Лукашенко и «тонущие» колхозы


Великая Русь, 20.06.2019 11:00   –   mikle1.livejournal.com


С 2016 года в Беларуси действует программа финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций. Чиновники информировали президента, что она дает ощутимые результаты: предприятия восстанавливают платежеспособность, выбираются из долговой ямы, повышают рентабельность. Прошлой осенью Батька подписал указ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций». Документ определяет ряд дополнительных инструментов и механизмов, которые помогут государству спасти «тонущие» колхозы.

Главная инициатива Лукашенко — запрет проведения процедуры банкротства в отношении неплатежеспособных сельхозпроизводителей. Председатели райисполкомов будут вычеркивать их из «черного списка» в досудебном порядке, а на сумму задолженности планируется выпускать новые акции.

То есть кредиторы вместо денег получат дополнительные доли в уставном фонде предприятия. Поскольку эмитировать ценные бумаги будут все те же областные и районные исполкомы, задолженность по факту переводится на местные органы власти.

Критики Лукашенко в этой связи напоминают, что правительство и без того вкладывает огромные деньги в развитие агропромышленного комплекса (АПК). Только в 2005–2009 годах на его поддержку было направлено более 21 триллиона белорусских рублей.

Теперь государство возьмет на себя долги предприятий, которые не справились с выполнением президентской программы. Для бюджетов разных уровней это чревато дополнительной нагрузкой.

Лукашенко, видимо, и сам не в восторге от такой перспективы, поэтому параллельно с поддержкой аграриев его указ создает почву для постепенного перехода предприятий в частные руки. Пока что речь идет о безвозмездной передаче части акций (не более 25,01%) руководителям сельхозорганизаций, которые успешно реализовали бизнес-план президента.

Логика здесь простая: если у руля предприятия стоит толковый управленец, то почему бы не сделать его собственником? Государство будет за ним присматривать и не отпустит вожжи окончательно, поэтому характер производства радикально не изменится. Но у директоров-акционеров будет больше стимулов добиться успеха.

Оппозиция расценила этот шаг как половинчатый и неэффективный: дескать, «диктатор» слегка ослабляет государственный контроль вместо проведения полноценной приватизации и рыночной реформы. А некоторые СМИ говорят о стремлении Лукашенко наградить своих приближенных, «распилив» государственную собственность.

Как бы то ни было, очередная инициатива президента Беларуси видится логическим продолжением его политики. С середины 1990-х «батька» пытается осуществить «мягкий» переход от административно-командной системы к рыночной экономике, сохранив при этом практику государственного регулирования.

Пока в соседних странах крупные хозяйства уничтожались и растаскивались по частным подворьям, Лукашенко сберег не только своих агропромышленных гигантов, но и госконтроль над земельным фондом. При этом колхозная система постепенно трансформировалась в агропромышленную сеть предприятий различных форм собственности.

Коллективные хозяйства превратились в сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), которые создавались гражданами и работали по принципу добровольного членства. Некоторые из них после развала СССР даже были укрупнены благодаря присоединению мелких соседних хозяйств.

Позже СПК превратились в унитарные коммунальные предприятия или открытые акционерные общества. Конечно, это не классические советские колхозы. Сегодня им приходится играть по правилам рынка; в особенности это касается тех предприятий, которые ориентированы главным образом на экспорт своей продукции. Тем не менее, государство продолжает опекать их и щедро дотировать.

Помимо колхозов, агропромышленный комплекс Беларуси представлен большим количеством фермеров, которые в последнее время доказывают свою эффективность. Лукашенко даже предлагал в качестве эксперимента передать успешным фермерам пару-тройку нерентабельных хозяйств.

«В последние годы наметилась тенденция к уменьшению численности государственных унитарных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов с увеличением численности открытых акционерных обществ», — отмечается в государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы.

Но локомотивом прогресса в сельском хозяйстве остаются все же агропромышленные гиганты. Их существование — результат курса на укрупнение сельскохозяйственных производств. Здесь, опять-таки, Лукашенко пошел вразрез с общепринятой в странах СНГ практикой создания мелких фермерских хозяйств.

Результаты аграрной политики Беларуси стали отчетливо видны, когда сельское хозяйство страны преодолело кризисные явления 1990-х годов и вернулось к показателям советского периода (конечно, не по всем наименованиям продукции).

Беларусь стала одним из лидеров СНГ по производству мясной продукции и одним из мировых лидеров по производству молока. Полностью покрываются потребности населения по целому ряду других продуктов, излишки которых идут на экспорт. На продовольствие и сырье, согласно данным за 2017 год, приходится 16,8% от общего объема экспорта белорусских товаров.

Основным импортером продукции белорусского АПК всегда была и остается Россия. Здесь ее без тени сомнения можно назвать монополистом. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье в 2016 году составили 34,4% от всего объема белорусских поставок в РФ.

При этом в 2017 году, по словам замминистра сельского хозяйства и продовольствия Игоря Брыло, на Россию пришлось целых 90% от общих объемов поставок сельхозпродукции.

В первые месяцы 2018 года, правда, эта цифра сократилась до 82%. Правительство не скрывает, что стремится найти для своих аграриев новые рынки сбыта в Азии, Европе, Америке. И есть основания полагать, что белорусское продовольствие будет пользоваться спросом не только в соседней России, где у него не наблюдается серьезных конкурентов.

«Надо понимать, что качество той же сельскохозяйственной продукции в Беларуси гораздо выше, чем у любых аналогов в РФ, — говорил в интервью RuBaltic.Ru белорусский экономический эксперт, публицист Алексей Авдонин. — Беларусь с советских времен сохранила систему ГОСТов, чего не произошло в России — там была введена альтернативная система технических условий, которая фактически обесценила идею государственных стандартов качества».

Кстати, качество белорусских продуктов — это один из «мифов», которые пытаются разоблачить критики Лукашенко. Но успеха эти попытки пока не приносят. Как ни крути, продовольствие из Беларуси имеет хорошую репутацию и в России, и в других странах СНГ.

Но главными бенефициарами развитого сельского хозяйства и системы ГОСТов становятся не производители и экспортеры, а рядовые граждане республики. Проблема продовольствия для них не актуальна. Не случайно в массовом сознании утвердился образ не очень богатой, но сытой Беларуси.

«При самый низкой белорусской зарплате, так или иначе, человек всегда будет накормлен, его семья всегда будет снабжена продуктами, — отмечает руководитель Аппарата Общественной Палаты Союзного государства Александр Ольшевский. — Любой белорусский гражданин, даже работающий на самой низкооплачиваемой работе, регулярно может питаться мясными, молочными продуктами, всеми овощами, фруктами, полным набором витаминов. Это позволяет его зарплата».

https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/09102018-spaset-li-lukashenko-tonushchie-kolkhozy/

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии


51bd0598c7fe932e8a4feb37f5354fda?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 21:04

hm