Офисный дресс-код: прихоть или необходимость


Олег Матвейчев, 28.09.2016 09:00   –   matveychev-oleg.livejournal.com


Словосочетание «офисный дресс-код» многие воспринимают негативно - как покушение на индивидуальность работника. Между тем специалисты предпочитают говорить об «управлении впечатлением», что подразумевает нечто большее, чем длину юбки и высоту каблуков.

Светлана Бурякова

Если дресс-код использовать грамотно, он может стать палочкой-выручалочкой, помогающей создавать нужную атмосферу в офисе и грамотно выстраивать отношения с клиентами. В противном случае, его будут воспринимать как еще один выдуманный начальством способ придраться к неугодному работнику.

Однажды в компанию, где я работала, пришел новый начальник. Коллеги, успевшие с ним познакомиться, нервно хихикая, предупреждали: «только не падай в обморок, когда увидишь». Впечатление действительно получилось сногсшибательным. Мужчина в возрасте плюс-минус 40 пришел в офис

в полуспущенных джинсах и футболке с изображением чудовища из фильмов ужасов.

Образ дополняли тяжелая металлическая цепь на груди, конец которой уходил в задний карман брюк, и неопрятные волосы до плеч.

В течение последующих двух-трех месяцев из компании уволилось почти все руководство высшего и среднего звена. Не буду утверждать, что причиной ухода стал именно внешний вид нового начальника. Вполне возможно, ходи он на работу в костюме, результат все равно был бы тем же. Но почему-то все мы, обсуждая личные причины смены работы, неизменно заканчивали все теми же пресловутыми спущенными джинсами и цепью.

К слову, экстравагантный начальник сумел продержаться на своем месте не больше года - его «ушли» под благовидным предлогом.

Нужен ли дресс-код в офисе? Далеко не все готовы ответить на этот вопрос утвердительно. Достаточно вспомнить бурную дискуссию, всколыхнувшую российский интернет в прошлом году, когда сотрудники одной нефтяной компании выложили в открытый доступ принятые у них правила внутреннего дресс-кода.

Кстати, вполне разумные правила, доступно и убедительно объясняющие, что из одежды имеет право на демонстрацию в офисе. А чтобы сотруднику было легче сориентироваться в современных стилях,

приводился список магазинов с разным уровнем цен, где можно приобрести варианты нарядов

в зависимости от уровня зарплаты и статуса работника.

Но какой же шквал негодования все это вызвало у читающей публики. Главным аргументом в споре было: да как они смеют указывать человеку, что носить и тем самым покушаться на личную индивидуальность. По мнению Светланы Буряковой, много лет работающей в сфере управления впечатлением, резко против дресс-кода высказываются люди, у которых с детства были пробелы в воспитании и стиле.

«Приходя в компанию для работы с персоналом, я часто использую тему дресс-кода как своего рода тест. Те, кто начинают активно возмущаться и протестовать, как правило, имеют большие проблемы и с самовыражением, и с построением отношений в коллективе», - говорит Светлана.

На самом деле дресс-код выдуман вовсе не для того, чтобы еще больше осложнить жизнь работнику. «Инструкция по стилю, разработанная в компании, может стать своего рода палочкой-выручалочкой для работника, дав ему ту информацию, которую он по каким-то причинам не получил в юности. Она может быть также

руководством по разумной трате денег при покупке одежды.

Когда приобретается именно та вещь, которая будет к лицу и к месту на долгие годы.

Дресс-код разграничивает наше личное и рабочее пространство, чтобы мы не путали одно с другим. И наконец, это наиболее разумный способ коммуникации, установления контакта. А если есть контакт, значит, есть услуга, для чего и работает та или иная компания», - считает Светлана.

Дресс-код помогает избежать диссонанса между внешностью работника и теми услугами, что он предлагает. К примеру,

приходя в банк, мы же не предполагаем, что увидим там полуголых девушек

в окошке кассы. По мнению Светланы, особенно важно подобное соответствие в официальных учреждениях, где часто и без того затруднен контакт между чиновниками и посетителями.

И неправильный внешний вид его еще больше осложнит. «Все, кто по роду деятельности часто общается с работниками налоговой и финансовой службы, наверняка, обращали внимание на весьма специфический стиль популярной в этих учреждениях одежды. Много блестящего, полупрозрачного, вызывающе эротичного с обилием ярких аксессуаров и невероятных цветовых сочетаний», - приводит пример Светлана.

Контакт в этом случае будет явно затруднен, поскольку подобный внешний вид предельно ясно декларирует, что его обладатель если и будет общаться, то только с теми, кто соответствует его представлению о прекрасном. Например, у Светланы есть даже специальный наряд для походов в налоговую, позволяющий успешно мимикрировать под представительниц этой профессии.

Кстати, неплохая подсказка всем, кто заинтересован в получении услуги от конкретной фирмы или учреждения. Прежде чем вступать в переговоры,

ознакомьтесь с принятым там дресс-кодом и приходите одетым соответствующим образом.

Можете быть уверены, подобная хитрость существенно облегчит переговорный процесс.

Впрочем, если тот или иной стиль работнику пытаются насильно навязать сверху, ничего, кроме отторжения и раздражения это не вызовет. «Служба персонала зачастую просто выпускает инструкцию с жесткими требованиями - носить юбку такой длины, каблук такой высоты, не объясняя, с какой стати человеку нужно выглядеть именно подобным образом. Как это может сказаться на его работе, как связано с его компетенциями. И еще пугают штрафами за неисполнение. В этом случае работник будет воспринимать дресс-код как своего рода дамоклов меч, который в случае необходимости можно использовать против него», - говорит Светлана.

Самые распространенные отговорки в этом случае: мне некогда бегать по магазинам, чтобы подбирать ту одежду, которая мне пойдет. И в этом тоже есть своя логика, поскольку у многих людей нестандартные фигуры, а деловой одежда предполагает определенный стиль.

Но, как уверена Светлана Бурякова, компромисс между требованиями руководства и пожеланиями работников всегда возможен - вы можете аргументировать свои возражения и предложить другой приемлемый вариант. А что касается потери индивидуальности при введении дресс-кода:

«Если у человека действительно есть индивидуальность, она обязательно проявится

и в выборе цветовой гаммы, и в аксессуарах. Если речь не идет об униформе, то простор для проявления собственного стиля личности огромный».

В этом случае лучший способ убедить работника, попросить его самого написать, чтобы он хотел получить от дресс-кода. Исходя из собственного многолетнего опыта Светлана говорит, что большинство ожиданий примерно следующие: элегантность, повышение статуса с помощью одежды, более дорогой внешний вид. А значит, и руководство, и персонал, как правило, хотят одного и того же. Им нужно просто услышать друг друга.rus.tvnet

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии