Прощание с мясом


Русская планета, 5.02.2016 08:40   –   sevastopol.rusplt.ru


Многие исследователи сходятся на том, что празднование карнавала в западноевропейских странах и празднование русской масленицы во многом схожи. Например, иностранец, побывавший в Москве еще при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют». В Крыму и в Севастополе испокон веков разные народности отмечали три разных масленицы: славянскую масленицу, европейский, венецианский карнавал и немецкий праздник «День сурка». «Русская планета» узнала кто, как и когда отмечал масленицу на полуострове.

– Слово «Карнавал» производят или от итальянского «карне вале» (прощание с мясом) или от римского «кар навале» (рождественская повозка), — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» крымский историк Александр Пилипенко. — Отгадка теряется в глубине веков. Вероятно, уже в раннем средневековье это слово ассоциировалось с христианским праздником «Инкарнале» (инкарнация — Воплощение Иисуса Христа). Праздник с таким названием упоминается в генуэзском Уставе города Каффы XV века. Многие церковные праздники проводились генуэзцами в чисто светских развлечениях, для которых шили из дорогих тканей попоны для лошадей, рисовали гербы, украшали атласом небольшие суда-барки, покупали лисицу и петуха для проведения потешных боев, скачек, корабельных гонок, сценических обрядов.

На территории нынешнего Севастополя существовало несколько генуэзских колоний. Одна из них располагалась в Чембало, в районе нынешней Балаклавы, другая, Каламита находилась в район Инкермана и пгт Октябрьское. Еще одна Фанарио была расположена в районе маяка, колония Джирисонда находилась недалеко от мыса Херсонес, Камиста располагалась в Камышовой бухте, а Фети в районе Качи. По мнению историка, в древности карнавалы и гуляния генуэзцев с пышностью проходили в этих местах.

В этом году в Европе празднование венецианского карнавала началось 23 января и продлится до 9 февраля.

– Забиение свиней в «Грубую Пятницу» 58-го дня перед Пасхой называлось по-итальянски Маялата (maialata — «грубость, хамство»), — рассказывает историк. — Она начиналась буквально загодя, то есть за год: сразу после предыдущего забоя хозяева покупали новых свинок, которых и откармливали 11–12 месяцев. Откорм свиней тщательно планировался, чтобы поросенок поедал овощи, такие как капуста, тыква, свекла, и различные травы: молодой репейник и крапива, с добавками пшеничной муки, ржи и других злаков. Осенью добавляли урожай фруктов: яблоки, груши, айва. В наше время это кажется немыслимым, но существовали специальные повара для откорма свинок, у богатых они жили прямо при дворе, а для менее состоятельных разносили готовую пищу по хозяйствам или брали поросят на прокорм. Бедняки сами выпасали свиней, особенно ценили местности, поросшие дубами из-за желудей, поляны с грибами.

Фото: http://priutvao.ru/den-surka/

«Еда с синьорского стола»

Убийство (Ла матанца) длилось два-три дня, и еще столько же проходило до подготовки первых свежих продуктов: часть из них тут же выставлялась на карнавал, а другой частью питались на протяжении всего года. День убоя тщательно планировался, чтобы не было дождя, тумана, снега или инея. А вот сухой морозный и ясный день считался идеальным для дела. Сам забой выполнялся с исполнением множества обрядов, в этом деле участвовали, и помощники, и зрители, все от мала до велика: дети, соседи, специально приехавшие родственники и друзья. Ценились специалисты по копчению, потрошению, варке, жарке и другим гастрономическим направлениям. Каждый участник мог рассчитывать на свою долю свежей добычи в благодарность за помощь. Отдельный кусок мяса и свежей, еще горячей колбасы отправлялся городским властям, якобы, для пробы в ветеринарных целях, но в действительности это была своеобразная дань, угощение.

На следующей неделе, в 52 день до Пасхи, наставал «Великий» или «Грязный четверг» (в этом году — 4 февраля). Во многих деревнях в этот день праздник отмечается с различными обычаями на открытом воздухе, где гастрономия играла главную роль. Генуэзцы называли этот день «Лардерия» («свинский день») по имени главного продукта застолья.

– В дегустациях, пирах, угощениях, в жарком пряном воздухе свежих бульонов, проходила почти неделя, — говорит историк. — К столу доставалось уже заготовленное выдержанное вино, звучали тосты, за стол приходили празднично переодетыми. За столами (как правило, стоя) заключались договоры и сделки, рисовались портреты и натюрморты, произносились клятвы и даже признания в любви. Тут же вертелись юркие перекупщики, спешившие отправить часть свежих продуктов — кто на корабль, отправляющийся за море, кто в соседние генуэзские колонии, чтобы с выгодой перепродать «еду с синьорского стола».

Городские власти выкатывали свои столы — для тех, кто победнее, а также гостей города (хотя знатный гость был желанным в любом частном дворе). Именно в этот день стартовали классические карнавалы — парады на ходулях, кривляния паяцев, передвижные театральные труппы, танцы в масках, кукольные ларьки, пантомимы. В город запускали цыган, торговцев с окрестных сел. Впрочем, любой желающий в эти дни мог укрыться за маской, и никто без его разрешения не имел права ее сорвать. Слуга мог выдать себя за важного господина, преступник — укрыться в празднующей толпе, вор — безнаказанно стричь чужие кошельки с туго звенящими монетами. Заводились случайные любовные связи, плелись интриги, заговоры, переодетые шпионы по заданию ревнивцев выслеживали переодетых супругов, а сыщики выявляли крамолу и ересь. Дети и подростки сбивались в стаи и бегали требовать угощение, а часто и просто грабили невнимательных зазевавшихся хозяев.

Историк рассказал, что крымский писатель Грин, остро чувствовавший ушедшее прошлое, жадно тянувшийся ко всему необычному, что было на полуострове, не обошел стороной и карнавалы, о которых он слышал и в связи с итальянцами, и в связи с живущими вокруг него крымскими немцами.

– Вот какое описание он оставил о городе Гель-Гью — вымышленном месте, в котором поклонники творчества распознают то один, то другой крымский город-порт: «Чем более я наблюдал окружающее, два раза перейдя прибрежную площадь, прежде чем окончательно избрал направление, тем яснее видел, что карнавал не был искусственным весельем, ни весельем по обязанности или приказу, — горожане были действительно одержимы размахом, который получила затея, и теперь размах этот бесконечно увлекал их, утоляя, может быть, давно нараставшую жажду всеобщего пестрого оглушения…», — рассказал Александр Пилипенко.

Фото: http://belveder.name/blog/2015/02/22/maslenica/

«День сурка»

Сегодня итальянские праздники канули в лету вместе с их главными носителями — гордыми генуэзцами. После того, как турки выгнали их из приморских колоний, европейская жизнь с ее западными карнавалами надолго исчезла. Впрочем, в горах Крыма оставались потомки древних готов и древних римлян — они дожили до конца XVIII века, когда на полуостров хлынули новые колонисты — немцы, которые местами возродили старые традиции, но еще больше принесли своих собственных.

– Будучи католиками и протестантами, и даже не совсем немцами по национальности (среди них были и швейцарцы, и голландцы, и датчане) крымские немцы принесли в Крым северную версию Масленицы известную как Фастнахт, — говорит историк. — Первым знаменательным днем Масленицы у немцев был Лихтмесс («Светлая Месса»), на 40-й день после Рождества, 2 февраля, известный в других странах как День сурка. По поверьям в этот день нужно наблюдать за сурком. Если день пасмурный, то сурок не видит свою тень и зима скоро закончится. Если же день солнечный, то сурок, увидев свою тень прячется обратно в норку и зима продлится еще шесть недель.

К сожалению, сегодня и венецианский карнавал, и «День сурка» канули в лету. На полуострове уже не проводят тех пышных гуляний, которые были раньше.

– Сегодня мы не проводим карнавалы, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» потомственная итальянка, президент Ассоциации итальянцев в Крыму, Галина Сколярино. — Костюмы очень дороги, да и самих итальянцев на полуострове осталось мало. Обычно мы собираемся на православную масленицу и отмечаем праздник по собственным традициям. К нам присоединяются и немцы, и другие народности, которые так же отмечают праздник, готовя национальные угощения и накрывая столы.

Зато православные ежегодно отмечают традиционную масленицу. В этом году гуляния будут проходить с 7 по 13 марта.

С древности на Руси масленица является сосредоточением плодородия. При этом плодовитость людей неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота. Такие обряды Масленицы, как «целовник», смотры молодоженов, гостевания, катания с гор, шуточные преследования холостых, были направлены на создание нового брака и семьи. Первым днем масленицы традиционно был понедельник. В этот день начинали печь блины, устраивались столы со сладкими яствами и делали соломенное чучело, олицетворение праздника, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. На второй день обычно проходили смотрины невест. В среду зять отправлялся к теще на блины. С четверга же прекращались работы и начиналось Широкая Масленица с полноценными всеобщими гуляниями. В этот день начинали петь колядки и прыгали через костры. В пятницу теща приходила к зятю с ответным визитом. В субботу в доме у невестки собирались родственники со стороны мужа. В воскресенье же начинались проводы масленицы, кульминацией которых было сожжение или похороны чучела Масленицы.

В прошлом, 2015 году в Севастополе масленичная неделя проходила с 16 по 22 февраля. В эти дни в городе была открыта ярмарка, где торговали сувенирами, кондитерскими изделиями, восточными сладостями и, конечно, блинами с разными начинками. При этом торговля алкогольными напитками была запрещена. О том, что ожидает севастопольцев в этом году, пока неизвестно. В правительстве города корреспонденту «Русской планеты» сообщили, что программа по празднованию масленицы в 2016 году пока не утверждена. Информация о проведении праздника появится только в середине февраля. Но ни карнавалов, ни сурков в этом году не предвидится.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Пенсия в 2016 году: новые правила для индексацииНеработающим пенсионерам проиндексируют пенсии на 4%, а работающим — не станут Пенсия в 2016 году: новые правила для индексации

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии