Сомнительный маневр Минфина


Эксперт Online, 23 нояб. 2016   –   expert.ru


Как заявил министр финансов Антон Силуанов, его министерство намерено сократить прямое налогообложение и увеличивать косвенное – к обсуждению этих мер Минфин может вернуться после 2018 году, пишут “Ведомости”. В частности, будет рассмотрена возможность снижения соцвзносов в обмен на повышение НДС.

Идеи Минфина повысить НДС в обмен на снижение взносов уже обсуждались у первого зампреда правительства Игоря Шувалова. Еще в сентябре Минфин предлагал снижать ставку взноса с нынешних 30 до 29% в 2017 г. и до 26% к 2019 г., ставку НДС повысить с 18 до 20%, а льготную ставку НДС – с 10 до 12%, а после 2019 г. увеличивать ее на 2 п. п. в год, пока она не достигнет нельготных 20%. Мера оценивалась в 1,2 трлн руб., в правительстве сочли ее плохо просчитанной и отвергли.

В Минфине изданию подчеркнули, что весь мир движется к налогообложению потребления. В странах с высокой долей неформального сектора лучше использовать НДС вместо налогов на фонд оплаты труда. Из-за снижения ставки взноса может снизиться острота проблемы бедности.

С одной стороны, отмечает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал, сокращение прямой нагрузки позитивно для бизнеса, так как повышает прибыль. С другой – косвенные налоги лягут на плечи потребителей, именно они будут оплачивать повышение НДС и акцизов, и есть риски снижения спроса и потребления. Эффект в результате может оказаться даже хуже нынешней ситуации, хотя Минфин, скорее всего, даже добьется некоторого увеличения доходов бюджета, но для роста экономики в условиях падения реальных доходов увеличение налогов на потребление – не очень хорошая и своевременная идея. Возможно, полагает эксперт, ее стоит рассмотреть, но реализовывать лучше после стабилизации экономической ситуации.

Вопрос происходящего действительно интересный, комментирует ситуацию аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. По сути, мы говорим об имплементации теоретической экономической модели, в чистом виде нигде ранее не применявшейся, предполагающей, что перераспределение налоговой нагрузки в пользу косвенных налогов на потребление приводит к стимулированию развития экспортоориентированного бизнеса и, уже как следствие, росту благосостояния населения, тогда как обычно считалось, что именно стимулирование внутреннего потребления, в том числе за счет снижения все тех же косвенных налогов, включая НДС и акцизы, выступает драйвером развития экономики.

Речь, подчеркивает эксперт, идет исключительно о теории, о модели, в чистом виде нигде ранее не применявшейся. Да, некоторые страны Европы, включая Грецию, Венгрию, Латвию, и даже Китай уже прибегали к повышению косвенных налогов с целью снижения прямой налоговой нагрузки на бизнес и население, но всегда и везде данная модель существенно изменялась с учетом структуры экспорта, уровней доходов населения, безработицы и, опять же, сами по себе механизмы являются относительно новыми и говорить об их результативности как минимум преждевременно, тем более, если рассматривать примеры Греции и Китая, где состояние экономики, несмотря на применение огромного количества казалось бы эффективных инструментов стимулирования, крайне далеко от идеального.

По сути, отмечает Алексей Антонов, глава Минфина предлагает меры, направленные на стимулирование экспортоориентированного бизнеса, его поддержку за счет роста налогов на потребление. В странах Европы и в Китае экспортоориентированный бизнес - это и фермерские хозяйства, и легкая промышленность, и машиностроение, и производство электроники, и автопром… В России экспортоориентированный бизнес - это в первую очередь бизнес по добыче и экспорту энергоресурсов, газа и нефти. Я напомню, что по итогам первых 3 кварталов текущего года доля несырьевой составляющей в структуре российского экспорта выросла впервые за 2 года, составив рекордные 39%. При этом основу несырьевого экспорта занимают вовсе не микропроцессоры, высокоточная техника, станки или автомобили, нет, речь идет о минеральных удобрениях, пшенице, древесине и металлах. 

Получается, делает вывод аналитик,  что когда мы говорим о стимулировании экспортоориентированного бизнеса, мы в первую очередь имеем в виду поддержку нефтегазового сектора, доля продукции которого в структуре экспорта превышает 60%. В теории перераспределение налоговой нагрузки позволяет избежать повышения расходов населения, поскольку де-факто бизнес не начинает платить больше налогов, а значит, не растут цены на продукцию для конечного потребителя на внутреннем рынке. В России, считает эксперт, эта система не сработает просто в силу структуры экономики и главенствующей роли нефтегазового сектора в экспорте. То есть на деле реализация плана по перераспределению налоговой нагрузки интересна исключительно нефтегазовым компаниям и бюджету, в то время как для населения он выльется в рост цен на потребительские товары.

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 13 нояб. 2017

Это фейк