Николо-Греческий монастырь в Москве или Что скрывает фасад лишь одного здания на Никольской


Олег Матвейчев, 29 июля 2016   –   matveychev-oleg.livejournal.com



Николо-Греческий монастырь на Никольской

Всего 37 фото

Никольский монастырь – один из самых древних в Москве. Многие, даже, не догадываются, где располагались эти монастыри, потому как их следов уже практически не осталось. А ведь когда-то, в средние века, их было очень много, как и монастырских подворий. В самом названии Николо-Греческий монастырь можно уже находить ответы. Считается, что Никольский монастырь был представительством и приютом греческих монахов с Афона.

Меня чрезвычайно заинтересовала история этого монастыря еще и потому, что рядом с ним находился Богоявленский монастырь, о котором я в свое время писал, и в старых фотографиях Найденова есть одна, снятая с колокольни Богоявленского монастыря, на втором плане которой высится величественный, но разрушенный в 1935 году, Никольский собор Никольского монастыря. Эта фотография тогда меня просто заворожила. Кроме того, в свое время, несколько лет, я регулярно ходил на работу от станции метро Театральная (тогда Площадь Свердлова), и как оказалось, по территории именно Николо-Греческого монастыря и совсем не догадывался об этом. Многие, наверное, знают этот небольшой пешеходный переход от Площади Революции к Никольской улицеи когда вы проходите пустырь во дворе – это и есть место Никольского собора монастыря, а все здания вокруг являлись его келиями. Фактически, переход сейчас один такой. Основной пешеходный переход к ГУМ от здания Музея Ленина закрыт уже лет десять, а людской поток к Красной площади обычно протекает через Воскресенские ворота у Исторического музея.

Если что-то воодушевляет, меня уже не остановить). Это как раз и относится к теме истории Никольского монастыря. Вот так, постепенно, по мере её изучения, передо мной возникала картина прошлого монастыря, и безликий пустырь на месте пешеходного перехода к Никольской улице, постепенно стал заполняться призрачными архитектурными формами, объемом снесенного Никольского собора и любопытными деталями исторических личностей бывавших здесь. Однако, давайте, разберемся с информацией поподробнее, потому, что только так возможно понять все хитросплетения удивительной судьбы этой обители - одного из древнейших московских монастырей.

Оригинал взят у vladimirdar

Никольский монастырь стоял на посаде Москвы уже в конце XIV века, когда еще не было стены Китай-города, а прилегающая к восточной стене Кремля территория - называлась «посадом». У подножия городской крепости «садились», то есть селились ремесленники и торговцы. Считается, что именно этот монастырь оставил историческое имя Никольской улице, хотя по другой версии оно произошло от надвратного образа святителя Николая, находившегося  на одноименной Никольской башне московского Кремля.

Это вид с Богоявленского переулка на Никольскую улицу. Слева, когда-то, была земля Богоявленского монастыря.

02.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Монастырь был основан  в те далекие времена, когда здесь проходила древняя Смоленская дорога из Киева на Владимир, и будущая Никольская улица была ее началом от Кремля через посад – ее появление историки датируют XIII веком. Вероятно, в конце  XIV века она уже называлась Никольской, по местному монастырю, но после того, как в 1395 году москвичи встретили на дороге чудотворную Владимирскую икону, спасшую Москву от Тамерлана, весь участок пути от Кремля и до границы Земляного вала (Садового кольца) стал называться Сретенской улицей. Лишь возведенная в 1530-х годах крепостная стена Китай-города отрезала посадскую улицу от Сретенской дороги, и она окончательно стала именоваться Никольской. В летописи это имя первый раз упоминается в 1547 году, когда венчался на царство Иван Грозный.

Никольская улица

03.

Никольская улица

Осталось неизвестным, когда и кем был основан Никольский монастырь. Впервые он  упоминается в летописях в 1390 году при великом князе Василии I, сыне Дмитрия Донского, но уже тогда монастырь именовался «Старым», что, возможно, указывает на раннее время его появления в Москве. Летописец упомянул  Никольский монастырь, повествуя о прибытии в 1390  году в Москву из Константинополя митрополита Киприана, с сопровождавшими его греческими монахами. Здесь, на посаде, митрополит, готовясь к торжественной встрече с великим князем Василием I, вместе с прибывшими священнослужителями облачился «у Николы Старого» в архиерейские облачения, и с крестным ходом они  направились отсюда  в Кремль, в Успенский собор.

Сразу отмечу, чтобы было понятно, что мы видим на Красной линии Никольской улицы - из примечательных зданий Никольского монастыря остался вот этот Доходный дом, отреставрированный в 2014 году - с колокольней Никольского монастыря с часовней Николая Чудотоворца, сооруженный в 1902 г. по проекту архитектора Г.А. Кайзера. Остроконечные элементы архитектуры этой колокольни утрачены, но мы еще увидим на старых фото не только колокольню, но и как здесь все выглядело до революции.

04.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Историков прибытие Киприана навело на мысль, что уже в ту пору Никольский монастырь был связан с православными греками, и вероятно, являлся их московским пристанищем. Кроме окружения  московского митрополита, в Москву «по единоверию»  приезжали греческие монахи за сбором пожертвований на свои обители. Также греческое духовенство искало защиты у  Москвы: митрополиты Трапезунда и Адрианополя  приезжали просить о помощи, когда на их города наступала турецкая армия. Возможно, что все они традиционно останавливались по прибытии в Никольском монастыре. Однако этот монастырь тогда был и местом заключения для провинившихся русских священников. Так, в нем более трех лет находился под арестом новгородский архиепископ Иван.

В 1840-х гг. К. Аверин обнаружил остатки древних построек на позднем Казанском подворье, стоящем справа от Богоявленского монастыря (если смотреть с улицы). Он датировал их XVI в. и определил как остатки первоначального Никольского монастыря. Самым загадочным для истории оказалось месторасположение Николы Старого. Еще в  XIX  веке ученые обнаружили следы этого древнего монастыря не на левой стороне Никольской улице, где он стоял до революции, а на ее противоположной стороне, подле Богоявленского монастыря (с западной его стороны).

Первоначальное расположение Николы Старого обозначено на карте красным контуром, Нового - соответственно - зеленым.

05.

Карта Москвы 1888 года

Сейчас мы в Ветошном переулке. Слева, на дальнем плане - Никольская улица.

Место бывшего Казанского подворья (а еще ранее - Николы Старого), а точнее, фасад современного здания на этом земельном участке, обозначено затянутым строительным полотнищем. Это Ветошный, 11.

06.

Николо-Греческий монастырь . Старое месторасположение в Ветошном переулке Судя по датировке найденных  монастырских сооружений XVXVI вв., он был основан  в этом месте и простоял до времени Ивана Грозного. Там и состоялась торжественная встреча митрополита Киприана, а один дореволюционный историк даже считал, что в стенах Николы Старого игумен Давид постриг в монахини несчастную Соломонию Сабурову, бездетную супругу великого князя Василия III, хотя принято считать, что это произошло в Рождественском монастыре.

Тем временем, старый Никольский монастырь (у Ветошного переулка) оставался также местом ссылки опальных русских священников. В 1568 году сюда переехал из Кремля святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский, после того, как отказался благословить царя на богослужении в Успенском соборе. После ареста святителя заточили в Богоявленском монастыре, а потом Иван Грозный сам определил местом его заключения монастырь Николы Старого, назначив ему содержания 4 алтына в день.

Новый Никольский монастырь нес несколько старомосковских названий. Первое из них – «За иконным рядом», как назывался и соседний Спасский монастырь, основанный в 1600 году, кстати, на земле Никольского монастыря. Древний Иконный ряд, где москвичи приобретали себе иконы, тянулся от Богоявленского переулка до Печатного двора. Оттого в народе Никольская называлась «священной улицей».

07.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Второе прозвище Никольского монастыря было «за Ветошным рядом», поскольку   поблизости тянулся и другой древний торговый ряд, где торговали мехом (по-старинному ветошью) а потом и поношенными вещами. Третье и самое известное – «у крестного целования», так как  здесь в допетровской Москве находился Никольский крестец. Крестцами назывались места в Китай-городе, где  стояли часовни, куда приводили народ к древней присяге – целованию креста. Их было всего три, по числу посадских улиц - Никольский, Ильинский, Варварский. В Никольском монастыре была своя часовня святителя Николая, и  здесь приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях - во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ св. Николая, ну а прежде такие вопросы решались в судебных поединках, когда за правду бились на дубинах.

Монастырская часовня святителя Николая Чудотворца, известная с 1646 года, была особенно чтима  в Москве:  перед образом святого угодника, привезенном с Афонской горы,  горела неугасимая свеча. И в народе существовал благочестивый обычай – каждый день в сумерки брать огонь от этой свечи в часовне, и зажигать от него свечи и ночники в своих  домах. Обычай  сохранялся вплоть до времени Петра I, запретившего и часовни, и крестцы.

08.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Замечательная история Никольского монастыря продолжилась в XVII веке, когда обитель окончательно перешла во владение Афонских монахов. В 1648 году с Афона были привезена в Москву великая святыня – список с чудотворной Иверской иконы, чудесно явившейся афонским инокам и ставшей их защитницей и покровительницей.  В Москве узнали об этой иконе и захотели иметь ее список у себя, о чем просили архимандрита Афонского Иверского монастыря, прибывшего в Москву для очередного сбора пожертвований. Просьбу выразил  «собинный друг» царя, тогда еще архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх. И в октябре 1648 года москвичи встречали Иверскую икону у Неглиненских (будущих Воскресенских) ворот Китай-города: ее с благоговением перенесли  в Никольский монастырь.

За этот бесценный дар царь Алексей Михайлович в 1653 году позволил грекам на   Афонском подворье в Никольском монастыре совершать богослужения на родном, греческом языке, а  спустя год из оного монастыря удалили всех русских иноков.  В ту пору Никольский монастырь стал центром пристального внимания патриарха Никона, хотевшего даже стол иметь из греческих блюд. Никон лично посещал обитель, где монахи во главе с архимандритом  угощали его греческими кушаньями и за то получали скромные денежные подношения.

Чудотворная Иверская икона Божьей Матери

09.

Икона Иверской Божьей Матери. Храм свт. Николая в Толмачах.

Вскоре Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы заказали  новый список и тоже поместили его в Никольском монастыре. Там икона пробыла еще три года, пока для нее строили часовню у Неглиненских ворот. И 19 мая 1669 года, в день перенесения чудотворного образа в новую часовню царь Алексей Михайлович пожаловал греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольским монастырем Афонскому Иверскому монастырю. С тех пор московский Никольский монастырь стал именоваться Греческим. «Под страхом опалы и гнева» гречанам было запрещено лишь привозить с собой заграничные товары, дабы не смущать москвичей, и не превращать монастырь в торговый центр, и не нарушать строгие правила московской торговли.

10.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Вскоре вокруг Никольского монастыря образовалось нечто вроде греческой колонии, так как установление богослужения на греческом языке естественно привлекло к  нему «цареградских» и всех элладских купцов. Для них  подле монастыря  был устроен Греческий гостиный двор, откуда явилась первая московская кофейня: по праздникам и на отдыхе «сыны эллинов» собирались  в  отдельном здании, пили гретое вино и кофе, курили, общались, пока содержатель  заведения готовил им горячую пищу. Греки селились в районе Никольской и на Ильинке целыми семьями. И именно в Никольском монастыре на первых порах остановились ученые греки, братья Лихуды, приглашенные в Москву по рекомендации восточных патриархов для преподавания в Греческой школе, а потом и в Славяно-греко-латинской  академии, устроенной при их содействии.

Рассмотрим, заодно, “по ходу ” повествования, некоторые архитектурные детали старой колокольни Николо-греческого монастыря, часовни Николая Чудотворца со стороны Никольской (образ часовни до сих пор угадывается - она расположена прямо под колокольней)

11.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

В Петровские время близ Никольского монастыря по причине «греческой веры» обосновались и грузины, переселившиеся в Россию, в их числе сам грузинский царь, поэт, переводчик и полиглот Арчил II, который с конца XVII века жил в этом монастыре.

Также,  петровская страница в истории Никольского монастыря связана с именем Кантемиров -  молдавского господаря Дмитрия Кантемира и его потомков. Их род происходил от самого Тимура (Тамерлана), и фамилия означала «Хан-Темир». Кантемир поддержал царя  Петра в его борьбе с Турцией, и после неудачного Прутского сражения 1711 года ушел с семьей и двумя тысячами подданными в Россию. За верность он был пожалован титулом светлейшего князя, каменным домом в Москве на Никольской улице рядом с Греческим монастырем, многочисленными имениями  в России и подмосковным владением Черная Грязь, которое в 1775 году Екатерина II  выкупила у его  наследника и переименовала в Царицыно. Кантемиры не только много жаловали в Никольский монастырь, но и всячески обустраивали его, так как он стал их фамильной усыпальницей.

12.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

13.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

14.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Первые крупные пожертвования в монастырь и возведение нового соборного храма Д. Кантемир начал в 1713 году, когда умерла его жена Кассандра. В 1723 году Кантемир-старший умер, и согласно воле покойного его похоронили рядом с первой женой в монастырском соборе. Под конец своей жизни Петр I повелел разобрать обветшавший собор и выстроить новый, но царская воля исполнилась много позднее. В 1727 году греки выстроили нижний каменный соборный  храм во имя святителя Николая Чудотворца. Вероятно, в него перенесли афонский образ святителя, так как при Петре часовни были запрещены. А в 1734-36 гг. наследники Кантемира возвели над ним вторую, верхнюю церковь, освященную сначала во имя Иверской иконы, а потом  во имя Успения. По преданию, сооружение  этой новой  церкви произошло после того, как на Никольской улице погибла дочь Кантемира Марья, фрейлина Анны Иоанновны и тоже была  похоронена в родовой усыпальнице.

Это вид Никольского собора с колокольни Богоявленского монастыря (на втором плане). Фото из альбома Н.А.Найденова, 1883 г.

15.

Надвратная ц. Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря на фоне Николо-греческого монастыря

А в 1744 году здесь обрел последний покой самый знаменитый представитель рода Кантемиров – Антиох Дмитриевич Кантемир, русский сатирик и посол России во Францию. Кроме них, в монастыре хоронили представителей грузинской и русской знати, и архимандритов обители. В 1760 году  в Успенской церкви был  освящен придел во имя святителя Дмитрия Солунского, устроенный тщанием московского грека Андрея Кондикова по именинам отца и позднее упраздненный. С тех пор соборный храм стал двухэтажным, с Никольской улицы к нему вела  прекрасная каменная лестница. Вторая церковь монастыря, при братских кельях  устроенная еще в 1644 году, была освящена во имя святых Константина и Елены, и в 1767 году Матвей Дмитриевич Кантемир обустроил ее заново.

16.

Николо-Греческий монастырь на Никольской улице

17.

Николо-Греческий монастырь на Никольской улице

Кстати, на этом редком фото, справа, видна вышеупомянутая колокольня над часовней святителя Николая Чудотворца, детали декора которой мы, только, что осматривали выше.

Это второй ярус собора.

18.

Николо-Греческий монастырь на Никольской улице

Есть и другая версия, опирающаяся на предание: будто бы Константино-Еленинский придел существовал в старом монастырском соборе, разобранном по указу Петра, и, узнав о том, Матвей Кантемир соорудил церковь с этим посвящением при братских кельях, она соединялась переходом со вторым ярусом соборного храма. Ниже, под Константино-Еленинской церковью, находилась древняя часовня св. Николая, с чудотворным образом святителя, привезенным с Афонской горы. Колокольня стояла отдельно.

Кстати, вот это - как раз то самое место, где проложен существующий переход от Площади Революции к Никольской.

19.

Николо-Греческий монастырь на Никольской улице

Для ориентировки - выкладываю недавнее фото примерно с это же ракурса. На этом пустующем месте и стоял величественный Никольский собор Николо-греческого монастыря.

20.

Николо-Греческий монастырь

В 1737 году  Никольский монастырь сгорел в печально знаменитом Троицком пожаре – название произошло от того, что бедствие разразилось в праздник Святой Троицы, в его огне погиб и кремлевский Царь-колокол. В ходе поновления сложился ансамбль монастыря, сохранявшийся до самого конца XIX века.

Верхняя часть Никольского собора. Фото снято, очевидно, с колокольни Заиконоспасского монастыря.

21.

Николо-Греческий монастырь на Никольской улице

Николо-греческий и Заиконосспаский монастыри. Справа - как раз эта самая колокольня.

22.

Николо-Греческий и Заиконоспасский монастыри на Никольской

К концу правления Екатерины II пришел в ветхость непрочно построенный Кантемирами собор, и в 1795 году его верх обрушился. Греческое духовенство обратилось к императору Павлу I с просьбой об обновлении храма. Тот выдал 15 тысяч рублей, и столько же собрали пожертвований от проживавших в Москве греческих купцов. Храм, очевидно, был поновлен с участием Матвея Казакова, луковичная главка храма покоилась тогда на изящной шейке.

Заодно уж, давайте осмотрим двор Никольского монастыря. Сейчас здесь новый сквер.

23.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

В 1812 году монастырь разделил судьбу московских храмов и сильно пострадал от наполеоновских полчищ. После победы обитель восстановили. И уже в 1820-х годах в ее стенах приключилась история, облетевшая всю Москву. Здесь, в монастырских палатах, поселился на покой престарелый московский «миллионщик», греческий дворянин Зой Зосима, «достопочтенный любитель и усерднейший благотворитель учености», не имевший наследников, обладавший несметными сокровищами, которого в 1824 году обманул поручик Сивинис греческих корней, приехавший в Москву пытать счастья на государственной службе. Он предъявил греку фальшие рескрипты от императора и похитил у Зосимы деньги «на борьбу с Турецким игом», а также обманом завладел его сокровищами, получив их с целью организации выставок, но, в свою очередь, сам был обманут своим подельником, который играл роль адъютанта московского генерал-губернатора, и скрылся с ценностями в той же Турции.

Это доходный дом - вид со двора - довольно непритязательный. Никольский собор соединялся с ним, а точнее с часовней Николая Чудотворца, поэтому его внутренним фасадом не заморачивались.

24.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Колокольня Никольского монастыря со двора.

25.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

В 1892 году Никольский монастырь  был зачислен в Синодальное ведомство, но оставался в зависимости от Афонского Иверского монастыря и от Константинопольского патриарха. В верхнем Успенском храме находилась Иверская икона, и ее праздник был установлен, по Афонскому обычаю, в третий день Пасхи. На Никольской улице далеко за красную линию выступала часовня святителя Николая.

Бывшие восточные кельи Никольского монастыря.

26.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

27.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Фасад келий выходит непосредственно к стене Китай-города…

28.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

… и на Никольскую улицу.

29.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

А эти кельи граничат с запада с кельями Заиконоспасского монастыря.

30.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Они также выходят на Никольскую…

31.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Торговый корпус Никольского-Греческого монастыря - самый заметный как во дворе, так и со стороны китай-городской стены из-за своего цвета покраски кирпичей “А-ля Исторический музей”. Год постройки здания 1893-1895 гг.

32.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Его фасад тоже “смотрит” на Площадь Революции.

33.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Вот он - поближе… Вообще, сейчас это - бизнес-центр «Престиж на Никольской».

34.

Николо-Греческий монастырь. Складской корпус.

Все сооружения монастыря к концу XIX века сильно обветшали, и на рубеже столетий он был реконструирован по проекту архитекторов Г.А.Кайзера и К.Ф. Буссе: снесены большинство старых построек, и Константино-Еленинснкая церковь с часовней, и старая колокольня. В 1902 году Г.Кайзер выстроил  огромное здание на Никольской, 11, точно по красной линии улицы. Оно было одновременно и часовней, и колокольней, увенчанное главкой с крестом и со звоном, от которой ныне осталась только ротонда. А ниже, под ротондой, где еще видны арочные окна с кокошниками на фасаде,  располагалась часовня, в которую с улицы вело большое красивое крыльцо. В его воротах  устраивали свои лавки московские букинисты. (Это здание чудом уцелело до наших дней, это на нем я и делаю постоянный акцент). Церковь же святых Константина и Елены была упразднена.

Монастырь закрыли в начале 1920-х годов, собор сломали в 1935 году. Румынские власти, которым тогда принадлежала Молдавия,  затребовали к себе останки князя Дмитрия Кантемира, и они были перенесены в Яссы, где  покоятся доныне. Прах же его знаменитого сына затребован не был, так как его сочли русским подданным, и могила Антиоха пропала при сносе Никольской обители. Часть надгробий была передана в музей при Донском монастыре.

35.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Теперь на месте собора – пустырь (как мы и убедились), главка на шейке с крестом сломана, а  уцелевшие корпуса бывших келий заняли научные учреждения и различные мастерские с магазинами. Сохранившееся  здание часовни с бывшей колокольней позднее передали Московскому историко-архивному институту. И ныне уцелевшие здания сдаются в аренду коммерческим организациям,  несмотря на то, что там открылось Патриаршее подворье. В настоящее время колокольня приписана к главному собору бывшего Заиконоспасского монастыря Спаса Нерукотворного.

Летом 2007 года главный археолог города Александр Векслер на своей пресс-конференции сообщил, что в районе Китай-города планируется воссоздать один из древнейших монастырей Москвы - Николо-Греческий, который был построен в XIV веке. Главный археолог столицы добавил, что “сейчас” уже разработан проект по восстановлению фундамента Никольского собора. Он выразил надежду, что воссоздать уникальный памятник русской архитектуры можно будет в течение нескольких лет. Как мы видели, пустырь «благополучно» пережил почти девять лет с момента этого заявления. 36. Николо-Греческий монастырь на Никольской

Наверное, что-то нужно сказать в заключение… Скажу только то, что, - как много может скрываться за банально-привлекательным свежеотреставрированным фасадом затейливого здания на Никольской… Кстати, справа от Никольского монастыря - левое крыло Историко-Архивного института, что мы видим на фото ниже, на этом месте был Московский печатный двор, Синодальная типография, но - это уже совсем другая история…)

37.

Николо-Греческий монастырь на Никольской

Источники:

Елена Лебедева. Никольский монастырь. 17 декабря 2004 г.

Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.

Старые черно-белые фото - портал pastvu.com.

Старая карта Москвы 1888 г. Портал Remap.ru.

© Vladimir d’Ar, 2016

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии



Ранее на эту тему

Круглый стол Изборского клуба об эпохе глобальных трансформаций с участием Сергея Глазьева, Михаила Делягина, Александра Нагорно […]
Турецкая история очень запутана не только сейчас, но и в средние века и в эпоху модерна. Но в силу специфики государственного устройс […]
Собственно вторжение началось 20 июля 1974 года, но и 21-го происходили занятные события - о них ниже… Поводом для вторжения тур […]
Аналитический центр Stratfor, который часто называют «теневым ЦРУ», опубликовал исследование, посвященное влиянию Brexit на теоре […]