Как надо решать проблему коллекторов и должников


Фриц Моисеевич Морген, 21 нояб. 2015   –   fritzmorgen.livejournal.com


Мне тут пришёл по почте судебный приказ. Взыскать с должника — Макаренко Олега Александровича — недоимки по транспортному налогу за 2013 год в размере 5 с мелочью тысяч рублей.

Приказ от 02 июля 2015 года, но получил я его только вчера, так что время обжаловать ещё есть. Съезжу в суд и напишу, что уведомлений об уплате налога не получал, а сам налог при этом давно уже уплачен. В этом году нововведение, за несвоевременную уплату налога на имущество положен довольно неприятный штраф: так что в этом году я заплатил все личные налоги вовремя и даже с некоторым перехлёстом.

В принципе, ничего страшного — ну, потрачу пару часов времени, только и всего. Но… поставьте себя на место государства. Вам должны заплатить налог за 2013 год. Налог вовремя вам не платят. Вы передаёте дело в суд, суд полгода выносит своё решение, а потом ещё полгода решение идёт должнику по почте.

Дальше должник получает письмо, в котором даже не сказано, что конкретно он должен делать. Если бы я не имел опыта работы с судами, я бы растерялся. По каким реквизитам платить деньги? Какую сумму? Кому и как сообщить, что сумма уплачена? В приказе этого не сказано. Там нет даже телефона, по которому можно было бы задать эти вопросы.

Очевидно, государство получает гораздо меньше денег, чем могло бы, если бы работа с должниками была поставлена по-человечески.

Какое-то время назад мой друг подал в суд на некую фирму, которая была должна ему около 50 тысяч за разные компьютерные услуги. Суд вынес справедливое решение в его пользу, после чего судья с некоторым недоумением спросила моего друга, зачем ему это всё было нужно — ведь долги у нас собирают судебные приставы, а ”замотивировать” судебных приставов на выбивание долга обойдётся дороже, чем 50 тысяч.

И действительно: приставы завалены решениями судов о взыскании тех или иных сумм. По рассказам моих знакомых из этой сферы, на каждого пристава приходится чуть ли не по тысяче открытых дел, поэтому приставы — даже если бы очень захотели — физически не могли бы выполнить свою работу, приставов очень мало, а должников очень много.

С судами дела обстоят несколько лучше, но всё равно плохо. Суда завалены однотипными бессмысленными делами, разбор которых не приносит никакой пользы. Если пристально вглядеться, выясняется, что большая часть случаев так называемого «судебного беспредела» вызвана вовсе не злым умыслом судьи, а жёстким дефицитом времени судей. Суды физически не могут внимательно разбирать каждое типовое дело — в противном случае, большая часть дел из-за нехватки времени не будет разбираться вовсе.

Как бы я изменил ситуацию?

Вот вам моя точка зрения человека, точка зрения человека, который имеет довольно обширный опыт в успешном получении разного рода долгов.

Первое. Я бы прямо запретил налоговой подавать в суд на суммы менее 100 тысяч рублей. Пусть начисляет пени и штрафы, ждёт, пока сумма не достигнет 100 тысяч рублей, только после этого подаёт в суд.

Второе. Я бы запретил налоговой действовать «молча». Мы живём в 2015 году, практически у каждого есть мобильный телефон. Если должник должен, скажем, 1000 рублей, проще и дешевле будет просто подождать, пока сумма не вырастет — послав предварительно должнику письмо и sms, что он должен денег, и добавив долг в список долгов на сайте nalog.ru (чтобы должник мог туда зайти и увидеть, сколько он должен).

При увеличении задолженности до, допустим, 5 тысяч рублей, личное дело должника должно передаваться в отдел по досудебной работе с долгами.

В этом отделе специально обученные сотрудники должны искать телефон должника (это несложно), звонить ему и говорить: «вы должны нам такую-то сумму, на неё начисляются такие-то пени. Пожалуйста, заплатите, а то сумма долга вырастет».

Большая часть должников вполне готова платить налоги, просто нужно создать для этого минимальные условия: внятно объяснить должникам, что просрачивать долги не в их интересах, и не менее внятно указать должникам, какую сумму и по каким реквизитам им надо заплатить. Достаточно часто должник знает, что он должен денег, но не платит, так как не знает, куда и сколько платить.

Опять-таки, часто должники не платят, так как не согласны с выставленными им счетами. На этот случай у отдела по досудебной работе с долгами тоже должна быть возможность проводить с должниками сверки и сразу же исправлять ошибочные начисления. Технически, повторюсь, ничего сложного в этом нет: при наличии управленческой воли такого рода отделы можно пооткрывать по всей стране уже к весне.

Некоторая часть должников всё равно будет тянуть с оплатой долгов. Таких должников по взятии ими планки в 100 тысяч рублей долга надо передавать в суд. Однако даже после вынесения судом решения о взыскании задолженности нужно всё же не писать должникам мутные «письма счастья», а звонить им живым голосом и вежливо просить закрыть долг: опять-таки, чётко указывая, куда платить и кому присылать квитанцию об оплате.

Такого рода нехитрая система фильтров позволит решить две задачи: повысить собираемость налогов и резко уменьшить нагрузку на наши суды. Ну и обществу будет полегче: если бы мне кто-нибудь напомнил в 2013 году о транспортном налоге, я бы его тогда же и заплатил бы.

Всё, что написано выше — это мои мечты, пусть и основанные, повторюсь, на моём довольно обширном опыте работы с разнообразными должниками. Что же происходит в России на практике?

А на практике в условиях паралича системы законного взыскания задолженности процветает теневая система незаконного взыскания долгов — коллекторские агентства. Работают они, конечно, не на налоговую, а на банки, однако обществу от этого не легче.

Вот вам, господа две новости.

1. В Челябинске коллекторы заблокировали все телефоны местной больницы, включая телефоны, по которым больные могли попросить об экстренной помощи:

//pikabu.ru/story/chelyabinskie_kollektoryi_zablokirovali_rabotu_bolnitsyi_i_skoroy_pomoshchi_3788133

Причина? Немолодая санитарка взяла в микрокредитной организации 5 тысяч рублей, а когда вернула их, ей заявили, что она должна ещё денег. Санитарка отказалась платить лишнее, и коллекторы решили наказать за это всю больницу, в которой она работает.

2. В Балтийске коллекторы «заминировали» школу за то, что один из работников школы задолжал банку некоторую сумму денег:

//klops.ru/news/obschestvo/121075-shkolu-v-baltiyske-zaminirovali-kollektory-iz-za-dolga-odnogo-iz-sotrudnikov

После телефонного звонка о заминировании из школы эвакуировали детей и учителей, но бомбы разумеется не нашли.

Дикость?

Дикость. А разгадка проста: у нас не выстроена цивилизованная система сбора долгов, и у нас не запрещены на законодательном уровне грабительские кредиты. Вот ростовщики — которые сейчас сменили имидж и называют себя банкирами — и решают проблемы в духе свободного капитализма.

Конечно, коллекторы в итоге доиграются, это вполне очевидно. Конкретно коллекторов из Челябинска, кстати, органы уже начали нахлобучивать:

//pikabu.ru/story/posle_reportazha_ntv_politsiya_i_fsb_vzyalis_za_kollektorov_atakovavshikh_bolnitsu_v_chelyabinske_3793382

Однако даже после того как микрокредиты и коллекторские агентства будут запрещены на государственном уровне, проблема взыскания долгов всё равно останется.

Что бы я сделал на месте наших законодателей?

Первое — я бы обязал налоговую, ГИБДД и прочие службы собирать долги адекватно, а не как сейчас: со звонками должникам, без внезапных обращений в суд и без диких штрафов на ровном месте, когда после долгого периода молчания внезапно выясняется, что должник должен теперь крупную для него сумму.

Кстати, чем дольше я смотрю на ситуацию с платными парковками в Санкт-Петербурге, тем сильнее меня беспокоит грабительский размер штрафа за неправильную парковку. Когда люди начнут получать десятки ошибочных штрафов по 3 тысячи рублей каждый — а так и будет, потому что система работает через задницу — в городе начнутся митинги и протесты.

Я понимаю, что эти штрафы введены не просто так, и что организаторы платных парковок тоже хотят позагорать на Канарах за счёт автовладельцев, но всё же надо хоть немного вперёд думать: у ответственных за платные парковки в Петербурге чиновников скоро явно начнутся проблемы, которых легко можно было бы избежать, если бы штраф за ошибку при оплате парковки составлял бы не 3000 рублей, а 500 рублей.

Первое правило получения долгов: усиление давления должно быть постепенным, с предупреждающими звонками, с адекватными штрафам и, вероятно, даже с прощением первых нескольких нарушений. В противном случае на ровном месте будут возникать никому не нужные конфликты.

Подведу итог

Очень жаль, что в России нет нормальной оппозиции. Целый ряд наших проблем давно уже можно было бы легко решить законодательным путём — проблему с долгами/штрафами, о которой я сейчас рассказал, или, допустим, проблему с плохой доступностью обезболивающих.

Однако, к сожалению, обычные депутаты эти проблемы игнорируют, так как не хотят без нужды ссориться с ростовщиками и фармацевтами, а оппозиционные деятели заняты исключительно лоббированием интересов платящих им иностранных государств.

Хотите поспорить? Нет проблем. Покажите мне крупный оппозиционный митинг за упорядочивание деятельности коллекторов или за доступные обезболивающие. Я с большим интересом посмотрю.

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии