УАЗ «буханка»- наше всё


Олег Матвейчев, 20 нояб. 2016   –   matveychev-oleg.livejournal.com


2

В названии «буханка» нет ничего от слова «бухать». Так семейство фургонов и микроавтобусов Ульяновского завода назвали просто за их форму, напоминающую знакомый многим поколениям советских и российских граждан формовой хлеб. Но все же звучит оно несколько пренебрежительно. А зря.

Семейство коммерческих автомобилей «УАЗ» занимает особое место в нашем автопроме. Это старейшая серийная модель, которая выпускается на территории бывшего СССР. Так что если у вас в гараже предусмотрено место для чего-нибудь исторически ценного, то есть все резоны обратить внимание на представителей обновленного в этом году коммерческого семейства «УАЗ».

Привет из прошлого

Несмотря на все модернизации, «УАЗы» сохранили основные черты конструкции – классическая рама и зависимые рессорные подвески. Проверенные временем решения гарантируют проходимость, но имеют и оборотную сторону – комфорт и управляемость тут не совсем те, к которым мы привыкли за последние 20 лет. И с эргономикой тут тоже не все идеально: в середине прошлого века считали вполне нормальными минимальные удобства – водитель в машину садился, чтобы работать, а не наслаждаться жизнью. Поэтому о комфорте человека заботились постольку, поскольку надо было обеспечить его работоспособность. Так что этот автомобиль донес до наших лет атмосферу тех лет.

Редко в какой легковой машине вам удастся посидеть верхом на переднем колесе, рядом с капотом. Сейчас такую компоновку используют разве что на миниатюрных «японцах». Но даже в них вы не увидите голого металла и таких мелких приборов.

Ныне передние сиденья «УАЗа» имеют продольную регулировку и, в качестве опции за 5000 руб., даже подогрев. Но размеры и пропорции кузова завод изменить уже не может. Поэтому вам придется узнать, что соответствие нормам по усилию на руле достигается увеличением размера рулевого колеса, и даже при этом ворочать им не так просто. Да, усилителя здесь нет ни гидравлического, ни электрического – и, видимо, никогда не будет. Почувствуйте, каково это – оказаться наедине с дорогой без всяких этих механических помощников!

Плюсы расположения двигателя в кабине были особенно ценны для советской глубинки.

Во-первых, гораздо меньше проблем с отоплением – а в современнике УАЗ-450, внедорожнике ГАЗ-69, отопитель в первую очередь работал на обдув ветрового стекла.

Во-вторых, в случае чего копаться в двигателе можно было прямо в кабине, а не на ветру и морозе. Тоже плюс. Как известно, одними из главных составляющих легендарной «надежности» машин 50-х годов были их ремонтопригодность и, соответственно, умелые руки водителей.

Правда, не хочется думать про деформации кузова при лобовом столкновении – здесь просто нечему поглощать фронтальный удар. Сторонники вагонной компоновки говорят, что при такой хорошей обзорности водителю легче избежать столкновения. В самом деле, капот не мешает, стекло достаточно большое. И еще циники добавляют: водитель, понимая, что его ничего не защищает, становится гораздо осторожнее.

Сорока-белобока

История «УАЗов» вагонной компоновки началась в 1955 году. Тогда Ульяновский автомобильный получил с ГАЗа производство внедорожников ГАЗ-69, и должен был расширить модельный ряд более универсальной моделью, но в том же габарите, что и 69-й. Как обычно в то время, инициаторами выступали военные, которым понадобились фургон и санитарная машина. Решение нашли в использовании вагонной компоновки – размещение кабины водителя над двигателем и передней осью помогло уменьшить длину. Ну и конечно, агрегаты использовали от уже выпускаемого ГАЗ-69.

Первые прототипы УАЗ-450 были сделаны по проекту сотрудников НАМИ, в том числе известного художника-конструктора Владимира Арямова. Опытный образец был окрашен в сочетание черного и белого цветов, за что получил прозвище «Сорока». Но на заводе он не понравился – конструкция кузовных деталей была слишком сложной, а покатая во все стороны крыша уменьшала объем салона, что было критичным для санитарного автомобиля, где нужно было обеспечить размещение носилок в два ряда друг над другом. А именно медицинское назначение изначально было основным, фактически армия хотела получить машину для вывоза раненых с поля боя. Фургон был дополнительной версией – ведь по сути это упрощенная санитарная машина, – а бортовой грузовик, впоследствии известный под прозвищем «головастик», завод вообще разработал по собственной инициативе.

Как говорят, именно округлая крыша дала заводчанам повод прозвать созданные при участии НАМИ прототипы «буханками». Заводские конструкторы кузова занялись приближением идей столичных коллег к реальности. Так и получился знакомый всем нам аккуратный автомобиль – настолько привычный и логичный, что просто непонятно, как он мог быть другим. Авторами утвержденных проектов стали конструкторы Евгений Старостин, Лев Шемарин и художник-конструктор Петр Куликов.

Для простоты хотели сделать V-образное ветровое стекло с центральной стойкой, но все-таки добились производства гнутого – оно получилось довольно большим и помогло реализовать одно из органических достоинств вагонной компоновки – хорошую обзорность. На первых машинах передние двери открывались против хода – такая навеска обеспечивает более удобную посадку и высадку, но потом от них отказались ради безопасности.

Новое вино в старых мехах

Машину запустили в производство удивительно быстро: уже в 1958 году первые партии сошли с конвейера.

И спрос не заставил себя ждать – предназначенный для сложных условий и сельской местности, УАЗ-450 оказался востребован и в городах. В СССР тогда не было компактных фургонов и микроавтобусов, и «УАЗ» заинтересовал торговые организации. Первое время их не смущало даже удорожание машины за счет привода передней оси, но позже, в 60-е, завод все-таки дополнил семейство моделью 451, которая отличалась колесной формулой 4х2, то есть приводом только на задние колеса. Это было не так просто: при вагонной компоновке на передние колеса приходится вес двигателя, коробки передач водителя и пассажира, и возникла необходимость менять конструкцию, чтобы заднеприводная версия не буксовала при неполной загрузке. Фактически было полностью переделано шасси автомобиля, хотя внешне «УАЗ» остался таким, как был.

Изменения в конструкции заднеприводных машин оказались настолько удачными, что их решили внедрить и на полноприводных. Заодно в конструкцию внесли множество изменений: сменили двигатель на слегка модифицированный мотор «Волги», поставили новую, четырехступенчатую коробку передач. В передних дверях появились опускающиеся стекла – раньше их считали слишком дорогими. Пересмотрели подачу воздуха к радиатору, и решетка переместилась вниз, к бамперу. Ее трапециевидная форма стала одним из запоминающихся фирменных элементов «УАЗов». Так в 1966 году появилось новое семейство – 452, которое и послужило основной для ныне выпускаемых легких коммерческих моделей «УАЗа». В семействе 452 наконец появилась и пассажирская версия – десятиместный микроавтобус 452В. В предыдущем поколении автобусы делали в единичных экземплярах силами экспериментального цеха.

В середине 80-х в конструкции произошли важные изменения: наконец-то появился усилитель тормозов, еще раньше рычажные амортизаторы уступили место современным телескопическим, а на кузове появились современные световые приборы, соответствующие европейским нормам.

Как и другие модели-долгожители, «буханку» модернизировали многократно, она получила новый двигатель, и сейчас ветеран – или, если хотите, патриарх и классик – отечественного автопрома оснащен тормозами с антиблокировочной системой и двигателем, выполняющим «Евро-4». Но они совсем не помешают нам насладиться честной классической конструкцией и простым абсолютно логичным дизайном. В наши постмодернистские времена такая простота и выверенность форм уже недостижима.

Дешевле только даром

Кстати, коллекционерам должно понравиться разнообразие предложения «буханок» – как в хлебном отделе гипермаркета. Оно сильно расширено по сравнению с былыми временами. Можно купить бортовую платформу модели 3303 или фургон 3741, есть и модели, рассчитанные на перевозку пассажиров – у «Фермера» 39094 пятиместная кабина сочетается с бортовой платформой, а «Комби» 3909 – это пятиместный же фургон. Самая «легковая» версия – микроавтобус 2206. В нем может быть девять или десять мест. Вариант с меньшей вместимостью отличается только столиком, установленным вместо одного из кресел, и наличие всего лишь восьми пассажирских мест позволяет управлять автомобилем с «легковой» категорией в правах. То есть вы получаете настоящий минивэн, да еще повышенной проходимости, менее чем за полмиллиона рублей!

Еще два повода гордиться УАЗ-2206

«Буханка» – одна из немногих российских (и советских) моделей, которые экспортировались в Японию. Компания Iwamo Motors зарегистрировала сайт uaz.jp еще в 2005 году и предлагает ульяновский фургон за 2 870 000 йен – примерно 1 750 000 руб. –в четыре раза дороже, чем в России. В качестве опции доступен японский кондиционер.

Санитарная машина, в которой легко узнать УАЗ-452А – или 3962 по современной системе обозначений, – одна из постоянных декораций в мультсериале «Маша и медведь». В этой машине обитают двое волков. Ну да, «санитары леса», так что и машина для них в самый раз.

ъ-авто

В тему: Круче только горы!

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 13 нояб. 2017

Это фейк