Сталинец-4» – первый серийный советский самоходный комбайн. Кстати его автором был бывший сотрудник запорожского завода «Коммунар» Ханаан Ильич Изаксон.

Стартовав на берегах Днепра, советское комбайностроение «разошлось» по всему Союзу. А когда в 1958-м ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов, завод «Коммунар» перепрофилировали для производства первого советского малолитражного народного автомобиля. Так появился легендарный ЗАЗ и любимец «Горбатый», о котором мы уже рассказывали.https://odnarodyna.org/content…

Не слишком известная история первого советского комбайна нашла свое неожиданное продолжение в самостийной истории Украины. Местные хранители национальной памяти за явным дефицитом реальных достижений тупо «национализировали» советский комбайн, не раскрывая деталей его появления. Они, заплёвывая и проклиная сталинский режим и его победы и результативность, тут же присвоили эти победы, упаковав их с приставкой «украинский». Так возникли «украинский комбайн», «украинский ДнепроГЭС», «украинский Южмаш», «украинский Т-34», хотя малейший познавательный шаг в сторону доказывает, что это достижения страны, которую «декоммунизируют» нынешние временщики.

https://odnarodyna.org/content…

<p><strong><a href=”https://blockads.fivefilters.org”></a></strong> <a href=”https://blockads.fivefilters.org/acceptable.html”></a></p>

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии