70-ые против нулевых


Путин Слил Все Пропало, 19 апр. 2018   –   putin-slil.livejournal.com



Даешь автомобиль!” В конце 60-ых это было как бомба. Зашедшее в тупик советское автомобилестроение решено было серьезно встряхнуть …контрактом с фирмой ФИАТ. Бепрецендентная стройка. Восторг автомобилистов - как же сильно отличался итальянский автомобиль от советских… Тогда таких слов не было, но сейчас бы сказали: локализация. Да. Чем отличается тогдашнее строительства итальянского завода от сегодняшнего французского? Ничем кроме… Ну есть пара моментов;)

Хозяином завода тогда стал народ стало государство и прибыль от продаж оно ложило себе в карман. Сейчас прибыль уходит иностранным компаниям. Но и тратятся на строительство тоже они. А их много - Рено, Хюндай, Фольксваген, Форд, Мерседес …всех и не упомнишь. Государство столько бы не потянуло. Прибыль уходит, остаются налоги, рабочие места …и собственно автомобили. Их больше. Реально больше. Сегодняшняя Россия обладает производственными мощностями более чем в два раза превосходящими советские. Количество автомобилей за последние 10 лет удвоилось. Они лучше. И говорить о техническом прогрессе тут не стоит. ВАЗ-2101 устарел уже на момент запуска производства. Сейчас в России производятся актуальные, современные автомобили. А в 70-ые, когда ФИАТ снял с прозводства 124-ый и поставил на конвейер новую модель, в СССР продолжали делать старую. Продолжали и продолжали… Они дешевле. В СССР цены на автомобили относительно зарплат были выше, чем сейчас. Нулевые выигрывают всухую.

Уже вижу ваши возражения - отверточная сборка, своих моделей нет, бла-бла-бла… Тут плавно возращаемся к АвтоВАЗу. Нет, сначала напомню, что по технологии отверточной сборки ныне собирается 10% от выпускаемых автомобилей. Теперь про АвтоВАЗ. Еще в 90-ые стало понятно, что выпускать нормальные автомобили одной компании не под силу. Автомобили стали сложнее. Расплодилось множество альянсов. ВАЗу нужен был партнер.

Но что есть партнерство? Это когда тебе что-то дают и ждут от тебя что-то взамен. Иначе это по другому уже называется. ВАЗу эпохи Каданникова предложить взамен было нечего. А с появлением Постановления №166 от 29 марта 2005 года уже было - производственные мощности. Сделка простая. Мы им - возможность производить свои автомобили на мощностях АвтоВАЗа, обходить таким образом таможенные пошлины и зарабатывать на нашем рынке. Они нам - технологии и (что гораздо важнее) менеджмент. Ведь какие проблемы преследовали АвтоВАЗ в 90-ые? Автомобили с конструкторской точки зрения были вполне ничего. Хромало качество, были проблемы со сбытом, полукриминальные схемы (о которых справедливо отмечали в комментариях к прошлому посту). Деньгами скидываемся вместе (Рено вложило в АвтоВАЗ ничуть не меньше, чем Правительство, о чем часто забывают плачущие о своих налогах, раздаваемых французской компании).

И закипело. В 2005 году Каданников уходит на пенсию. Контроль над АвтоВАЗом переходит к гос.компании “Рособоронэкспорт”, Тройке Диаолг и правительству Самарской области. Далее привлекается ФИАТ Рено, у нее покупается лицензия на платформу В0, строится на общие деньги общий конвейер, на котором планируется выпускать автомобили сразу трех брендов. Начинатся “раскольцовка” схемы владения предприятием, новодится порядок в закупках комплектаующих, в дилерской сети. И вот с этого самого 2005-го года (уже более 10-ти лет) мы все слышим бесконечный плачь - французам отдали завод, они его закроют, либо (в лучшем случае!) превратят его в сборочный конвейер для своих моделей. Короче путинслил всепропало в своем кристально-чистом виде.

Но кроме локализации уже тогда было еще кое-что. Сразу же люди из “Рособоронэкспорта” затевают амбициозный проект - разработку совершенно нового автомобиля, соответсвующего всем современным нормам. Впервые после ВАЗ-2108, скажу я вам. А это на минуточку было аж в 1977-ом… Дизайнерам вручается задание. Они на него от неожиданности недоуменно смотрят, но делают. Потом вазовцы удивились еще больше - к проекту привлекаются практически все подразделиния конструкторов. Кузовщики, мотористы, подвесочники, трансмиссионщики и т.д. На выставках показывают макеты, делаются ходовые образцы, проводятся испытания, конкурентом называется аж сам Форд Фокус-2, очень успешный в то время автомобиль… и в 2009 проект останавливают.

В прессе моментальная реакция - “француузыыыы!!не даюють!”. Но в 2008-2009 году в нашей стране, да и во всем мире, происходят непростые события. Кризис. Продажи машин резко падают, автогиганты на грани банкротства. Об этом забывается почему-то, все списывается на нежалание французов видеть конкурентов в лице Лады. Но что мы видим сейчас? Реношные модели плотно обложены Ладами со всех сторон. Нижний ценовой сегмент твердо занят Грантой. Дорогие версии Логана выглядят бледно на фоне Весты. У Логана один шанс найти покупателя - пролезть в тонкий зазор между Грантой и Вестой. Ну и Дастер еще хорошо продается.

Смотря на последние модели ВАЗа мало кто вспоминает о том проекте 2005-ого года. Но если глянуть подшивки старых журналов, то можно обнаружить, что и новые моторы, и коробки передач, которыми сейчас козыряют Лады, все это было разработано именно в рамках этого проекта. Самого автомобиля класса С, конкурента Фокусу, мы не увидели. Но уже тогда задумывался автомобиль классом ниже на основе той же разработки. Выйти на производство он должен был позже. Многие в 2015-ом обзывали Весту копией Логана. Хотя общих деталей у них практически нет. Но уж совсем мало кто вспомнил о тех наработках второй половины нулевых. А вот с ними у Весты сходство огромное.

Проект С” был заморожен в кризис. Но после него руководство ВАЗа сделало сильный ход. Проект возродили, но выпустили машину классом ниже. Конкурентом не Фокусу, а Солярису, Поло и …Логану. Расчет оправдался. Сегмент класса С на нашем, да и на мировом рынке, неуклонно сокращается. Продажи собирает как раз класс В, в котором и играет наша Веста. И играет превосходно, стабильно занимая верхние строчки рейтингов продаж.

Что же говорят “ладаслильщики” на это? А вот: Веста появилась не благодаря новому руководству, а вопреки. Мол тогдашний президент Бу Андерссон взял и волевым усилием “протолкнул” проект …и за это его уволили. А теперь ВАЗу точно кирдык. Но Бу был президентом всего 2 года. За это время автомобиль нельзя ни протолкнуть, ни разработать. Вот туалеты можно отремонтировать, сокращение провести, дать разгон поставщикам. За что ему и спасибо. Очевидно, что старт проекту Веста, возрождению “проекта С”, был дан еще во времена президента Комарова.

Это все говорит о наличии долгосрочных планов и долгоиграющих проектов на АвтоВАЗе. Да, они корректируются согласно конъюнктуре рынка, но все же последовательно выполняются. Поэтому я думаю, что надежды многих о закрытии завода или о простой сборке там моделей Рено не сбудутся. А что будет дальше? А дальше ВАЗ продолжить осваивать новые сегменты рынка, выводить модели в более дорогих классах. В первую очередь в классе полноприводных кроссоверов. Т.е. скоро не поздоровится другим моделям Рено - Дастеру и Каптюру.

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии



Ранее на эту тему

Виктор Мараховский Вчера в Гааге за закрытыми дверями состоялась очередная экстренная встреча дипломатов в рамках Организации по […]
Из Центра Управления Космической связью в советские годы вели не только наблюдение за космическим пространством, но и осуществлял […]
Интересен список людей, которые умели правильно себя вести на священных местах.  СВЯЩЕННОЕ МЕСТО НА ГОРЕ КИТ-КАЙ Это и Андрей […]
Рассмотрим пример - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 07.03.2018).