Странный урок «веротерпимости»


Русская планета, 18 нояб. 2015   –   rusplt.ru


12 ноября некий Анвар Омаров написал на своей странице в Facebook о том, что его сын Давуд ездил с классом на экскурсию в одну московскую мечеть. Было время обеденного намаза, и он начал совершать намаз. Его одноклассники, все русские, выстроились за ним и, по мягкому настоянию учительницы, начали повторять все его движения. Педагог сняла эту картину на видео. Об этом сообщает сайт //3rm.info/. Там же можно ознакомиться с видеороликом, выложенным еще и в сети YouTube. Только четверо из 16–17 детей не стали этого делать, и, надо заметить, без всяких негативных последствий для себя. Остальные же ученики восприняли происходящее как нечто само собой разумеющееся.

В конце видео, когда дети собрались после импровизированной для большинства молитвы, слышно, как толерантная учительница назидательно спрашивает детей: «Вы хоть молились? Бога просили о чем-нибудь? Каждый раз, когда поклонялись?.. Молодец». Во время записи учительница, тихо беседуя с кем-то из сопровождавших ее людей, комментирует: «А Сашка-то молодец!».

Непонятным осталось, был ли это выездной урок Основ религиозных культур и светской этики или просто познавательная экскурсия. Но ясно одно: учительница или организаторы экскурсии грубо нарушили закон. Даже если дети ездили туда с письменного разрешения родителей. Нарушение произошло, поскольку дети, и это видно на пленке, не отдавая себе отчета — делайте как он, говорила учительница, — совершили ритуальное молитвенное действие. Им никто не объяснил перед этим, что же именно они будут делать.

Создавалось впечатление, дети просто подумали, что здесь «так положено», и совершили намаз исключительно из-за собственной воспитанности, восприняв происходящее как элемент культуры мусульманской общины. Это, кстати, одно из основных противоречий всего школьного курса, о чем говорили и православные, и мусульманские богословы еще лет десять назад. Потому как многие религиозные догматические доктрины настолько вошли в дух и плоть того или иного народа, что стали неотличимы от культурных норм.

Что же касается школы, то будь это урок или просто экскурсия, требования к учителям одни и те же: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Здесь же мы видим прямое вовлечение ничего не ведающих детей, происходящее явно без санкции их родителей, в обучение началам религиозного культа. Если учесть, что, по данным Министерства образования России по городу Москве, Основы исламской культуры выбрали только 1,02% учащихся и их родителей, а Основы православной культуры предпочли все же 23,43% детей и их наставников, а также всмотреться в лица деток, то можно сделать определенный вывод: в ислам пытались вовлечь и православных детей тоже. Но, как бы то ни было, был нарушен закон: учительница вовлекла школьников в ритуальное действо.

Заметим, она не имела права делать это и в отношении ребят мусульманского вероисповедания, потому как посещение было школьное, а значит, светское. И если кто-то из детей изъявил желание совершить пришедшийся на этот час намаз, то учительница должна была оставить желающих сделать это в мечети, поручив их ее имаму как взрослому человеку и руководителю общины, а остальных вывести на улицу и подождать там. А вообще-то стоило перед экскурсией ли, уроком ли узнать, будут или нет в мечети религиозные мероприятия. Сейчас придумали одну такую полезную вещь — называется телефон. С его помощью многое можно узнать и предотвратить массу нежелательных событий.

Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

А нежелательные события вполне могут произойти от такой, мягко говоря, педагогической небрежности. Вообще-то православному христианину категорически запрещено молиться не только с мусульманами, но даже с представителями других христианских конфессий: католиками, протестантами, баптистами. Поэтому некоторых детей и их родителей такая учительница поставила перед тяжелым испытанием. Ребенок не стал противоречить авторитету учителя да и сам не знал вполне, что молится. Однако узнав после намаза, что это была молитва, и рассказав об этом родителям, вынудил всю семью к исповеди и наказаниям со стороны их духовника. Кстати, священников, совершивших совместную молитву с представителями иных конфессий, вообще извергают из сана.

Да будь даже ребенок атеистом — как можно ставить его совесть в такое двусмысленное положение? От этого может произойти скандал, а межконфессиональный скандал — не шутка. И добавим, что одной из основных задач уроков Основ религиозных культур и светской этики является развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Способствовало ли данное «мероприятие» в мечети этим школьным целям? Думается, что нисколько. Хотя бы потому, что молиться в мечети могут только мусульмане, и наличие на намазе крещеных детишек — это такое же святотатство и по исламским меркам. Так что неприятности могли быть большими — а вот пользы никакой.

Россия имеет огромный и, вероятно, самый удачный опыт сосуществования христианской и мусульманской религиозных цивилизаций. И строился веками этот трудный опыт на принципе русской народной поговорки: «В чужой монастырь со своим уставом не лезь». Хотелось какому-то татарскому ребенку посмотреть церковь — он мог ее посмотреть, но взрослые православные потом, перед службой, из церкви молча его выводили. Так же было и в мечетях. Кампании по крещению народов, равно и по исламизации, проходили на территории Руси порой успешно, порой нет. Но в конце концов от них отказались. В современном мире действует неписаное правило: переход из ислама в христианство и наоборот осуществляется индивидуально, людьми уже зрелыми. Однако школа в нашей стране просто не имеет ни законного, ни морального права этому способствовать.

Возможно, это случилось от так широко распространенных принципов: «человек должен попробовать все», «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» и «а что тут такого?  подумаешь!». Все эти разновидности всепобеждающего и передового учения толерантности никоим образом не сопрягаются с традициями наших народов и просто правилами приличия.

А в школе пускай ребенку расскажут о культурных, ценностных, а не догматических и тем более ритуально-молитвенных практиках той или иной религии. Дабы он ненароком никого не обидел и просто знал, как себя вести в той или иной конфессиональной и национальной среде. Уроки Основ религиозных культур и светской этики, несомненно, тоже влияют на мировоззрение учеников, но их проводят светские учителя, не требуя от детей следования постулатам религий. И уже повзрослевший подросток сам сможет сделать свой духовный выбор, если он его еще не сделал в семье, роль которой в воспитании религиозности должна быть определяющей — живем мы в светском государстве или нет. Но только пусть этот выбор произойдет не в школе — с этим тоже согласятся все верующие.

И самое главное: воспитание толерантности в религиозных вопросах — это смерть души. Там христианин намаз совершит, тут мусульманин покрестится. Это красиво и благостно смотрится только в голливудском кино. Для человеческой души такая безответственная неприкаянность губительна. Об этом вам скажут и священник, и мулла, и ксендз, и буддийский монах. Это не то, что планировали создатели Основ религиозных культур и светской этики.

В синодальном определении «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» в заключении главы о взаимоотношениях с представителями других религий подчеркнуто: «В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии. Миссия примирения должна помогать людям осознать возможность и необходимость созидания мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия в соответствии с апостольским призывом: “Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа” (Евр. 12:14)».

Как всему упомянутому способствовал проведенный в московской мечети намаз? И вообще для чего нужно было привлекать к этому православных детей? Пусть ответы на эти вопросы останутся на совести учителей, а нам всем это событие станет уроком. 

Далее в рубрике Россия получит юридический иммунитетЗакон о расширении полномочий Конституционного суда позволит эффективно реагировать на провокации зарубежных инстанций Россия получит юридический иммунитет

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии