«Россия вечная» Юрия Мамлеева, или Еще раз о национальной идее


Исследователь жизни, 23.01.2016 16:08   –   macroud.livejournal.com


Работа Ю. Мамлеева не просто еще одна чисто умозрительная философская концепция, она и шире, и значительнее – это работа во многом и идеологическая, и культурологическая, и политическая. Именно самовидение нации определяет ее жизнь – сознание, а вовсе не бытие, как вопреки собственной же политике утверждали классики марксизма-ленинизма. Так, например, протестантизм кальвинистского толка уже более двухсот лет вполне успешно отстраивает САСШ и всецело руководит их телодвижениями на мировой арене – во многом даже вопреки здравому смыслу. Но успешно! Успешно для их народа и государства.

Россия, Русь тоже имеет свою традицию национального мировосприятия. Ее основа – православие. Концепции Святой Руси и Москвы – Третьего Рима так или иначе легли в основание государственной политики и даже естественно вросли в самосознание народа. И долгое время успешно направляли развитие страны. Однако их время прошло – мир сильно изменился и требует чего-то более адекватного и более действенного.

Поиски нового взгляда на Россию и ее место в мироздании инициировали появление славянофильства и концепции богочеловечества. Однако эти последние ни государством, ни народом, ни даже интеллигенцией приняты не были. Пришедшая же им на смену Красная идея национального аспекта лишена вовсе. А быть дровами для мирового костра, пусть и праведного, как-то не вдохновляет: суицид – все-таки очень неконструктивное отношение к собственному бытию.

Концепция Ю. Мамлеева – еще одна попытка выработки национальной идеи. Да, она основана не на православии, но… в общем, ни в чем ему не противоречит. Взгляд Мамлеева одновременно и традиционен, и оригинален, и… очень русский.

Основа философии Ю. Мамлеева – веданта (упанишады): тайна человека в том, что он не есть человек; он – скрытый в оболочке человека Бог. Осмыслить себя как Бога, почувствовать в себе Бога, вернуться в Бога – вот истинная задача человека и путь избавления от морока майи. Однако Мамлеев не просто пересказывает какую-то часть упанишад, присваивая ей свое имя, как это сделал, например, Шопенгауэр, он идет дальше: вводит Третье метафизическое начало – Великого Посредника – посредника между Абсолютом и его Иным (в терминологии Мамлеева – Бездной). И роль этого посредника Мамлеев отводит России и, соответственно, русским.

Отношение русского к своей родине особенное. Россия для русского – нечто большее, чем просто место рождения и взросления. И загадка русского характера, русской души – тоже нечто странное. Очевидное, но естественным образом не объяснимое. И не изъяснимое. Все это знаки…

Для русского любовь к родине – не просто естественное проявление патриотизма, но нечто большее: Россия – это и родина, и чудо, и запредельная тайна. Русский всегда ощущает метафизичность своей России. Другими словами, Россия не вмещается в этот мир (тот, что мы видим, тот, что нас окружает), она онтологически его больше. И это есть отражение, ощущение специфической космической сущности России.

Место рождения – точка отсчета и бытия человека и его метафизической сущности, это основа для формирования и развития его Я. Поэтому отказ от родины – метафизическая катастрофа и смерть духа. (Привет поравалильщикам и прочим ренегатам!)

Россия и Русская Душа – суть одно. Русская природа – манифестация Русской Души, т.е. самой космологической России. И как тут не вспомнить Льва Гумилева с его концепцией генетической связи этноса и формирующего его ландшафта?

Воля, необъятность, непредсказуемость Русского Духа – проявления Сакрального Хаоса (бесконечной, но неявной потенции, Великих Возможностей). Именно потому, что сущность России – Хаос, Запад, персонификация Порядка, боится ее, ненавидит, не понимает и не в состоянии ничего с нею поделать.

Русская тоска, тоска без объекта, без причины, эта тревога при полноте бытия – желание выйти за пределы реальности вообще. Это фундаментальная мечта для носителя Русского Духа, это тоска по Внереальности. Но реальность вообще – проявление Бога. Тоска же – тоска по Бездне, по тому, что вне Бога и за Богом. Это крайняя степень трансцендентности. Но ведь вне Бога ничего нет! Тоска – единственная точка контакта с тем, чего нет и чем обладать невозможно. Это форма контакта с Бездной.

Что есть Бездна? Бездна – это то, что вне Бога, это совокупность всех потенций Бытия. Вместе с Богом и его проявлениями (т.е. с вещным миром) она составляет метафизическую Полноту. Россия имеет тайную связь с этой Полнотой, с первоначалами, которые человечеству неизвестны и недоступны.

Бездна абсолютно трансцендентна. Но на России лежит ее отсвет, т.е. Бездна как бы курирует Россию. Через Россию Бездна «отражает» (начинает проявлять) себя. Из этого следует, что Россия перерастает рамки человеческой истории и существует на космическом уровне, на уровне онтологическом.

Бездна – иное Абсолюта (Бога). Она – попытка Абсолюта познать то, что выходит за пределы его природы. Соответственно, в отсвете Бездны присутствует то, чего нет в Абсолюте и в мире как его манифестации. (В отсвете – потому что сама Бездна – ничто!)

Россия связывает Абсолют с Бездной, т.е. с тем, что вне Абсолюта. Она – Посредник. Но вне Бога ничего нет. Вне Бога можно быть только по его воле. Отсюда, т.е. от присутствия того, чего нет, парадоксальная антиномичность Русского Духа. Таким образом, Россия – Третье метафизическое начало – Великий Посредник.

Наша, земная Россия – один из вариантов конкретной реализации Космологической России, которая, в свою очередь, есть воплощение Русской идеи (метафизической идеи России). Потому национальное в России равнозначно трансцендентному: все, что в русских есть худшее – это то, что они – люди, а все, что лучшее – что они русские. Русскость выходит за человечность и есть метафизика. И как тут не вспомнить Вл. Соловьева с его определением национальной идеи: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»?..

В метафизическом смысле русские составляют особую космологическую иерархию (типа богов, асур, духов и пр.). Их невыделенность явно, а вхождение в другие группы (в человечество) и существование внутри этих групп объясняется тем, что идея Вечной России должна быть проявлена на разных уровнях Бытия. (На уровне Абсолюта то, что может быть так или иначе реализовано, всегда реализуется, поэтому «может» и «должна» тождественны.)

Русская Душа – микрокосм Вечной России (идея России как Третьего метафизического начала), вместилище Вечной России на уровне человека. Конечно, есть и Архетип Русской Души – как аналог Вечной России, ее отражение в преломлении микрокосма вообще.

В этом мире и в эту эпоху, в этот эон Вечная Россия реализовалась в нашей, земной России. В другом мире и в другую эпоху она может реализоваться иначе и вовсе не обязательно в человечестве. Но она будет всегда. И была всегда. Ибо на ней держится мироздание.

Сегодня в СМИ




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 21:04

hm
5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 15:37

*у нас