Народные художественные промыслы


Олег Матвейчев, 31.07.2018 20:00   –   matveychev-oleg.livejournal.com


Народные умельцы в России никогда не переведутся. Туристы увозят с собой на память о путешествиях в наши края расписную посуду, самобытные игрушки и удивительной красоты платки. И ведь практически каждый регион имеет свой собственный (фирменный) вид рукоделия.

Игрушки

Матрёшка – самый традиционный и популярный российский сувенир. А ведь она появилась только в XIX веке, и художника вдохновила на её создание японская кукла Дарума. Название Матрёшка было дано не просто так: Матрона, распространённое в то время женское имя, означает «матерь» – и многочисленное семейство матрёшки это подтверждает. Во многих городах есть музеи матрёшки, например, в Нижнем Новгороде или в Сергиевом Посаде.

Не менее известна дымковская игрушка. Её история начинается в селе Дымково Вятской губернии. Это один из самых старинных народных художественных промыслов, берущий начало в XV веке. Он тесно связан с весенним праздником Свистунья, во время которого поминали убитых в войне между устюжанами и вятчанами. По языческим обычаям отмечали его плясками и свистом. Специально для этого из глины лепили фигурки коней, баранов, уток и других животных. Несмотря на простоту форм, каждая игрушка уникальна, поскольку делается вручную.

В Туле делают филимоновскую игрушку, в Пензе – абашевские свистульки, в Липецке – покрытые глазурью романовские, а в Архангельской области – каргопольские.

Резьба

Из Архангельской области можно привезти и другой сувенир – холмогорскую резную кость. Этот народный промысел соединил в себе разные культурные традиции: от западноевропейских рисунков гравюр до резьбы народов Севера. Сюжеты и картинки могут быть разнообразными – сценки из жизни, животные, растения. Главное одно – они выполнены из моржовой либо коровьей кости. В этом стиле делают гребни, табакерки, бокалы и даже украшения.

У мастеров из европейской части России, особенно в Великом Устюге, любимым материалом для резьбы была и остаётся береста. Солонки, лапти, короба, корзинки и игрушки – сложно сказать, чего не делают из бересты. Из неё изготавливали даже посуду, обладающую антисептическими свойствами. Береста прочна и не гниёт, поэтому такой сувенир из России может передаваться из поколения в поколение.

Роспись

Что касается керамики, то первым делом из России везут гжель. Деревня Гжель в Раменском районе Московской области издавна славилась своей глиной, поэтому именно здесь в XVIII веке возник крупнейший центр по производству посуды и игрушек. Постепенно совершенствуя мастерство, на заводе стали применять светлую глину, которую расписывали синим кобальтом. Сегодняшняя гжель с её графическими рисунками – гордость российского народного промысла.

В XVII веке близ Нижнего Новгорода в селе Хохлома зародился один из красивейших русских промыслов с одноимённым названием. Для изготовления посуды и шкатулок с причудливыми птицами, гроздьями рябины и цветами на чёрном фоне сначала бьют баклуши – делают бруски из дерева, после чего художественно расписывают. Точно неизвестно, кто первым стал мастерить «золотую» посуду. Есть только красивая и грустная легенда: один из старообрядцев, скрываясь от новых церковных реформ, жил в лесах недалеко от Волги и мирно писал иконы по старому образцу да творил красивые поделки из дерева. Недовольный патриарх отправил за ним солдат, но мастер не захотел сдаваться и сжёг себя, а на его шедеврах запечатлелись на века золотые искры и огненно-красные капли крови. Так сквозь века и светит ярким пламенем хохломская роспись.

Палехская миниатюра родом из посёлка Палех Владимирской губернии. Тончайшая роспись выполняется водорастворимыми красками на папье-маше, после чего полученная красота переносится на напёрстки, шкатулки и заколки. Умельцы посёлка были известны на всю Россию своим иконописным талантом, но после революции им пришлось искать иные пути творческого самовыражения. Так возникла лаковая миниатюра с традиционной для иконы темперной живописью, которая не имеет аналогов во всём мире.

Очень красива и городецкая роспись, известная с середины XIX века. Прялки, мебель и ставни с цветочными орнаментами и жанровыми сценками выглядят красочно и нарядно.

Ткани

Начиная с XVI века вологодское кружево известно по всему миру. Разнообразные роскошные узоры, выполненные с определённым ритмом, украшали одежду знати и царей, а сейчас заимствуются модными кутюрье. По той же технологии плетутся и елецкие кружева, только они более тонкие и лёгкие. Ну а вершина мастерства – это оренбургский платок. Пуховый символ России зародился в Оренбургской области в XVII веке. Тончайший пух местных коз ценится и сейчас выше кашмирского. Из него получаются белые и серые шали и паутинки, настолько тонкие, что легко проходят сквозь обручальное кольцо.

Рассказывая о тканях, нельзя обойти вниманием павловопосадскую шаль. Чёрные или красные шерстяные платки производятся в Павловском Посаде Московской области. Яркие цветочные узоры подходят практически к любому образу и, как любая классика, не выходят из моды.

К столу

Какое лакомство чаще всего привозят иностранцы из России? Конечно же, тульский пряник! Это самый настоящий бриллиант среди народных художественных промыслов на Руси. Глазированное угощение известно с XVII века, и раньше без него не обходилось ни одно застолье. Визитная карточка Тулы печётся по известным местным мастерам рецептам. Настоящий пряник гнётся, но не ломается, и очень вкусен. Второе название специалитета – «печатный», потому что витиеватые надписи наносятся на тесто специальными деревянными досками-прессами. Помимо тульских, известны своим вкусом покровские пряники (Владимирская область), нижегородские… вообще этот кондитерский шедевр умеют готовить в разных монастырях.

И кстати, не только кондитерскими изделиями богата Тула. Самовар, безусловно, оригинальный и ценный подарок из этих краёв. Первые ёмкости с жаровней внутри появились ещё в Древнем Риме, а в Россию попали только в 1746 году. Кто завёз сию диковинку – загадка, но россиянам самовар пришёлся по душе – один раз хорошо нагрел, и пей чай хоть весь вечер! Появились специальные производства. Считалось, что именно в Туле мастера самые хорошие. Так самовар и стал «тульским».

Народные художественные промыслы в России отличаются разнообразием, каждый регион может чем-то похвастаться. Для современного человека важно знать, любить, бережно хранить нашу культуру, изучать и привносить что-то новое, очень аккуратно, тонко, с уважением.

Образовательные программы для школьников в ЭТНОМИРе

Образовательная программа «Моя Россия» включает в себя экскурсию «От Дербента до Чукотки», которая проходит по территории уникальной Галереи «Путешествие по России» и в этнодворах «Музей русской печи» и «Север, Сибирь и Дальний Восток», а также мастер-класс по одному из старейших на Руси ремёсел, плетению, под названием «Солнечный конь». Солнечный конь – традиционная народная кукла, символ плодородия. Считается, что такой оберег приносит в дом удачу и счастье, хранит от напастей и недоброжелателей. Материалом для плетения послужит льняной шпагат или лыко.

У программах, проводимых в этнографическом парке, есть вариации – для старших или младших школьников. Всё, что есть в ЭТНОМИРе, наглядно, красочно и доступно знакомит детей с культурой или историей, достопримечательностью или климатом, этносами или флорой и фауной региона. Знания, полученные в ЭТНОМИРе, хорошо усвоятся детьми и сохранятся в их памяти на всю жизнь.

Источник

Сегодня в СМИ




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 21:04

hm
5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 15:37

*у нас