Кому помешал глава махачкалинского завода «Авиаагрегат»


Кавполит, 5.05.2016 17:53   –   kavpolit.com


Гаирбек Гамзатов мог стать жертвой господдержки

Фото: nnm.me

Фото: nnm.me

usahlkaro Николай Проценко Автор статьи

Основная версия ареста генерального директора махачкалинского завода «Авиаагрегат» Гаирбека Гамзатова – поиск компромата на высокопоставленных руководителей Дагестана, подозреваемых в нецелевом освоении средств федерального бюджета. Драматизм ситуации заключается в том, что Гамзатов годами обивал чиновничьи пороги в поисках господдержки для реализации на своем предприятии проекта автосборочного производства, а когда средства все же удалось найти, мог оказаться разменной фигурой в политических играх. Но нельзя исключать и версию попытки рейдерского захвата предприятия, часть территории которого еще несколько лет назад была заложена в одном из московских банков.

Задержание на рабочем месте

Гаирбек Гамзатов, возглавляющий завод «Авиаагрегат» с 1988 года, был задержан в Махачкале 21 апреля. Как рассказал КАВПОЛИТу председатель совета директоров «Авиаагрегата» Сайпула Пирилов, в этот день сначала прошли обыски в доме Гамзатова, но там ничего не нашли, после чего на завод приехали два следователя и допрашивали Гамзатова до вечера, предлагая дать на кого-то показания.

Однако, по словам Пирилова, Гамзатов этого делать не стал, после чего был задержан, причем его поместили не в махачкалинский СИЗО, как полагается по законодательству, а сразу забрали в СИЗО города Ессентуки.

Директора дагестанского завода ОАО «Авиаагрегат» задержали по подозрению в мошенничестве https://t.co/lsfRkbvq56

— Лента РИА Дагестан (@riadagestan) 4 мая 2016 г.

Широкую огласку эта история получила спустя несколько дней, когда на «Авиаагрегате» прошел митинг работников предприятия с требованием освободить Гаирбека Гамзатова из-под стражи.

«Коллектив завода просил оставить Гамзатова на свободе, поясняя, что он не будет мешать следственным действиям, – рассказал Сайпула Пирилов. – Мы знаем Гамзатова много лет, именно благодаря ему был сохранен завод и весь его потенциал. Но эти обстоятельства не были приняты во внимание».

Рабочие завода «Авиаагрегат» в Махачкале потребовали освобождения гендиректора: Около 100 сотрудников ОАО «Ав… https://t.co/sGbLXyUoo1

— Самые свежие новости (@Shaidaev) 30 апреля 2016 г.

Тогда же стало известно, что Гаирбеку Гамзатову инкриминируют преступление по ч. 4 ст. 159 (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере) в связи с хищением бюджетных средств. Однако на «Авиаагрегате» любые подозрения в виновности гендиректора завода отвергают.

https://t.co/l2oVm3Wo68 Гендиректор завода «Авиаагрегат» Гаирбек Гамзатов арестован на два месяца

— Rasul Solomanov (@Rsolomanov) <a href=”https://twitter.com/Rsolomanov/status/727887523268202496”>4 мая 2016 г.

«Наше предприятие за последние десять лет не получало никаких бюджетных средств, никакой господдержки нам не оказывалось, в том числе в рамках реализуемых инвестпроектов, – сообщил КАВПОЛИТу Сайпула Пирилов. – Предприятие не участвовало ни в каких государственных тендерах, не аффилировано с подрядчиками и субподрядчиками, которые привлекались к работам в рамках исполнения госконтрактов, руководство не имеет родственных связей с чиновниками».

По словам Сайпулы Пирилова, уголовное дело против Гаирбека Гамзатова возникло после того, как против него дали показаниянекиелица, ранее задержанные по подозрению в хищении бюджетных средств. «Насколько нам известно, ни допросов, ни других следственных мероприятий в отношении Гамзатова после задержания не велось», – добавил председатель совета директоров «Авиаагрегата».

В Дагестане заявили о бездействии следствия по задержанию гендиректора завода «Авиаагрегат» https://t.co/xND2Hl0XVx

— КАВПОЛИТ (@kavpolit) 29 апреля 2016 г.

Версия первая: рейдерство

Неофициальные источники говорят о двух возможных версиях истинных причин ареста Гамзатова. Первая – попытка рейдерского захвата возглавляемого им предприятия с целью дальнейшего банкротства.

Завод «Авиагрегат» расположен в промзоне на улице Ирчи Казака. На сегодняшний день это уже почти центр Махачкалы, и любой клок земли здесь весьма привлекателен для освоения местными застройщиками, тем более что значительная часть промзоны в этом районе уже давно передана под вещевые рынки или банкетные залы.

Ирчи-Казака рынок с высоты pic.twitter.com/7IE7MQIU2a

— МАХАЧКАЛА (@mkala) <a href=”https://twitter.com/mkala/status/663642337042657280”>9 ноября 2015 г.

Возбуждение уголовных дел по статье 159 УК РФ – один из самых распространенных приемов в рейдерской практике. Он используется для того, чтобы добиться от владельца того или иного актива нужных решений в пользу рейдера, после чего дело прекращается. Если на «Авиаагрегат» нацелились захватчики, то момент выбран верно, поскольку на конец мая назначено собрание акционеров предприятия, на котором должен быть утвержден отчет за прошлый год. Добавим также, что Гаирбек Гамзатов, согласно последнему списку аффилированных лиц предприятия, является владельцем 15,7% акций ОАО «Авиаагрегат».

Кто «заказал» директора завода «Авиаагрегат» Гаирбека Гамзатова? https://t.co/oD1r6zfFb9

— kopomko о главном (@kopomko) 4 мая 2016 г.

При этом известно, что ряд объектов предприятия (четыре земельных участка общей площадью более 3,6 га, или примерно пятая часть территории завода, и объект незавершенного строительства площадью более 15 тысяч кв. м) «Авиаагрегат» в конце прошлого года обязался передать столичному банку «РБА» в счет задолженности по кредитным договорам.

Основными собственниками банка «РБА» являются выходцы из Дагестана, братья Игорь Исаев (Ибрагим Гаджиев) и Алиасхаб Гаджиев, бывшие владельцы печально известной Покровской овощебазы в московском районе Бирюлево. Еще в середине 2011 года банк предоставил «Авиаагрегату» кредит в размере 50 млн рублей под залог принадлежащей предприятию недвижимости.

Первая версия причин ареста Гамзатова – попытка рейдерского захвата «Авиаагрегата» с последующим банкротством

Однако затем, как следует из материалов Генпрокуратуры, управлениеРосреестра по РД незаконно перерегистровалоправо собственности на эту недвижимость от «Авиаагрегата» нанекое ООО «Промжилсельстрой». По результатам прокурорской проверки в июле 2014 года были возбуждены уголовные дела, в том числе по ч. 4 ст. 159.

Далее последовали арбитражные разбирательства, завершившиеся в конце прошлого года мировым соглашением между сторонами. В определении Арбитражного суда Республики Дагестан начальная стоимость недвижимости, которую «Авиаагрегат» обязался передать банку, была определена в 117,1 млн рублей. 

Версия вторая: охота на чиновников

Вторая версия событий на заводе заключается в том, что посредством давления на Гаирбека Гамзатова правоохранительные органы пытаются выйти на более крупную рыбу, а именно на высокопоставленных чиновников из руководства Дагестана, подозреваемых в нецелевом расходовании бюджетных средств. Эту версию косвенно подтверждает и то, как описывает задержание директора «Авиаагрегата» Сайпула Пирилов.

В последние несколько лет руководство завода регулярно пыталось получить господдержку для своих проектов. Наиболее амбициозный из них предполагал создание на базе «Авиаагрегата» производства малотоннажных грузовиков по китайской лицензии. Для махачкалинского завода этот проект должен был стать важным дополнением основного производства – средств наземного обслуживания военных и гражданских летательных аппаратов.

Китайцы готовы производить в Дагестане грузовики: Вопросы производства на махачкалинском заводе «Авиаагрегат» ав… http://t.co/bJ99EET3

— Oleg V. (@iLeoG77) 14 сентября 2012 г.

Первое соглашение с китайской госкорпорацией Norinco «Авиаагрегат» подписал еще в 2010 году. Предполагалось, что китайцы предоставят заводу кредит на сумму 400 млн долларов под 7% годовых на 8 лет. Но для этого требовалось наличие госгарантии со стороны одного из банков, уполномоченных правительством РФ, и на этом этапе проект застрял.

«Если Китай хочет дойти со своими предприятиями, то пускай это делает под собственные гарантии», – заявил в ходе визита в Дагестан в 2011 году Денис Мантуров, на тот момент заместитель министра промышленности и торговли РФ, а ныне глава этого ведомства.

Но спустя два года проект автосборочного производства получил новый шанс.  «Авиаагрегат» был одним из первых предприятий Дагестана, которые посетил Рамазан Абдулатипов вскоре после его назначения врио главы Дагестана, пообещав оказать планам завода посильную помощь.

Рамазан Абдулатипов посетил ОАО «Авиаагрегат» http://t.co/LbxfeWDgfD pic.twitter.com/HtPjI7xsPJ

— Рамазан Абдулатипов (@Abdulatipov05) 18 марта 2013 г.

Результатом этого визита стали начавшиеся переговоры с Внешэкономбанком, который на тот момент уже профинансировал строительство в Дагестане Каспийского завода листового стекла. Эти переговоры не увенчались успехом, но кредитором автосборочного проекта согласился выступить Россельхозбанк.

В протоколе собрания акционеров «Авиаагрегата» по итогам 2014 года, которое состоялось в прошлом мае, содержится пункт об одобрении кредитного договора с дагестанским филиалом Россельхозбанка на сумму 500 млн рублей сроком на 5 лет. Там же упоминаются особые условия этой сделки: двухлетняя отсрочка по началу погашения основной суммы кредита с даты предоставления кредитной линии под государственную гарантию Республики Дагестан от 10 октября 2014 года №475. По имеющимся данным, на кредитные средства в Китае были приобретены две производственные линии общей стоимостью 10 млн долларов.

Китай создаст на базе завода «Авиаагрегат» дилерский центр по изготовлению и продажам автомобилей http://t.co/WSUVs3bbki

— Лента РИА Дагестан (@riadagestan) 1 сентября 2014 г.

Вскоре после того, как «Авиаагрегат» утвердил отчет за 2014 год, пресс-служба министерства промышленности, торговли и инвестиций Дагестана сообщила, что уже в 2016 году завод планирует выпустить около 30 тысяч малогабаритных коммерческих автомобилей.

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов осматривает малогабаритный грузовик, собранный на «Авиаагрегате». Гаирбек Гамзатов слева на снимке. Фото: bezformata.ru

В этом же сообщении утверждалось, что под реализацию этого проекта предприятие подало заявку в Минрегионразвития РФ на выделение в рамках федеральной целевой программы «Юг России» средств для создания необходимой инфраструктуры в объеме 484,88 млн рублей. Объем финансирования на 2015 год был определен в размере 127 млн рублей из федерального бюджета и 29,5 млн – из республиканского.

Возможно, преследование Гамзатова обусловлено желанием поймать крупную рыбу из числа дагестанских чиновников

Любопытно, что в середине прошлого года в сообщении пресс-службы Минпромторга Дагестана содержалось упоминание Минрегиона РФ, который к тому моменту почти год как был упразднен. Однако незадолго до расформирования этого министерства его руководитель Игорь Слюняев на встрече с премьер-министром Дагестана Абдусамадом Гамидовым обсуждал вопросы выделения средств федерального бюджета на строительство объектов инженерной инфраструктуры в рамках первого этапа реализации на «Авиаагрегате» автосборочного проекта.

По информации источника КАВПОЛИТа, вложения требовались прежде всего в расширение подъездных путей к предприятию. В первоначальной редакции ФЦП «Юг России», утвержденной правительством РФ в начале 2014 года, содержится пункт «строительство объектов инженерной инфраструктуры, г. Махачкала» с двумя подпунктами, имеющими отношение к дорожному строительству (550 и 2151 погонных метров). Однако сумма выделяемых на эти цели средств указана не была.

Кто и зачем мог инициировать уголовное преследование гендиректора завода “Авиаагрегат”: https://t.co/0Q1LtVnhVS pic.twitter.com/WpymlzyVUR

— Новое дело (@novoedelo) 4 мая 2016 г.

В последней же редакции ФЦП «Юг России» от 21 декабря 2015 года указаны три инфраструктурных объекта, измеряемых в погонных метрах (1100, 2151 и 1300), на которые заложено финансирование в объеме 195,3 млн рублей из федерального бюджета и 13 млн рублей из регионального.

По утверждению источника КАВПОЛИТа, именно в этой строке и «зашита» инфраструктура для нужд «Авиаагрегата», а освоение данных средств оказалось в поле зрения правоохранительных органов.

Первоначально срок строительства упомянутых инфраструктурных объектов был определен программой «Юг России» на 2014-2016 годы, но в последней редакции ФЦП говорится, что в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств он был продлен до 2017 года.

Между тем несколько дней назад Минэкономразвития Дагестана сообщило, что в прошлом году республика получила в рамках ФЦП «Юг России» более 2 млрд рублей, причем в числе реализуемых мероприятий программы было упомянуто и «возведение объектов инженерной инфраструктуры в Махачкале».

Дагестан получил более 2 млрд рублей в рамках реализации ФЦП «Юг России» https://t.co/Pz967EWWcn pic.twitter.com/FXZ8SM1YUA

— Юг России (@southnewsru) <a href=”https://twitter.com/southnewsru/status/721341266156523520”>16 апреля 2016 г.

Однако, как утверждают очевидцы, практически сразу после задержания Гаирбека Гамзатова на улице Ирчи Казака в районе «Авиаагрегата» начались некие строительные работы. 

0 Распечатать

Let’s block ads! (Why?)

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии