Casus Тулеева


Русская планета, 7.04.2016 19:20   –   rusplt.ru


Аман Гумирович Тулеев — государственный деятель умный, деятельный и справедливо популярный. Кроме того, он обладает потрясающей интуицией, благодаря которой уже четверть века находится во главе довольно сложной Кемеровской области и при этом входит в очень небольшой список известных всей России губернаторов. И это не оттого, что он так долго у власти, а потому, что часто в кризисных ситуациях становится на сторону народного мнения. Его враги говорят, что Тулеев популист. Но это, по-нашему, несправедливо. Популисты в России долго не удерживаются во власти — не та страна, а вот прагматики — да. Инициатива кемеровского губернатора — и даже более того, начавшиеся действия по запрету коллекторских контор в регионе — подняла целый пласт общероссийских проблем, которые, что самое интересное, придется решать федеральному центру.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Вообще в этой чрезвычайно интересной истории есть любопытный момент: как таковых коллекторских агентств в нашем праве не существует. Поэтому у Амана Тулеева, начавшего борьбу за отмену коллекторов в отдельно взятом регионе, много юридических оснований для победы. Сами коллекторы ссылаются на статью 383 Гражданского кодекса РФ, где записано: «Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона».

1 июля 2014 года вступил в силу ФЗ-353 «О потребительском кредитовании». Там действительно описан процесс переуступки кредитов иным организациям, введено регулирование деятельности этих организаций, которым переданы права на взыскание задолженности. Но в этом же законе нет термина «коллекторское агентство» — присутствует только некое «юридическое лицо, с которым кредитор (банк) заключил агентский договор». То есть и банк, и коллектор — оба именуются кредиторами. По сути, коллекторы никак специально не названы, регулируется лишь процесс взаимоотношений кредиторзаемщик, и совершенно неважно, кто является кредитором: банк или коллектор. А юридическое положение банка и коллектора очень различается.

Но самое главное — не определены органы, контролирующие деятельность коллекторов. Банки состоят под жестким контролем ЦБ, а коллекторы предоставлены сами себе и находятся в сфере общего уголовного и гражданского законодательства. То есть на их выходки правоохранительные органы могут обратить внимание, только когда произошло явное преступление с каким-нибудь жутким исходом, да и правонарушение еще надо доказать в процессуальном порядке.

Немаловажно: Роспотребнадзор неоднократно ясно высказывался в том духе, что «коллекторская деятельность не имеет правовых основ (выделено РП), и если банк передает право требования долга коллекторскому агентству, то такое действие является незаконным, так как происходит существенное ущемление прав заемщиков, а также нарушение банковской тайны». Что мы сейчас и наблюдаем.

Очень любопытна и позиция нашего Центробанка по проблеме контроля над коллекторами. Скажем больше — она-то и проливает свет на то, что творится на рынке кредитования физлиц. В сентябре группа депутатов Государственной думы обратилась к руководству ЦБ с просьбой рассмотреть возможность регулирования Банком России коллекторской деятельности. На что зампред председателя Банка России Владимир Чистюхин ответил, что-де «передача Банку России новых полномочий (по регулированию коллекторской деятельности) повлечет за собой значительные издержки, а также отвлечение существенного объема имеющихся ресурсов». Вот оно как! Денег не оказалось у Центробанка, надо же.

«Мы исходили из того, что согласно закону о потребительском кредитовании все споры, связанные в том числе и со взысканием долгов, должен рассматривать Центробанк, — комментировал тогда отказ ЦБ депутат Андрей Крутов. — Между тем до сих пор нет организации, которая бы регулировала коллекторскую деятельность, а закон о ней разрабатывается уже более десяти лет. Поэтому было бы логично Центробанку надзирать за этим рынком и убирать с него недобросовестных игроков: тех, кто пытается взыскать долги методами 1990-х годов — угрозами, битами, на что жалуется громадное количество банковских клиентов, особенно в регионах. Очень жаль, что Центробанк не захотел брать на себя такую ответственность. С трудом верится, что дело только в ресурсах. Скорее, Центробанк не хочет разбирать громадное количество жалоб на коллекторские компании и банки».

А может, не только не хочет, но и существующее положение выгодно ЦБ? — возникает ненароком вопрос. Что же получается в итоге? ЦБ под огромные ставки дает деньги банкам, а банки населению под совсем уже сумасшедшие проценты. Причем — помните? — очень продолжительное время банки буквально навязывали людям кредиты. Человек же слаб — и поддавался уговорам.

Российское законодательство дало Центральному банку в финансовой и банковской сфере огромные полномочия и власть. Но — кроме функций по взысканию долгов с физических лиц. Почему? Важнейшая отрасль банковского дела, касающаяся миллионов простых людей, их благополучия, а значит, благоденствия всей страны, отдана на откуп бандитам. Но именно учитывая то, что кредитами опутано сейчас большинство населения, да еще в период затяжного экономического кризиса, нужно не просто какое-то агентство или ведомство при министерстве. Этой государственной задачей должна заниматься мощная авторитетная организация, причем люди, работающие в ней, должны обладать специфическими знаниями и навыками. Кроме Центрального банка, иного госоргана, способного это осуществить, просто нет. А найти деньги на реализацию этой якобы «новой» для ЦБ функции должен сам же Банк России.

При всем уважении к Аману Тулееву и поддержке его инициативы общественностью, тем не менее, приходится признать, что он вторгся в сферу полномочий исключительно высшего федерального руководства. А это уже самоуправство, ведь самое большее, на что по Конституции он мог пойти, — воспользоваться своим правом законодательной инициативы и внести в Государственную думу соответствующий закон. Тем более что сейчас в нижней палате как раз и находится новый вариант специального законопроекта, предусматривающего «серьезные коррективы деятельности коллекторов в России».

Принципиальная позиция Тулеева могла бы содействовать тому, чтобы под видом защиты заемщиков в новелле не оказались какие-нибудь еще более кабальные законоположения. В любом случае коллекторская деятельность с принятием любого варианта закона будет окончательно легализована, вот что главное. А ее надо запретить — прямо и однозначно. Ничего подобного нет в иных странах мира, на которые в том числе нам предлагают равняться. Вот если бы эта позиция Амана Тулеева ярко прозвучала в парламенте — она бы нашла сторонников. А так губернатор рискует получить выговор.

Ситуация складывается критическая — деятельность Центрального банка и его председателя является объектом нелицеприятной, но справедливой критики по решительно всем аспектам деятельности регулятора. Высшей власти необходимо принять меры. Иной путь, как мы видим, сепаратизация, а не федерализация. Потому что если не решать проблемы в центре, их начнут решать в регионах.

Далее в рубрике Китайское предупреждение ХиллариОдин из ведущих кандидатов от демократической партии Хиллари Клинтон пообещала вести жесткую политику в отношении Китая Китайское предупреждение Хиллари

Let’s block ads! (Why?)

Сегодня в СМИ




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 21:04

hm
5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 15:37

*у нас