Крестопоклонная неделя


Русская планета, 3.04.2016 11:00   –   rusplt.ru


В третью неделю (воскресенье) Великого Поста в храмах из алтаря выносят Святой Крест. Он останется стоять для поклонения посреди храма до пятницы — из-за этого следующая седмица называется «Крестопоклонной». Напоминание о крестных страданиях Христа призвано укрепить в посте, который подходит уже к своей середине.

Значение

Значение крестопоклонной недели «Синаксарь Постной Триоди» толкует так: пройдя половину пути к Пасхе, православные находят Святой Крест, который поможет набраться сил и преодолеть оставшуюся часть пути.

«Поскольку сорокадневным постом и мы неким образом распинаемся, умерщвляемые страстями и ощущающие горечь от нерадения и падений, то и предлагается Честной Животворящий Крест, как освежающий и укрепляющий нас, приводящий на память страдания Господа нашего Иисуса Христа и утешающий (ибо если Бог наш ради нас распялся, то сколь много и нам подобает для Него трудиться?), облегчающий труды и скорби наши представлением Владычних скорбей, напоминанием и чаянием славы от Креста» — объясняет «Синаксарь».

И далее: «…как проделавшие тяжкий и длинный путь и трудами изможденные, если найдут где тенистое дерево, то, усевшись ненадолго, отдыхают и, будто помолодев, остаток пути проходят — так и ныне, во время Поста, на трудном и тесном пути насажден святыми отцами посреди его Живоносный Крест, который доставляет облегчение и освежение, и нас, утомленных, на дальнейший труд легкими и подвижными устрояет».

Крест

Святой крест — один из главных символов христианства, и в богословском понимании крест в широком смысле есть исполнение на земле Божьей воли (отсюда пошло выражение «нести свой крест»). И недаром Церковь утверждает в одном из песнопений: «Крест — хранитель всей вселенной; Крест — красота церкви; Крест — царей держава».

Но одновременно с этим, Крест— Божественная сила, «сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти», как писал святой Иоанн Кронштадтский: «Церковь непрестанно проповедует о силе и животворности его, проявлявшихся и в прежние века, и ныне совершающих­ся над верующими: он (Крест) исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых, прогонял от людей полки демонов, погашал страсти в сердцах людей, доставлял чудесные победы на войнах с неверными».

Крестное знамение

Обычай осенять себя крестным знамением ведет начало с первых веков христианства. Историки Церкви полагают, что до 8-9 века верующие крестились, чертя одним пальцем на лбу символ креста. Затем одноперстие в греческой православной традиции стало постепенно заменяться двоеперстием, а затем и троеперстным знамением, которое сейчас считается единственно верным. 

Сложенные вместе три перста — большой, указательный и средний — символизируют Святую Троицу, а оставшиеся два – божественную и человеческую природу Христа. Считается, что касание лба символизирует пребывание Бога на небесах. Перемещение руки вниз к животу означает, что сын Божий спустился на землю. Движение вверх к правому плечу говорит о вознесении Христа. И наконец, когда руку переносят справа налево, это означает победу над дьяволом и защиту от греха.

Совершать крестное знамение следует не торопясь, а в мыслях, как говорил Иоанн Златоуст, возноситься к Богу. Эти слова продолжает праведный Иоанн Кронштадтский: «Если, испытав силу крестного знамения много раз, ты теперь ее не испытываешь… это значит не то, что Божий меч стал не остр и притупился, а что нет у тебя живой веры в его силу».

Обретение креста

Предание Церкви говорит: крест, на котором претерпел смертные муки Христос, был обретен императрицей Еленой, матерью святого императора Константина. Произошло это в первой половине IV века – благочестивая императрица отправилась в Иерусалим, нашла место Голгофы, срытое и застроенное римлянами, и раскопав там землю обнаружила три креста. На одном из них распяли Христа, на двух других — разбойников, один из которых перед смертью уверовал и вознесся.

По преданию древо, на котором был распят Христос, определило чудо: мимо несли умершего, и когда крест приложили к нему, тот мертвец ожил и открыл глаза. Тогда распятие подняли (воздвигли) над землей, и со всех концов Иерусалима к нему стал стекаться народ. Так, сообщают первые историки церкви, случилось чудо обретения креста.

Считается, что Елена разделила древо. Одну его часть она оставила в Иерусалиме, а другую увезла с собой в Константинополь. По дороге, согласно преданию, она оставляла его частицы в христианских общинах — так частицы Креста Господня распространились по миру и пребывают сегодня, в числе прочих мест и в России.

Далее в рубрике «Он был честным, неподкупным, взяток не брал»Искусствовед Юрий Мещеряков — о тамбовском периоде жизни поэта, просветителя и государственного деятеля Гавриила Державина «Он был честным, неподкупным, взяток не брал»

Let’s block ads! (Why?)

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии