Дорога на Север


Русская планета, 21.06.2016 11:45   –   rusplt.ru


18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась представительная конференция по экономическому развитию Арктики, на которой обсуждались самые существенные проблемы реализации арктического потенциала России.

В конференции приняли участие главы российских регионов, депутаты Государственной думы, дипломаты, ученые, руководители крупнейших компаний из России, Финляндии и Швейцарии.

Сотрудничество, его задачи и сложности

Основным событием конференции стало пленарное заседание «Международное сотрудничество для реализации экономического потенциала арктической зоны». Как показали основные тезисы докладчиков и дискуссия, модератором которой был заместитель секретаря российского Совета Безопасности Евгений Лукьянов, за таким достаточно обтекаемым названием кроется целый узел серьезнейших и самых современных проблем.

За последние годы, ввиду новых возможностей арктического судоходства (так, Россия вводит в строй ледокол за ледоколом) и открытия огромных залежей полезных ископаемых (в первую очередь углеводородов) на арктическом шельфе, освоение Арктики стало одним из приоритетов во внутренней и внешней политике всех приарктических государств. Это обстоятельство, с одной стороны, превращается в глобальный вызов, а с другой — дает почти неисчерпаемые возможности для международного экономического сотрудничества. Но при оценке перспектив кооперации, привлечении инвестиций, международном партнерстве, выстраивании грандиозных и многообещающих планов очень важно соблюсти равновесие между бизнес-интересами и соображениями безопасности. Конечно, нельзя допустить, чтобы соперничество и конкуренция перерастали в конфронтацию. Но при этом в основе всех наметок и программ должен лежать национальный интерес, стратегические задачи, а не потребительский подход и неуемная жажда прибыли любой ценой.

Стремление к подобному равновесию как раз и была призвана продемонстрировать первая арктическая конференция на ПМЭФ-2016: российские масштабные проекты в Арктике открыты для международного сотрудничества, но исключительно на наших условиях.

Нестандартные предложения

По мнению заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского, прорыв в Арктике невозможен без новых управленческих тактик. Одной из таких тактик должно стать создание новых «опорных зон», понятие которых правительство совсем недавно ввело в программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». «Опорные зоны» — своего рода межведомственные центры, через которые будет вестись основная работа по развитию территорий и обеспечению главных узлов их жизнедеятельности. На первом этапе предполагается создать две «опорные зоны»: Кольскую и Северо-Якутскую.

Однако для того, чтоб эта идея, как многие ей подобные, не осталась чисто бюрократической инициативой, ее необходимо наполнить конкретным содержанием, то есть предложить принципиально новый уровень межведомственной кооперации и горизонтальных связей. В противном случае «опорные зоны» останутся еще одним бюрократическим кунштюком, не более того.

И здесь участники конференции вновь сделали ставку на новые управленческие решения. Прозвучали предложения объединить всю работу по Северу уже на федеральном уровне, создать должность специального вице-премьера «по Арктике», принять свод «арктических» законов, а лучше отдельный «Полярный кодекс», создать Арктический банк реконструкции и развития. Все это недурные идеи, и они способны дать много новых рабочих мест в госаппарате. Хочется лишь надеяться, что этим дело не ограничится и следом возникнут новые рабочие места уже непосредственно в Арктике — в новых портах, промышленных центрах, высших учебных заведениях. Тут надо твердо помнить — не меньше, чем инфраструктура, Крайнему Северу необходимо активное и амбициозное население. «Нет населения — нет территории». Для России, более половины территории которой находится в зоне вечной мерзлоты, этот тезис особенно актуален.

Северный морской путь — главный нерв российской Арктики

«Ключевым фактором успешного освоения Арктики является Северный морской путь и сопутствующая портовая и авиаинфраструктура от Архангельска до Чукотки… Сегодня Севморпуть неэффективен, но надо думать о будущем и смотреть за горизонт через призму геополитики», — гласит пресс-релиз одной из «панельных сессий» арктической конференции ПМЭФ-2016.

Однако дело в данном случае не только в геополитике. Перспективы освоения Арктики зависят от состояния Севморпути. Здесь все решается очень просто. Есть навигация — на побережье Северного Ледовитого океана местами есть жизнь и работа. Нет — нет ничего, кроме метеостанций, отстоящих друг от друга на тысячи километров. 90-е годы прошлого века показали эту связь во всей ее жесткой и непреложной очевидности.

И в этом отношении очень радует постепенное — пусть и очень медленное — оживление судоходства через Северный Ледовитый океан, строительство новых ледоколов и новых портов, перспективы встраивания Северного морского пути в мировые транспортные коридоры, интерес к нему Вьетнама, Китая и даже Сингапура.

Сергей Франк, глава российской судоходной компании «Совкомфлот», заявил на ПМЭФ-2016: «Очевидно, что с транспортной точки зрения возможности Северного морского пути будут нарастать, и они нарастают каждый день. Я уверенно хочу сказать, что в 2017 году все исторические максимумы перевозок по этому маршруту будут превышены, а к 2020 году они будут превышены втрое — это только на той грузовой базе, которую мы видим, знаем, которая уже законтрактована».

И эта спокойная уверенность стоит всех расчетов экспертов ВШЭ, которые зачем-то предполагали рост грузооборота в 20 раз в несколько лет. Так не бывает, это жизнь, а не биржевые игры.

Слова теоретиков имеют одну ценность, убежденность практика — совершенно другую. От того, где будет осуществляться новый арктический прорыв — на землях и водах Крайнего Севера или на бумаге в столичных кабинетах, во многом зависит будущее России. И арктическая конференция, состоявшаяся в последний день Петербургского экономического форума, показала это с исключительной наглядностью.

Президентские кадеты: с перспективой стать летчиками-асамиДалее в рубрике Президентские кадеты: с перспективой стать летчиками-асамиБюджетные интересы и ограничения могут стать «непреодолимой стеной» на пути создания поистине национальной школы подготовки летчиков по призванию

Let’s block ads! (Why?)

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии


A41c402e6e4cdead5118265adf0dd402?s=35

Instead, set the strain test based on a market rate, either by looking with the Canadian ten-year bond yields or getting the Bank of Canada set a rate that is independent of the average of financial institutions posted rates. mortgage calculator In the four decades since, the trucking magnate has battled governments big and small on both sides in the border to preserve his monopoly within the only major connector between your U.v 13.12.2019 13:41

Instead, set the strain test based on a market rate, either by looking with the Canadian ten-year bond yields or […]