От квадрокоптеров до беспилотных самолетов


Русская планета, 1 нояб. 2015   –   rusplt.ru


Характерной приметой нашего времени стало использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для решения широкого круга задач. Целая плеяда новых дронов дебютировала на XIX Международной выставке средств обеспечения безопасности государства и личности «Интерполитех-2015».

Беспилотные летательные аппараты, или дроны (англ. drone — трутень) в зависимости от массы, времени и высоты полета подразделяются на классы: микро (до 10 кг, до 1 часа, до 1 км), мини (до 50 кг, несколько часов, до 3–5 км), миди (до 1000 кг, 10–12 часов, до 9–10 км) и тяжелые (высота полета до 20 км, время полета – 24 и более часов).

Российская фирма «НЕЛК» представила уже известные и новые разработки. В числе первых следует отметить комплекс воздушной разведки на базе БЛА вертолетного типа (НЕЛК-В6) и экспериментальный аппарат вертикального взлета с бортовой энергетической установкой на топливных элементах (НЕЛК-В8).

НЕЛК-В6 предназначен для решения комплекса задач в интересах силовых структур и гражданских ведомств. При взлетной (собственной) массе 7 (до 3) кг БЛА может совершать полет на высоте до 500 м, преодолевая до 10 км в течение около 40 минут. НЕЛК-В8 с бортовой энергетической установкой на низкотемпературных топливных элементах при взлетной массе до 12 кг с целевой нагрузкой 3 кг может решать задачи со скоростью до 50 км/ч на аналогичной высоте в течение 12 часов.

Премьерами производителя стали комплексы воздушной разведки и радиолокационного обнаружения на базе БЛА самолетного и вертолетного типа. Так, беспилотный самолет «НЕЛК-С3» массой до 2,5 кг с электродвигателем при скорости 70–120 км/ч может действовать на высотах до 3000 м в течение до 60 минут. Коптер «Ротор» массой до 3 кг оснащен РЛС, которая обеспечивает круглосуточную радиолокационную разведку местности и подвижных объектов на дальности до 10 км с передачей информации о них по радиоканалу на удаление до 5 км. БЛА со скоростью до 50 км/ч при оснащении бортовой энергетической установкой может летать на высотах до 1500 м в течение 5 часов.

В то же время многофункциональные комплексы — БЛА самолетного и вертолетного типа от компании «Плаз», оснащенные электрическими двигателями, — в зависимости от характеристик могут вести фото-, видео- или тепловизионную разведку («Грифон-02») и 3D-картографирование местности («Грифон-11», «Грифон-12») на дальности 15–90 км в течение до 3 часов. Коптеры поскромнее — «Грифон-41» и «Грифон-07» — способны выполнять аналогичные задачи на дальности 5–15 км в течение 30–60 минут.

Комплекс с БЛА самолетного типа тяжелого класса «Кайра», продемонстрированный ООО «РТИ Аэрокосмические системы», обеспечивает мониторинг ледовой обстановки, рыбных запасов, газо- и нефтепроводов, ЛЭП, объектов повышенной опасности, а также проводит аэрофотосъемку и разведку полезных ископаемых. Для передачи информации комплекс «Кайра» оснащен спутниковой радиосвязью. Обладая массой до 1500 кг, он может летать со скоростью до 300 км/ч на высотах до 8000 м и с полезной нагрузкой на борту в 230 кг может находиться в воздухе до 35 часов.

Комплексы дистанционного наблюдения с БЛА серии «Гранат» представило ООО «Ижмаш – Беспилотные системы». Это носимый и возимый варианты с беспилотниками «Гранат-1-Э» и «Гранат-4-Э» (поставляются для нужд Минобороны), а также комплекс с БЛА «Тахион». По данным разработчика, последний предназначен для круглосуточного сбора информации в труднодоступных условиях на дальности до 40 км, дистанционного обнаружения подвижных и неподвижных объектов, в том числе человека, а также ретрансляции информации и сигналов управления. При взлетной массе до 7 кг БЛА может действовать на высотах до 4000 м со скоростью до 100 км/ч в течение не менее 2 часов. В условиях прямой радиовидимости радиус применения составляет не менее 40 км.

По словам представителя компании Евгения Зайцева, в конце 2015 года начнутся испытания БЛА-конвертоплана «Гранат-5» вертикального взлета и посадки. Аппарат массой 7 кг, который сможет нести нагрузку до 1 кг, создается для спецподразделений ВМФ. Конвертоплан с поворотными двигателями, работающими как в вертолетном, так и самолетном режимах, планируется предложить войскам в 2016 году.

Беспилотный летательный аппарат «Оса» на Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015» в Москве

Беспилотный летательный аппарат «Оса» на Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015» в Москве. Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

О новейшей инициативной разработке ZALA Aero Group «Русской планете» рассказал представитель отдела геодезии Александр Кострица. По его словам, БЛА под условным названием 421-Е5 предназначен для мониторинга обширных территорий в зонах чрезвычайных ситуаций, патрулирования и решения других задач. Беспилотник с размахом крыла 5 м может нести до 5 кг полезной нагрузки и летать в течение 7 часов на дальность до 150 км на высотах 1000 м и выше. Аппарат уже привлек внимание специалистов МЧС, Минобороны и Пограничной службы ФСБ России.

В свою очередь в экспозиции МЧС России был представлен БЛА самолетного типа Aerob A2V с корпусом в виде трубы, внутри которой на выдвижной платформе находится электродвигатель с элементами питания и полезная нагрузка. По словам Виталия Ковынева, замгендиректора компании «Аэроб», конструкция обеспечивает быструю смену нагрузки и замену элементов питания. БЛА взлетной массой 6,5 кг на скорости до 120 км/ч может действовать на высотах и дальности в 50–150 м и до 50 км соответственно в течение 3 часов. Аппарат способен летать в автоматическом режиме по определенному маршруту и возвращаться в заданную точку.

Еще один беспилотный самолет — БС-103 вертикального взлета и посадки — выполнен в виде конвертоплана с корпусом из композитных материалов. Как пояснил главный конструктор ОАО «Рекорд-Электроникс» Сергей Александров, аппарат массой до 11 кг способен нести 1,3 кг полезной нагрузки. Время полета по-«вертолетному» и «самолетному» составляет 30 и до 150 минут соответственно, а горизонтальная скорость на высотах 300–2000 м может достигать 80–100 км/ч. По словам Александрова, планируется увеличить высоту полета до 3000–5000 м, полезную нагрузку до 3 кг, а также время «зависания» в одной точке. Выбор такой схемы обусловлен спросом на БЛА, которые способны без дополнительных устройств самостоятельно взлетать и садиться в необорудованных местах. В настоящее время аналогов выбранной схеме, по словам конструктора, в России нет.

О новейших французских аппаратах тактического назначения на стенде ООО «Компания «ПИК ПБА» рассказал Люсьен Марселлет. БЛА «Оса» вертолетного типа с двумя соосными винтами при собственной массе до 16 кг может нести 15 кг полезной нагрузки и со скоростью до 80 км/ч летать на высотах и дальностях до 3000 м и до 25 (120) км соответственно в режиме дистанционного управления (автономно). БЛА оснащен уникальным газотурбинным двигателем с минимальным уровнем шума.

Между тем самолет «Коршун» с толкающим винтом и корпусом из композитных материалов может использоваться и в беспилотном, и в пилотируемом режимах. При массе 550 кг «Коршун» со скоростью 340 км/ч способен нести 250 кг полезной нагрузки (или 2 пилотов) на дальность до 1200 км и действовать на высотах до 6800 м.

Целое семейство беспилотных авиационных комплексов с БЛА типа «Бусел» показал Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН) Белоруссии. Аппараты самолетного типа массой 6–14 кг на скорости 40–120 км/ч могут находиться в воздухе 60–150 минут и проводить видеомониторинг с высот 1500–5000 м на дальностях 20–50 км, в то время как БЛА дальнего действия типа «Буревестник» могут наблюдать за местностью и подвижными объектами с передачей информации на дальности до 300 км. При массе 180–300 кг и скорости полета 80–220 км/ч они способны функционировать на высотах 200–5000 м в течение 4–10 часов.

НТЦ «Юрион» показал БЛА — ретранслятор для радиосвязи, созданный радиоинженерами. При массе 3,5 кг он может нести полезную нагрузку массой до 530 г. Аппарат способен действовать на высотах 60–3000 м со скоростью 70–120 км/ч в течение 45 минут.

В числе других беспилотников заслуживают внимания БЛА «Эра-100» фирмы Aeroxo и беспилотники вентиляторного типа вертикального взлета и посадки НПП «ОМВ». Первый представляет собой конвертоплан взлетной массой 18/25 кг, который может со скоростью 150–200 км/ч действовать на дальность до 120 (1000) км на аккумуляторах (с генератором) в течение до 48 часов. Беспилотники ОМВ семейства air нового поколения отличаются сочетанием высокой грузоподъемности и большой продолжительности полета. Они компактны, быстро приводятся в рабочее состояние, отличаются повышенной маневренностью и простотой управления.

Словом, отечественных интересных новинок было показано великое множество. Специалист в области беспилотных летательных систем Денис Федутинов считает, что тенденция продвижения в России иностранных БЛА под отечественными брендами, которая появилась было несколько лет назад, сегодня сошла на нет. Нынешняя геополитическая ситуация, по его словам, поспособствовала увеличению числа своих разработок в этой области. По прогнозу Федутинова, теперь сотрудничество с иностранными разработчиками БЛА будет двигаться, скорее, в сторону глубокой локализации производства их аппаратов здесь и передачи ими технологий в рамках этого сотрудничества.

  • Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

1 / 6

Крупнее

подсказка закрыть листать

Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

1 / 6

Далее в рубрике Под девизом «Наука и беспристрастие»История Императорского Русского технического общества: полтора века заботы о промышленном процветании России Под девизом «Наука и беспристрастие» Читайте в рубрике «Наука и технологии» Роботы наступают на пяткиОсновным трендом развития технологий в России стала замена людей «умными» механизмами Роботы наступают на пятки

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии