Святая простота


Олег Матвейчев, 2.07.2019 20:00   –   matveychev-oleg.livejournal.com


(памяти священника Дмитрия Дудко)

Пятнадцать лет минуло с того дня, как не стало отца Димитрия - «народного батюшки» – священника и писателя, философа-самородка, духовника многих и многих страждущих; людей разных слоёв нашего общества, разных талантов и призваний, среди которых - немало интересных и весьма необычных судеб. За свою долгую жизнь этот «старик с душой ребёнка» преуспел и как пастырь добрый, и как поводырь во «тьме века сего», и как учитель. Поэтому напрасными были терзающие его в конце жизни сомнения: «Умирать не страшно, но страшно другое. Как я предстану пред Господом, ведь лицом к лицу. Как ответ дам за прожитую жизнь и за всех вас?»

Этот светлый, излучающий любовь человек состоялся как удивительно цельная личность, став не только ярким явлением Православной Церкви двадцатого века (для кого-то «камнем преткновения»), но и целой эпохой Русской истории. Ровесник СССР, переживший лихолетье, прошедший испытание войной и темницей, славой и позором, видевший взлёты и падения, вкусивший горечь предательства и наветов, он не озлобился, не возроптал, не утратил искренней веры в Бога. Тюрьма и гонения не сломили его, страдания научили истинному смирению. А самое тяжкое испытание, выпадающее на долю христианина, - клевета от своих сделало необычайно мудрым. «Не судить, а пытаться понять, молиться за своих обидчиков и гонителей, возлюбить грешников – стало с тех пор правилом «блаженного» батюшки. Избавившийся от тщеславных помыслов, безсребреник Дудко неустанно повторял: «Царство Небесное – единственная реальность. Ищите Царство Божие и правды Его, и всё остальное приложится вам».

Будучи по природе своей человеком робким и немощным, Свыше он был наделён огромной внутренней силой и мужеством. А в последние годы – даром прозорливости. От общения с отцом Димитрием становилось тепло и радостно на душе, его проповеди никого не оставляли равнодушным, а огонь его веры зажигал сердца. «Много званых да мало избранных», - любил повторять отец Димитрий. И выискивал этих «избранных», открывая новые имена и таланты, призывал к служению, пробуждал делателей на ниве Господней. Ведь каждому даётся свой талант, нужно только разглядеть его и использовать в согласии с Промыслом Божьим.

Дерзайте, подбадривал он нас, наставляя и благословляя. «Нивы побелели. Дел много, а делателей мало» - разумных, добрых, понимающих, любящих. А как делать? Батюшка пояснял: «Делать нужно не для этого мира, для того. Не для славы – для Бога. Только в таком случае дела приобретут значение». Причём «делать дело Божие в любых условиях и не унывать».

«Никогда не думай о том, какое время да нужно ли это? Ты делай дело, к которому призван. Не твоя забота, что получится. Чувствуешь призвание – делай, а всё остальное Бог устроит».

Он призывал всех возлюбить правду и трезвиться. Недаром одним из любимых его детищ стало «Общество трезвости». Он очень ценил «беседы» в читальных залах библиотек и проводил их, пока хватало сил. А что такое «трезвость»? Это ведь не только избавление от пагубного порока и соответствующий образ жизни, но и готовность в любой момент предстать пред Творцом и Судией. Не зря сказано: в чём застану, в том и сужу… К тому же, предостерегал отец Димитрий: «От восторженности надо избавляться. Восторженность в деле Божьем – большая опасность. Надо быть трезвым. Сейчас пьянство во всём, в том числе и в поиске Бога. Пожалуй, это самое опасное пьянство».

«Беседы» с какого-то момента приобрели для него особую значимость. Вот что писал он по этому поводу: «А вообще, я задался целью пробудить веру в народе, подтолкнуть на делание Божие. Отсюда будет и возрождение наше, конкретнее - возрождение России»…

Мне выпала честь не только познакомиться с батюшкой Димитрием и стать его духовным сыном, но и войти в близкий круг. Эта встреча круто изменила всю мою жизнь, не сразу, конечно, но бесповоротно. Именно он заставил меня не лениться, не стесняться писать, поверить в собственные возможности и рекомендовал к приёму в Союз писателей России. «Ты многого пока не знаешь, не можешь ответить на некоторые вопросы, - говорил священник, - но у тебя особый взгляд на вещи, чутьё, и ты умеешь задавать глубокие вопросы».

Никому из обращавшихся к нему отец Димитрий не отказывал в помощи. Его советы и вразумление в моменты сомнений и тягостных раздумий дорогого стоили. Его, зачастую парадоксальный, взгляд на происходящее, способность разрешать, казалось бы, неразрешимое, готовность разделить ответственность, а то и вообще всё взять на себя, были просто безценными.

«Невозможное человеку возможно Богу», - увещевал он. «Тупики только в головах». То есть выход найдётся всегда, но не в бесконечности, а в вечности, а дорогу одолеет идущий.

Мне не раз довелось приводить к нему необычных людей в сложное для них время. И каждый потом с благодарностью вспоминал общение с батюшкой, его участие в их судьбе. Озвучу, как пример, только два имени из начала 2000-х. Это ставший впоследствии главой Войсковой Православной Миссии и советником Первоиерарха Зарубежной Церкви Игорь Евгеньевич Смыков и талантливый русский художник, ученик Ильи Глазунова, Валентин Борисович Новиков…

«Счастье – это когда тебя понимают», - написал в своём сочинении герой культового советского фильма о школьниках «Доживём до понедельника». В этом смысле человек я несчастный потому, что до сих пор меня мало кто понимает. Но, как мне думается, счастье – это когда тебе доверяют. В этом смысле я человек счастливый потому, что мне доверял сам отец Димитрий (ставший к тому времени живой легендой).

Да, несомненно, не хватает нам его! Да что там нам, России сегодняшней недостаёт такого священника и проповедника! И не стали, к сожалению, его наследники (те тридцать священников, которых он благословил на служение) – «коллективным Дудко». И хоть имя его не забыто, не звучит оно подобающим образом. Живы духовные чада батюшки, есть группа почитателей памяти Дудко, созданы сайты в Интернете. Но этого мало и всё не то, о чем мечтал, чего ожидал отец Димитрий. Немного грустно от этого, но и радостно оттого, что есть у нас на Небесах такой заступник и молитвенник пред Богом! Остальное зависит от нас самих, от того, станем ли действительно достойными продолжателями дела Дудко, исполнителями его чаяний и заветов. К примеру, таких наставлений: «Ни на что не обращая внимания, будем православными на деле. Поменьше полемики, шумихи, побольше дела. С нами Бог – это наша вера!». Но «Бог-то Бог, да сам не будь плох. На первый взгляд в этой фразе мудрость: Бог помогает тому, кто делает. Помогать бездельнику – делать ещё хуже. Так что – за дело! С Богом!» «А что делать? – Жить и бороться. Держаться Церкви, надеяться на вечность. Другого пути нет и быть не может».

Или: «Те, кто боятся страданий, хотят устроиться по-земному. Но что такое устроиться по-земному? Это жить для смерти. Всё смерть заберёт, богатство – ничто. Страдающий прозревает и, видя Бога, верит в вечное блаженство, поэтому и не боится страданий».

И вот ещё: «Думают, что у нас дни благоденствия, и молятся поэтому, как в дни благоденствия, вяло и рассеяно. Отсюда и тать в нощи. Вор подкрадывается – бодрствуйте! Бдите, идёт всенощное бдение на Руси».

Не показное благочестие, а глубокая, внутренняя вера, следование не букве, а духу Священного Писания и всё покрывающая любовь отличали отца Димитрия. Его «сердечное православие» российские «книжники» и злопыхатели окрестили «розовым христианством» (до него такой «чести» удостоился любимый автор отца Димитрия, русский писатель-пророк Ф. М. Достоевский). Ну что ж, им, обладателям холодных сердец, представителям рассудочной – «головной» - веры, адвокатам мамоны и противникам примирения «красных» и «белых», наверное, видней. Но нам не нужно их слушать, не нужно обращать внимание, как не обращают внимание на облаявших их собак идущие к большой цели Путники. А нужно идти, идти вослед за проповедником Бога Живого, за «кричащей совестью России» (так назвал отца Димитрия в своё время «американец с русским сердцем», иеромонах Серафим Роуз). Внимая его наставлениям и предостережениям.

«Русский человек очень доверчив, - писал о. Димитрий, - не пора ли ему посомневаться, вернее, испытывать духов: от Бога ли они? Ибо многие пришли как будто от Бога, но его ли они?»

«На мир мы должны смотреть глазами не политиков, даже делая политическое дело, а глазами христиан. Тогда всё станет понятным и по своим местам».

«Не слушатели входят в Царство Божие, а делающие добрые дела. Просто слушатели часто являются фарисеями». «Каждый из нас - работник в винограднике Божьем, и получать должны то, что Бог нам даёт, а не то, что мы требуем по своей зависти. Не завидовать другому – это выполнить своё предназначение». И так далее…

К концу жизненного пути, когда сузился круг общения, на мир отец Димитрий смотрел всё больше из «окна домового храма», и пришла пора подводить итоги, он вдруг засомневался: «Думаю, что я не духовник… в лучшем случае наставник, советник, и то в лучшем случае. А во всех случаях я, наверно, грешнее всех тех, кто у меня исповедуется». И ещё из откровений священника:

«Те, которые хотят остаться со мной, для тех я не снимаю с себя обязанности, и буду делать всё по силе возможности. Учитывая все обстоятельства, я должен сказать, что духовничество у меня не получилось. Так что мои повторения: я один из окормляемых – остаются в силе. Духовник у нас один – Дух Святой. Он ведёт нас.

Как же я должен себя назвать? Поскольку всё время плохо-хорошо я окормлял. Я по своей природе не духовник, если образно выразиться – сторож. Бить тревогу, видя опасность. Я так и буду делать в дальнейшем».

А вот, на мой взгляд, главное: «А вообще я должен сказать, что, вообще-то, ответственность с себя я не снимаю. Я несу так или иначе ответственность за всех, кто так или иначе сталкивались со мной». («Жизнь и проповедь»)

И тут возникает вопрос: а готовы ли мы, каждый из нас, нести ответственность за то, что так или иначе «сталкивались» с отошедшим в иной мир «сторожем», памятуя о том, что ничего случайного в этой жизни не бывает? Не задумывались? А готовы ли откликнуться на его призыв: «Мужайтесь, будьте воинами! Ныне настало время величайшей битвы»? А вопросы эти отнюдь не риторические…

Как-то батюшка Димитрий обмолвился: духовник, мол, может быть только один. То есть раз и навсегда! К тому же для нас, верующих христиан, непреложно утверждение: у Бога все живы! Это, опять же, не просто какие-то красивые слова, но мало кто об этом всерьёз задумывается. Здесь хочется привести рассуждение отца Димитрия по поводу безвременной кончины писателя Петра Паламарчука: «За многое он брался, многое хотел понять и посоветовать читателям не быть равнодушными к своей истории и к своей святыне.

Он мог жёстко критиковать даже по такой проблеме, как еврейство в России. Его книги появлялись нередко, статьи, исследования его можно было встретить во многих журналах и газетах, даже второстепенных. Он ничем не пренебрегал.

И теперь что же, умер? Больше ничего не напишет?

Он поможет нам оттуда!

Ушёл туда он не для того, чтоб ничего не делать, а больше делать.

Царство ему Небесное!»

От себя дерзну добавить: сейчас не иных духовников искать себе нужно, а жить и делать так, как учил «человек Божий» Димитрий!

Не раз приходилось мне слышать: ну что ты носишься со своим Дудко? Есть другие, не хуже и тому подобное. Что на это ответить? Возможно и есть, но мне что-то не встретились. А, может, если они и есть, то не про мою честь? Посему продолжу жить и действовать сообразно наставлениям «простеца», именовавшего себя всего лишь «сторожем»; не приспосабливаясь, предпочтя и впредь смотреть на этот мир через «розовые очки» отца Дудко, нежели выглядывать из «душегреек» обласканных властью «старцев».

Приведу ещё две цитаты из книг священника Димитрия.

«Обычно мы думаем и желаем, чтоб всё было благополучно, но в мире греха не может быть благополучно. Надо научиться слушать Христа, а не предателей. А если мы ищем наслаждения, то, значит, мы слушаем предателей, они продают всё святое за земную выгоду».

«Оказалось, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Соединение веры и богатства – путь к Антихристу. Соединение неверия и веры – путь ко Христу, проверенный опытом жизни. Антихрист придет из среды верующих богачей. Христос всегда на стороне бедных и заблудших».

Закончу свою реплику такой выдержкой из молитвы отца Димитрия в домовом храме:

«Господи, я поставлен, наверно, всей моей жизнью молиться в своём домовом храме за нашу бедную страну, за наш измученный народ. Жалею я его! Жалость съедает меня.

Прости всем им их отступления от Тебя и развращения, направь нас на верный путь, покажи нам, в чём наше истинное назначение и помоги нам выполнить нашу русскую миссию, по пророчеству нашего писателя Достоевского, сказать новое слово всему миру. (…) Помоги России и русским людям выдержать все испытания, болезни, скорби, непонимание, гонения и не унывать, и не отчаиваться. Дай, Господи, чтоб Твой свет Христов всегда сиял в России и просвещал всех нас до скончания веков. Аминь».

Александр Огородников, публицист, член Союза Писателей Росси

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии


8a64003d974c4fdd2129cc00f5b712e3?s=35

If you recently got into some unexpected money—say, using an inheritance or because you won the lottery, or even an unexpected investment gain—utilize the sum to pay down your mortgage principal. nextlevelkidmin.com With 4 in 5 mortgages being conventional, OSFI's B-20 trequel is really a massive change.v 6.12.2019 11:33

If you recently got into some unexpected money—say, using an inheritance or because you won the lottery, or even […]