Асы Второй мировой


Великая Русь, 13 нояб. 2015   –   mikle1.livejournal.com


13 ноября 1985 года, ушел из жизни маршал авиации Александр Покрышкин. В годы Второй мировой войны он был одним из самых результативных советских лётчиков — по разным данным, Покрышкин лично сбил от 46 до 59 вражеских самолетов. За свои подвиги он трижды награждался «Золотой звездой» героя Советского Союза. Журнал «ЖЖ» несколько интересных историй о Покрышкине и других воздушных асах, сражавшихся в небе над СССР и оккупированной Европой.

В конце войны Покрышкин был не только самым известным в мире лётчиком, но и самой авторитетной фигурой в советской авиации, пишет andreyka23, который в 2013 году побывал на торжествах в честь 100-летнего юбилея советского аса:

«Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!» — кричали немецкие посты оповещения, настоятельно предупреждали — знаменитый русский ас в воздухе. Что означало — усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боёв, «охотникам» набрать высоту, молодёжи возвратиться на аэродромы.

Того, кто собьёт русского аса, ждали щедрые награды. В желающих отличиться не было недостатка, но задача эта оказалась врагу не по зубам. И дело было не только в исключительном мастерстве Покрышкина. Уместно вспомнить, что в его эскадрилье, а затем в полку и дивизии состоялись такие асы, как Речкалов и братья Глинки, Клубов и Бабак, Фёдоров и Фадеев. Когда такая группа вела бой, рассчитывать победить её командира было, по меньшей мере, неосторожно. И сегодня летчики продолжают славные традиции асов Великой Отечественной.

<a href=”//andrey-ka23.livejournal.com/328223.html” target=”blank”>Читать далее в блоге автора

Слава Покрышкина дошла до США — американский комикс о «небесном ястребе» со ссылкой на МИД РФ выложил deruluft:

Рейтинги лучших советских летчиков по числу одержанных побед. Покрышкин занял лишь второе место за 1943 год:

Рейтинги советских асов ВОВ (1 часть)

Необходимое примечание: за основной показатель «рейтинговости» летчика всегда берется число одержанных им личных воздушных побед. Количество групповых учитывается как дополнительный параметр при равном личном счете. Таким образом, к примеру, пилот со счетом 21+2 в рейтинге будет сточть выше того, у которого 20+7 и т. п.

1. Летчики, одержавшие наибольшее количество воздушных побед в течение календарного года

1941

1. Сафонов Борис Феоктистович = 13+5 (предположительные победы не включены).

2. Пидтыкан Иван Дмитриевич = 12+10

3. Федосеев Михаил Андреевич = 12

4. Голубин Иван Филиппович = 10+2

5. Тарасов Павел Тимофеевич = 10+1

1942

1. Мартынов Александр Васильевич = 16+8

2. Федотов Иван Егорович = 16+7

3. Лавриненков Владимир Дмитриевич = 16+6

4. Баранов Михаил Дмитриевич = 16+0

5. Макаров Валентин Никоолаевич = 14+6

1943

1. Речкалов Григорий Андреевич = 40+3

2. Покрышкин Александр Иванович = 38+0

3. Ворожейкин Арсений Васильевич = 30+1

4. Гулаев Николай Дмитриевич = 29+3

5. Краснов Николай Фёдорович = 28+0

5. Попков Виталий Иванович = 28+0

1944

1. Серов Владимир Георгиевич = 30+0

2. Гулаев Николай Дмитриевич = 24+2

3. Евстигнеев Кирилл Алексеевич = 24+0

4. Пивоваров Михаил Евдокимович = 24+0

5. Кравцов Иван Савельевич = 23+1

1945

1. Колдунов Александр Иванович = 21+0

2. Скоморохов Николай Михайлович = 19+0

3. Долгарёв Павел Михайлович = 17+0

4. Пивоваров Михаил Евдокимович = 16+1

5. Тужилин Емельян Фёдорович = 16+0

Читать далее в блоге автора

Самым успешным польским летчиком-истребителем в истории называет Станислава Скальского неофициальный блог Центра анализа стратегий и технологий. В честь него поляки украсили один из своих МиГ-29УБ:

Летчик Станислав Скальский родился 27 ноября 1915 года в селе Кодыма (Одесская область) в семье агронома польского происхождения. Закончил летную школу в Деблине, где обучался в 1936 — 1938 годах. Потом был направлен в 142-ю истребительную эскадру ВВС Польши в Торуни. За время сентябрьской кампании 1939 года претендует на несколько сбитых германских самолетов (по его собственным заявкам — шесть, официально засчитаны были четыре). После разгрома Польши перебрался в Великобританию.

В Британии он начинал службу в составе 302-й «Познаньской» эскадрильи Королевских ВВС Великобритании, укомплектованной поляками. В августе 1940 года был переведен в состав «чисто» британской 501-й эскадрильи, где пробыл недолго и уже в марте 1941 года оказался в составе «польской» 306-й «Торуньской» эскадрильи Королевских ВВС. С марта по апрель 1942 года Скальский был командиром 316-й «Варшавской», а с апреля по октябрь 1942 года — командиром 317-й «Виленской» «польских» эскадрилий.

С ноября 1942 года Скальский возглавлял группу польских пилотов в Северной Африке (так называемая «Польская истребительная команда» или «Цирк Скальского»). Но поляки пролетали отдельно всего полгода и с июля 1943 года Скальский стал командиром 601-й британской эскадрильи. С декабря 1943 года по апрель 1944 года был командиром 131-го (польского) авиакрыла Королевских ВВС, а с апреля по сентябрь 1944 года — командиром 133-го (польского) авиакрыла Королевских ВВС. С октября 1944 по февраль 1945 года проходил стажировку в США в штабном колледже в Форт Левенворт (Канзас). По возвращении в Великобританию занимал штабную должность в управлении 11-й группы Королевских ВВС, а с марта 1945 года и до 1946 года вновь командовал 133-м (польским) авиакрылом.

Скальский за свою карьеру летал на истребителях P.11c (в Польше), Hurricane Mk. I , Spitfire Mk. IIb, Spitfire Mk. Vb, Spitfire Mk. V Trop, Spitfire Mk. VIII, Spitfire Mk. IX , Mustang III (в Королевских ВВС). Всего Скальский совершил примерно 321 боевой вылет и сбил 18 самолетов противника (еще 2 правдобподобно, 3 в группе и 4 «предположительно»).

Читать и смотреть далее в блоге автора

Историю болгарского пилота, воевавшего на стороне немцев рассказывает kerenmp. Он сбивал американские самолеты, но в Болгарии до сих пор чтут с размахом чтут его память:

Прогуливаясь по музею ВВС Болгарии, обратил внимание на памятник капитану Димитъру Светозаров Списаревски, с надписью, о сложении головы за Отечество 20 декабря 1943-го года.

Отечество Димитра в это время было членом стран Оси, предоставляло свои базы для действий немецкой авиации, сбивало самолеты союзников, возвращавшихся с налетов на Плоешти и т. д. В общем, в историческом контексте, Болгария, никак не может расцениваться как — «невинная овца». Так вот, Списаревски с момента гибели и до настоящего времени является национальным героем (!). Что сделал герой? И кто он?

Читать далее в блоге автора

Подсчитывает победы гитлеровских асов и приходит к выводу об их завышенной оценке mikle1:

Немцы сбивали несомненно больше: Эрих Хартман (352 сбитых самолёта противника), Йохан Штайнхофф (176), Вернер Мёлдерс (115), Адольф Галланд (103). Хоть на два раздели, все равно больше. Другое дело, что это охотники, цель которых именно максимальное количество сбитых. Наши исповедовали иную стратегию, оказавшуюся более результативной и эффективной. Что и позволило завоевать господство в воздухе. Стоит добавить, что Хартман сбивал не только советские самолеты, но и 7 американских.

Что касается количества — несколько фактов.

Всего лишь несколько дней и героических побед. Побед ли?

Лето 1944 года. 1 июня 6 сбитых самолетов (5 «Лагов» и 1 «Аэрокобра). 2 июня — 2 «аэрокобры», 3 июня — 4 самолета (по два «Лага» и «Аэрокобры»). 4 июня — 7 самолетов (все кроме одного — «Аэрокобры»). 5 июня — 7 самолетов (из них 3 «Лага»). И, наконец, 6 июня — 5 самолетов (из них 2 «Лага»). Итого, за 6 дней боев сбито 32 советских самолета. А 24 августа того же года сразу 11 самолетов.

Но вот что странно: Эрик Хартманн сбил за первые шесть дней июня 32 самолета, а все Люфтваффе по дням: 1-го — 21, 2-го — 27, 3-го — 33, 4-го — 45, 5-го — 43, 6-го — 12. Итого — 181 самолет. Или в среднем более 30 самолетов в день. А сколько же составили потери Люфтваффе? Официальные цифры за июнь 1944 года — 312 самолетов, или чуть более 10 в день. Выходит, что наши потери составляют в 3 раза больше? А если учесть, что в потери немцев входят еще и самолеты, сбитые нашей зенитной артиллерией, то соотношение потерь еще больше!

А ведь не 1941-й. Правдоподобно?

Допустим, что все соответствует действительности. И сравним двух летчиков — того же Хартманна и трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Хартманн совершил 1404 боевых вылета и сбил 352 самолета, в среднем на один самолет уходило порядка 4 вылета; у Кожедуба показатели такие: 330 боевых вылетов и 62 самолета противника, в среднем 5,3 вылета. В плане цифр все вроде бы соответствует…

А как считались сбитые самолеты? Ниже выдержка из книги американских исследователей Р. Толивера и Т. Констебля о Хартманне:

«Остальные пилоты эскадрильи потащили счастливого Белокурого Рыцаря в столовую. Пирушка шла полным ходом, когда ворвался техник Хартманна. Выражение его лица моментально погасило ликование собравшихся.

— Что случилось, Биммель? — спросил Эрих.

— Оружейник, герр лейтенант.

— Что-то не так?

— Нет, все в порядке. Просто вы сделали всего 120 выстрелов на 3 сбитых самолета. Мне кажется, вам нужно это знать.

Шепот восхищения пробежал среди пилотов, и шнапс снова полился рекой».

Правдоподобно? Если кто-то думает, что да, маленькая справка. Самолет Хартмана (Мессершмитт Bf.109) оснащен пулеметами MG-17 и 20-мм пушкой MG 151/20. Скорострельность пулеметов — 1200 выстрелов в минуту, пушки — 700–800 в минуту (зависит от типа снаряда). Таким образом в секунду расходуется 53 заряда. 120 Хартман израсходовал за 2, 26 секунды. И сбил ТРИ самолета. Все еще правдоподобно?

А ведь речь идет не об этажерках и даже не о фанерных Яках. Все три сбитых — Ил-2.

Читать далее в блоге автора

Самым результативным летчиком-истребителем всех стран-участниц Второй мировой войны за исключением Германии считается финн — Эйно Илмари Юутилайнен, сбивший 94 советских самолета. Его историю вкратце излагает merelana:

Тут вчера случайно мелькнуло это имя — в разговоре о том, кто из нашего района, кто не из нашего. Эйно Илмари Юутилайнен — как раз из нашего. Большую часть детствоа провел в Сортавале, начинал военную службу на аэродроме недалеко от Виипури — пока Виипури еще был на финской стороне.

Эйно Илмари Юутилайнен — летчик-ас, один из лучших во второй мировой войне, которую финны, говорят, называют «континентальной» или «продолжительной», в противовес зимней, она же «короткая».

За время Зимней войны он провел 115 боевых вылетов — и было там всего две победы. А за время «продолжающейся» войны — на его счету 92 победы. При почти пятистах вылетах. И ни один из его самолетов не получил ни одного повреждения.

Читать далее в блоге автора

Ожесточенные бои в воздухе шли не только на европейском театре военных действий. Из блога litvinenkoai можно узнать о <a href=”//litvinenko-ai.livejournal.com/80744.html” target=”blank”>летчиках-асах Императорского военно-морского флота Японии:

Главная черта японцев — их коллективизм. На протяжении многих веков главным источником пропитания японцев был рис. Чтобы вырастить рис, его надо было постоянно поливать. В горных районах страны в одиночку рис невозможно полить, здесь люди действовали в одной команде. Урожай можно было вырастить либо всем сообща, либо никому. Японцы не имели права на ошибку. Не будет риса, начнется голод. Отсюда и коллективизм японцев. Есть японская пословица, звучащая примерно так — «Торчащий гвоздь забивают первым». То есть — не высовывайся, не выделяться из толпы — белых ворон японцы не терпят. С раннего детства японским детям прививались навыки коллективизма, стремление не выделяться на фоне остальных. Эта особенность японской культуры отразилась и у летчиков морской авиации в годы Великой Тихоокеанской войны или, как принято называть у нас, Второй мировой войны. Инструкторы в летных школах обучали курсантов в целом, никого из них не выделяя, индивидуальный подход отсутствовало вовсе. В частях поощрения или взыскания обычно также получало все подразделение.

Японские пилоты воевали в небе над Китаем еще задолго до начала Тихоокеанской войны, они набрались опыта и стали выдающимися боевыми летчиками. Японские пилоты смели все над Перл-Харбором, сеяли смерть над Филиппинами, Новой Гвинеей и островами Тихого океана. Они были асами. Французское слово as значит туз, первый в своей области — это мастер воздушного боя, оно появилось в годы Первой мировой войну и относилось к военным лётчикам, в совершенстве владеющим искусством пилотирования и воздушного боя и сбившими не менее пяти самолётов противника. Были асы и во Вторую мировую войну, например, лучший советский летчик Иван Кожедуб сбил 62 самолёта противника, на счету финна Эйно Илмари Юутилайнена 94 советских самолёта. Лучшие летчики Императорского флота Японии — Хироёси Нисидзава, Сабуро Сакаи и Шиоки Сугита тоже были асами. Например, Хироёси Нисидзава семье сообщил о 147 сбитых самолетах, в некоторых источниках упоминаются про 102, по другим данным — 87 самолетов, что все равно гораздо больше американских и английских асов, сбивших от силу по 30 самолетов.

Читать далее в блоге автора

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии