Транзит власти: Преемник № 2 торпедирует вертикаль Путина


Континенталист, 3.12.2019 03:06   –   cont.ws


В борьбе за главное кресло страны «кандидаты на царство» рискуют поделить Россию на удельные княжества

«Вертикаль власти» не костерил от души, пожалуй, только очень ленивый человек. Оно и понятно — ее неповоротливость, косность, топорность и граничащее с презрением безразличие к судьбам россиян в последнее время лезет буквально изо всех щелей. Тут вам и «государство не просило вас рожать», и «макарошки стоят везде одинаково», и давно ставшее притчей во языцех «денег нет, но вы держитесь». Конечно, когда тебя надежно прикрывает «федеральная рука», говорить можно все, что угодно.

А вспомните историю с выборами знаменитого биатлониста Антона Шипулина в Госдуму от партии «Единая Россия»! Мэр Краснотурьинска Александр Устинов заявил, что муниципалитет в 2020 году недополучит 300 млн. рублей региональных субсидий из-за того, что процент голосов, собранных в муниципалитете за олимпийского чемпиона, оказался низким. «Никто не будет говорить, что это из-за того, что мы плохо проголосовали. Я понимаю, что была хорошая погода, мы копали картошку. Но мы покопали картошку на минус 300 млн. рублей на 2020 год», — расстроился он.

По словам Устинова, из-за такого финансового отношения к городу со стороны власти, у Краснотурьинска «нет будущего с точки зрения финансов», так что муниципалитету придется «уйти на содержание».

Но на днях глава Счетной палаты Алексей Кудрин пролил бальзам на раны подневольных регионов, заявив о том, что для решения задач России не нужно усиливать вертикаль власти. «Мне кажется, что это неправильный путь. Наоборот, надо увеличивать полномочия муниципалитетов и передавать им дополнительные бюджетные деньги», — цитирует чиновника, в частности, РБК. По мнению Кудрина, с учетом всего того, что сегодня происходит в обществе, из-за усиления вертикали власти голос простого человека «наверху» просто не слышат.

Но ведь именно эту самую вертикаль упорно выстраивают в России президент и правительство уже два десятка лет. На этом фоне подобные высказывания Кудрина, неоднократно выполнявшего функции зампреда кабинета министров и в течение 11 лет, пока активно строилась эта самая вертикаль, занимавшего должность министра финансов, выглядят каким-то вызовом.

— Все познается в сравнении. На рубеже «нулевых» и в течение «десятых» годов стране было необходимо выстраивание и сохранение вертикали власти. И не в последнюю очередь — для бюджетной консолидации, — комментирует директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов.

Чтобы регионы не были настолько диспропорционально развиты, федеральный центр и консолидировал основную массу средств у себя, распределяя все субвенции, субсидии и трансферты. Но сейчас необходим новый этап в развитии.

— Из чего вы делаете такой вывод?

— Во-первых, постепенно меняется качество управления в регионах. Целый ряд субъектов по качеству управления уже может самостоятельно проводить экономическую политику. Да, пока регионов таких мало, но постепенно передача дополнительных ресурсов и возможностей вполне допустима.

— Не скажет в итоге муниципалитет — а зачем нам федеральный центр, если мы и сами хорошо управляемся? Не приведет ли политика передачи средств и полномочий к «феодальной раздробленности»?

— Это не говорит ни о каком начале никакого парада суверенитетов. Это забавные страшилки, которые появляются каждый раз, когда заходит разговор о том, чтобы дать кому-то чуть больше полномочий. Такого хаоса и бардака, как в девяностых, не будет.

— Почему так думаете?

— Согласитесь, если дочка отпрашивается у мамы погулять во дворе подольше, делать вывод о том, что девочка, простите, уже пошла по рукам, абсурдно. Вот и здесь речь идет о совершенно разных вещах. У нас есть федеральное законодательство, есть устоявшаяся система власти. И от того, что мы регионам дадим возможность согласовывать, а не императивно получать от федерального центра показатели и объемы финансирования, система станет только более эффективной.

— Насколько федеральный центр в состоянии не только услышать, но еще понять и внедрить идею Алексея Кудрина?

— Это идея не только лишь одного Кудрина. Это результат объективного анализа ситуации в ходе мониторинга нацпроектов. Старая система в таких условиях работать не может. Это очевидно всем. Вопрос лишь в скорости и объемах реагирования федерального центра.

— Здесь есть какие-то варианты?

— Это может быть, так сказать, косметический ремонт, а могут быть и более глубокие, структурные и управленческие изменения. Какой из сценариев будет выбран — пока неясно. Но неизбежность этого очевидна, так что весь вопрос, по сути, заключается лишь в том, будет ли это сделано до 2021 года или после.

Впрочем, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, политолог Олег Иванов совсем иначе оценивает озвученную главой Счетной палаты новацию.

— Алексей Кудрин — известный человек с западными либеральными взглядами. Поэтому на местное самоуправление он тоже смотрит с западной точки зрения. Но, как гласит народная мудрость, что русскому хорошо, то немцу смерть. Но ведь можно сказать и наоборот.

— То есть, по-вашему, это пагубная идея для России?

— Мы это проходили в начале девяностых годов, когда западную модель западного самоуправления попытались внедрить в России. И к чему это привело? Вместо создания эффективной местной модели создали фактически удельные княжества. В результате во власти начался раздрай.

— Почему так произошло?

— Потому что местное самоуправление всегда находится ровно на той стадии развития, на которой в данный момент времени находится наше гражданское общество. Очевидно, что в Германии, США и России местное самоуправление разное. За рубежом оно формировалось снизу вверх. То есть сначала появлялись коммуны, муниципалитеты, и только потом происходило их объединение в государственные формирования. В России же всегда было сильное государство. С такой обширной территорией просто не могло быть иначе. Вот поэтому в девяностых и получили то, что получили. Двухуровневая система власти, прекрасно работающая в той же Германии, у нас не пошла. А для того, чтобы пошла, потребуется не один десяток, а то и не одна сотня лет.

— Что же так долго-то?

— Основа местного самоуправления, как и развитого гражданского общества — средний класс, ни от кого не зависимый в интеллектуальном и в идеологическом плане. А у нас средний класс настолько слабый, что речь о нем и не идет. Да и вообще, я считаю, автономность местного управления, заложенная в Конституции, ошибочна.

— По какой причине?

— Ну не может муниципальная власть работать в отрыве от государства. И их функции схожи. Очевидно, Алексей Кудрин с высоты своего положения просто не очень хорошо понимает, что происходит у нас на местах. Если мы кому-то сейчас дадим огромные возможности, остальные, не имея таковых, только пострадают. Так что эта идея, как мне кажется, нереалистична и вредна. Начнется развал, коррозия.

Однако руководитель Лаборатории социально-политических технологий Алексей Неживой предлагает не оценивать конкретные плюсы или минусы от внедрения или не внедрения предложения Алексея Кудрина, а взглянуть на заявления главы Счетной палаты под нестандартным углом.

— Недавний скандал во Владимире показал, что протест населения против строительства нового мусорного полигона во многом поддерживался местными регионалами, которые возмущались приходом в регион федеральных операторов утилизации ТКО. И я думаю, что Алексей Леонидович, претендуя на руководящие должности в государстве, а точнее — на роль пресловутого «преемника» (преемником № 1 считают Медведева, Кудрина в определенных кругах рассматривают, как преемника № 2 — ред.) просто заявляет свою программу.

Коль скоро в свете грядущего «трансфера власти» он выпал из повестки федерального торга между кланами, то решил опереться в этом отношении на местные элиты, заявляясь на федеральном уровне.

— Почему именно на них?

— Потому что суммарно они представляют очень большой социально-политический и экономический ресурс-антагонист. Который не будет мириться с центром. Это как раз тот самый раскол между элитами в стране, когда основные игроки, претендующие на определенные бонусы в результате трансфера, выбирают, на кого опираться.

— А эта ставка не является ли заведомо проигрышной? Высоки ли у нее шансы принести победу в «битве за транзит»?

— А почему бы и нет? Голосуют-то регионы, на избирательные участки идут люди на местах. В «жирные» нулевые годы регионалы сидели тихо, занимаясь бизнесом, им не нужно было ничего. Имея свой кусок хлеба, они не лезли в большую политику, отдав все на откуп федеральному центру, который хорошо их «кормил».

Теперь же экономика сжалась. Из-за этого федеральные компании пытаются «нарастить жир», пожирая местный бизнес. В результате регионалы активно заинтересовались политикой. И минувшие выборы наглядно показали, что это достаточно мощная сила, которая себя в условиях кризиса еще покажет. У нас же тогда «случился» Владимир, а также Приморье и Хакасия. Все это демонстрирует тот факт, что если местный ресурс «встает на дыбы», то федеральному центру он зачастую оказывается не по зубам.

— Но ведь в Приморье победил в конечном итоге как раз федеральный центр…

— Да, но вы посмотрите, как это получилось скандально, криво и косо. В Санкт-Петербурге сейчас ровно та же самая история. Даже в Москве и то результаты получились вообще очень спорные, и мы это сейчас очень хорошо видим.

— А реально ли вообще воплотить идею о придании российским муниципалитетам большей самостоятельности как таковую?

— Рано или поздно, волей или неволей, страна к этому вернется. Потому что уход рычагов управления и влияния на политику с регионального, местного, уровня в федеральный центр неизменно приводит к конфликту интересов, это закономерность.

И такой конфликт интересов мы видим сейчас везде. Те же Шиес, Владимир, другие регионы, где идут протесты, имеют какую-то ресурсную базу. И местный бизнес, долгое время работавший с ней, недоволен тем, что экономическую активность и денежные потоки перехватывают федеральные «пришельцы». А ведь федеральный центр в этом отношении действует очень однобоко, лоббируя интересы узкой группы «приближенных», не ставя ни во что интересы всей остальной страны. Классический пример такого поведения — Москва.

Так что Кудрин вполне справедливо делает ставку на «регионалов». Если он будет выразителем их интересов, то при достаточной системности (а у нас более 80 субъектов в России) его может поддержать практически половина регионов. А это очень мощная электоральная поддержка. С таким ресурсом вполне можно заявляться на предвыборную гонку. А в гонке победит тот, за кого больше проголосуют.

— Получается, Алексей Кудрин пошел по пути Бориса Ельцина? «Берите суверенитета, сколько хотите», только в региональных масштабах?

— Совершенно верно. Если ему удастся создать мощное электоральное ядро, он считает, что Запад может поставить на него. Тем более у него есть достаточно неплохие сигналы о поддержке «с той стороны». Так что он не просто так говорит, а готовит почву.

Источник

<p><strong><a href=”https://blockads.fivefilters.org”></a></strong> <a href=”https://blockads.fivefilters.org/acceptable.html”></a></p>

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии


8a64003d974c4fdd2129cc00f5b712e3?s=35

If you recently got into some unexpected money—say, using an inheritance or because you won the lottery, or even an unexpected investment gain—utilize the sum to pay down your mortgage principal. nextlevelkidmin.com With 4 in 5 mortgages being conventional, OSFI's B-20 trequel is really a massive change.v 6.12.2019 11:33

If you recently got into some unexpected money—say, using an inheritance or because you won the lottery, or even […]