Ничто так не определяет разницу мнений, как Путин


Великая Русь, 21 мая 2018   –   mikle1.livejournal.com



Ни у кого нет сомнений в том, что российская пропаганда является проблемой, однако другой вопрос, что с ней делать, полагают авторы проведенного в Литве исследования. Их взгляд, проблематика и пути борьбы с распрстранением Русского мира, в материале ниже:

Очень важно понимать, как Россия видит нас и мир, и тогда становится ясным содержание пропаганды, - отметил в свою очередь Л.Кащюнас. - Мы много слышали о российской политике соотечественников, заявления В.Путина о крупнейшей геополитической катастрофе, когда за пределами России оказались 25 млн. русских. Но также мы фиксируем и дебаты чем является Россия: это национальное государство или государство-цивилизация”.

1.jpg

По его словам, второй концепт побеждает и очевидно, что “Русский мир” является главной движущей силой нынешней российской идеологии. “Русский мир” призван объединять людей не только тех, кто ощущает языковую и культурную общность, но и людей с общим мировоззрением, которых возможно связывает о общая историческая судьба, утверждаются в исследовании.

Л.Кащюнас отметил, что Россия представляется как консервативное государство с сильным нарративом “государства-крепости”, что крайне ощутимо в последнее время. Таким образом эта “русскость” становится универсальной, в нее входит много элементов: этнические русские, соотечественники и жители других стран, ностальгирующие по советскому прошлому.

<

Естественно, эта концепция становится многогранной с идеологической точки зрения, что позволяет России предложить определенный идеологический имидж, считает Л.Кащюнас. “Россия как государство-цивилизация проявилась после событий на Украине, об этом можно было услышать в высказываниях о том, что В.Путин гарант безопасности не только соотечественников, но и всего “Русского мира”, - говорил аналитик.

Как видят Литву из Кремля (версия литовских исследователей)

Если оценивать цели российской пропаганды в Литве, то, по мнению, Л.Кащюнаса проявляется определенная и очень четкая линия. “Мы (по мнению Кремля) не настоящий Запад, не настоящая Европа, а буферная зона, которая не состоялась, не утвердилась во всех аспектах. Такой взгляд поддерживается во всех нарративах, является основной целью российской пропаганды. Это в общем соответствует геополитической стратегии России в нашем регионе, несмотря на наше членство в ЕС и НАТО, а именно поддержать в регионе нейтральную зону”, - говорил он.

В качестве примера он привел слова В.Путина при посещении Калининградской области, а потом в интервью американскому телевидению о том, что в Литве живет 1,5 млн. человек: “Это была попытка гиперболизировать демографические и социальные проблемы и представить страны Балтии как страны-неудачницы”. “Эффективность пропаганды в этом случае связана с тем, что здесь есть доля правды, но Россия пытается это гиперболизировать,создать мифологию стран-неудачниц”, - подчеркнул Л.Кащюнас.

М1: Но, как и признал эксперт, в этом есть доля правды - Литва вымирает, хотя до 1,5 млн еще не обезлюдела.

Другое и очень важное направление российской пропаганды в Литве — исторические моменты и “нарратив Литвы как неофашистского государства”. “Для России 9-е мая — День победы, для нас — начало оккупации, о чем мы говорим и пытаемся инициировать в Европе дискуссии о равенстве между коммунистическим и нацистским режимами. Тогда нас сразу обвиняют в том, что мы пытаемся пересматривать историю и таким образом реабилитировать фашизм и т.д.. Этот миф очень сильный и очень ощутимый”, - продолжал Л.Кашюнас.

Следующий момент, который, по его мнению, российская пропаганда в Литве особенно часто использует в последние годы, заключается в том, что Россия реагирует на планы НАТО в нашем регионе как на провокацию со стороны Альянса, якобы НАТО повышает напряжение в регионе, стимулирует гонку вооружений и т. д.

Этот нарратив работает и на Украине, якобы Россию там спровоцировали. Это работает в некоторых прослойках западного общества”, - отметил аналитик. “Таким образом пытаются вызвать сомнения в том, что НАТО не должно наращивать инструменты сдерживания и в странах Балтии нужно создать некую буферную зону. В этих постоянных играх используется утверждение, что страны Балтии несамостоятельные государства, что Россию провоцируют и ее действия — лишь ответ на действия НАТО. Этот нарратив очень силен в нынешней пропаганде. Таким образом пытаются посеять недоверие к гарантиям безопасности”, - считает аналитик.

Национальные общины — целевая группа для пропаганды

Кроме того, важным моментом российской пропаганды Л.Кащюнас назвал столкновение национальных общин с идеей государства: “Мы в этом плане по сравнению с Латвией и Эстонией чувствуем себя нормально, но сейчас очевидно, что ситуация изменилась”. “Цель России говорить чуть ли не за все национальные общины, поэтому возникают вопросы по политике образования и другим вопросам, которые позволяют российским СМИ писать, что нацобщины в Литве подвергаются дискриминации”, - говорил он.

Поэтому, делает вывод Л.Кащюнас, национальные общины являются целевой группой, на которую направлена пропаганда. “Национальные общины, дезинтеграция этих общин, которые пытаются исключить из политической и социальной жизни страны, это категории людей с ностальгией по советскому прошлому, что коррелирует с прокремлевскими установками, а также лица, стоящие ниже на социальной лестнице и т. д.”, - перечислял он “целевую аудиторию” российской пропаганды.

Национальные общины, людей с ностальгией по советскому прошлому и уязвимых в социальном плане граждан в данном исследовании изучали и в ходе социологических опросов. Социолог из Вильнюсского университета Мажвидас Ястрамскис назвал факт отсутствия социологических исследований на тему пропаганды “довольно грустным”. По его словам, нужно следить за колебаниями настроений, как общество реагирует на те или иные события, затем, чтобы “если часть жителей положительно или отрицательно смотрит на Кремль, мы смогли понять почему это так”.

Стандартная установка в Литве, по словам М.Ястрамскиса, заключается в том, что жителям Литвы не нравится В.Путин, они считают, что российские СМИ не являются объективными, что Россия не дружественная страна, а угроза.

С другой стороны, если вести речь о серой зоне респондентов, то когда задают вопрос об адекватности реакции России на действия НАТО, то часто отвечают “ни да, ни нет”: “На вопрос об объективности российских СМИ отвечают, что не имеют на этот счет мнения”.

М.Ястрамскис отметил, что важность серого кластера заключается в том, в какую сторону мнение там может изменяться.

Путин как показатель

Социолог утверждает, что довольно единым выглядит мнение представителей национальных общин, это пророссийский кластер, который верит в объективность российских СМИ и утверждает, что Россия не является угрозой. “Исследуя чувствительность общества к пропаганде нужно знать, что есть стойкие и не стойкие установки. Но также существует определенная средняя зона. С другой стороны критические оценки России не являются гомогенными. Это определенные уровни критичности, и чем дальше мы подходим к конкретным аспектам политики, тем ниже становится уровень критичности”, - говорил он.

С другой стороны, когда люди часто смотрят российское ТВ, это связывается с установкой, что Россия — не угроза, а дружественная страна. К указанным выше факторам влияния на мнение представителей нацменьшинств можно прибавить оценку дискриминации по национальному признаку в Литве, доходы семьи, место проживания и просмотр передач Литовского радио и телевидения при оценке действий В.Путина.

Принадлежность к национальной группе оказывается важнее, чем информационное пространство. Нелегко изучать меньшинства в принципе, но на практике никакая модель так не выделяет разницу между людьми, как оценка В.Путина”, - отметил он.

По его словам, замедление экономического роста связывается с ростом просоветских настроений и, как следствие, с геополитическими установками. Кроме того, “люди, которые менее всего довольны действием демократии в Литве, скорее всего, будут иметь пророссийские взгляды”.

Главным аспектом исследования национальных общин он назвал то, что среди нацменьшинств позитивное отношение к России и ее лидеру намного выше, чем в среднем среди населения Литвы.

Предпринимаются шаги

Исследователи в своей работе отметили, что страны ЕС уже предпринимают шаги, направленные против российской пропаганды. В ряде стран Европы применяются меры воздействия от предупреждения до аннулирования лицензии на ретрансляцию. Наиболее жесткие меры применяются в Украине, где запрещены 13 каналов, около 430 фильмов и сериалов, создано Министерство информационной политики.

Кроме того, есть попытки создать альтернативные источники информации. В качестве приоритета это обозначено, к примеру, в Эстонии. Эффективность таких мер, отмечают в исследовании, зависит от законодательства и сотрудничества в аудиовизуальном секторе.

Что касается Литвы, то здесь пытаются предоставить получение информации из альтернативных источников, вместе с тем временно приостанавливают ретрансляцию российских каналов или отдельных программ. Поправки к закону об информировании общественности позволяют предпринимать эффективные действия в информационной войне, обеспечивая таким образом национальную безопасность и увеличивая ответственность комиссии по телевидению и радиовещанию в борьбе с распространителями запрещенной информации.

Литва также пытается выступать с инициативами на международной арене.  Кроме того, в МИД Литвы создана группа стратегической коммуникации. В выводах исследователей о российской пропаганде сказано следующее: это разновидность институализированной информационной политики, направленной на мобилизацию общества (аудитории) и сохранение информационного влияния, с помощью которого пытаются оправдать свои претензии и агрессивные действия. Вместе с тем исследователи отмечают, что контрпропаганда не является эффективным средством, кроме того, это бы шло вразрез с ценностными установками демократии.

В качестве рекомендаций в противодействии пропаганде, отметил профессор Андрюс Вайшнис, важно координировать информационную политику, информационную и медийную грамотность. Кроме того, по его словам нужно формировать критическую позицию в отношении российской пропаганды. Также необходимо поддерживать связи со структурами ЕС и НАТО и распространять полезную информацию по этой тематике в Литве и за рубежом.

А.Вайшнис также подчеркнул важность интегральной программы, которая был объединяла сферы экономики, образования и культуры. Среди прочих рекомендаций противодействия пропаганде он назвал совершенствование правовой регламентации ЕС, развитие сотрудничества стран Балтии и Польши по созданию информационной платформы на русском языке, уточнение функции национального транслятора Литвы с учетом финансирования, развитие индустрии творчества, а также распространение укрепляющей государственность Литвы информации, которая отражает связи страны с Западом и признаки объективного разнообразия культуры Литвы.

Полностью: https://ru.delfi.lt/news/live/analitiki-nichto-tak-ne-opredelyaet-raznicu-mnenij-kak-ocenka-putina.d?id=73067886

 /lj-cut>

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии



Ранее на эту тему

Настя: … Я живу в Польше последние четыре года, и с каждым годом поляки всё более враждебно относятся к украинцам.
ПРЕДСКАЗАНИЯ ИЗ КНИГИ ОТКРОВЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ О МИРОВОМ ЗВЕРЕ - это политика, религия, идеология, безнравственность, бездуховность, амо […]
Вопрос Катару о Великом Шелковом Пути: СЕЙЧАС СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО НАМЕТИЛАСЬ ПРОБЛЕМА НА ГРАНИЦЕ С ПОЛЬШЕЙ, ГДЕ ПРОСТАИВА […]
ООН: население России сократится до 132,7 млн человек к 2050 году Через 30 лет численность населения России сократится до 13 […]