Темная сторона импортозамещения


Русская планета, 24.06.2016 11:45   –   rusplt.ru


Специалисты РАНХиГС подсчитали, что доля отечественных товаров в импорте Европейского союза в 2013–2015 годах снижалась быстрее, чем доля ЕС в российском товарном экспорте.

Так, доля РФ в закупках ЕС из-за рубежа сократилась на треть, с 12,3% до 7,9%, а доля ЕС в экспорте России снизилась лишь примерно на одну десятую. Таким образом, несмотря на программу импортозамещения, наша страна потеряла позиции на мировых рынках и ухудшила торговое сальдо.

Сырьевой придаток

Экспорт России в ЕС сократился за два года с 275 млрд долларов до 150 млрд. Главной причиной стало падение мировых цен на энергоресурсы. Несмотря на это, ЕС остается для нашей страны крупнейшим рынком сбыта (48,2% экспорта в 2015 году).

Есть, правда, и скромные успехи: за последние годы мы нарастили долю в импорте ЕС по удобрениям, алюминию, меди, бумаге, картону и свинцу. При этом по таким традиционным экспортным товарам, как минеральное топливо, продукты неорганической химии, каучук, резина, черные металлы и никель, доля России снизилась. В РАНХиГС считают, что это автоматически означает потерю нашей страной доли на этих рынках.

По данным ЦБ, в денежном выражении несырьевой экспорт за два года сократился на 18%. Сказать за это спасибо стоит в том числе и самому ЦБ, отпустившему рубль в свободное плавание на милость биржевых спекулянтов.

Часто можно услышать, что экспортеры получили значительные преимущества в связи с девальвацией. Однако данные Федеральной таможенной службы отрезвляют. За 2013–2015 годы существенно вырос физический экспорт меди (в 2,5 раза), минеральных удобрений (на 77%), пшеницы и меслина (на 54%). При этом сильнее всего упал экспорт легковых и грузовых автомобилей (на 26% и 30%).

Под разговоры об импортозамещении и инновациях наша страна медленно, но уверенно превращается в сырьевой придаток мировой экономики.

Господдержка для лузеров

Импортозамещение означает переключение потребителей с импортных товаров на отечественные. Для этого последние должны стать либо существенно дешевле, либо качественнее — иначе потребуются административные меры для ограничения импорта через тарифные и нетарифные барьеры.

Что касается цен, то падение рубля сыграло решающую роль. Если на протяжении последних лет (вплоть до 2013-го) доля импорта в расходах экономики росла, то уже в 2014-м произошло некоторое снижение этой доли. «При этом траты на импортные товары конечного потребления в рублях не претерпели значимых изменений, что говорит о сохранении присутствия импорта в потребительской корзине», — говорит аналитик РАНХиГС Александр Фиранчук.

Но на практике экспортным потенциалом воспользовались только отрасли со средней и низкой степенью переработки. В отраслях, где велика доля импорта в материалах, сырье, комплектующих, издержки, наоборот, выросли. В числе таких отраслей — машиностроение и производство транспортных средств. Например, в производстве транспортных средств зависимость от импортных комплектующих и сырья достигает 40%, то есть, чтобы продавать отечественные автомобили, мы должны импортировать зарубежные комплектующие. Переориентация на собственное производство каждой детали — дело очень долгое и дорогое.

Таким образом, как ни парадоксально, импорт позволяет компаниям-экспортерам снижать издержки и повышать конкурентоспособность. Это нормально для любой технологически развитой страны. И политика импортозамещения в ряде отраслей бьет по собственной экономике.

Государственную поддержку в виде льготных кредитов у нас получают компании, конкурирующие с импортом на внутреннем рынке. При этом конкурентоспособность этих товаров на мировых рынках в расчет не берется вообще. Таким образом, если называть вещи своими именами, господдержка часто оказывается лузерам. Станут ли они от этого компаниями-лидерами? Маловероятно.

Конкуренция с импортом уже превратилась в самоцель для экономических властей, а ведь за счет снижения курса рубля такие предприятия уже получили преимущества: это относится, например, к сельскому хозяйству, легкой и пищевой промышленности. Но нельзя сказать, что в данных отраслях улучшаются показатели производительности, качества. Нет, консервируется прежнее положение дел.

«Финансовая поддержка государства здесь культивирует иждивенчество, неспособность к качественным изменениям. Гораздо более перспективно было бы использование вынужденно удобной ситуации для экспортеров для повышения конкурентоспособности их продукции на мировых рынках», — отмечает аналитик финансовой группы «Телетрейд» Марк Гойхман.

Льготные кредиты постепенно становятся предметом коррупционных договоренностей. Было бы куда лучше, если бы все предприниматели получали займы на общих основаниях — просто под разумные проценты, которые в условиях завышенной учетной ставки ЦБ сегодня не может предоставить ни один банк.

Лимит на легионеров

Пора прекратить распылять государственные ресурсы. Импортозамещение гораздо более эффективно и перспективно, если российскими производствами замещаются не сельхозтовары и ширпотреб, а подорожавшие от девальвации импортные основные средства, технологии, современные материалы. В этом случае отечественная промышленность в большей степени работала бы на выпуск экспортной продукции за счет внутренней производственной базы.

Политика импортозамещения в ее нынешнем виде означает ограничение конкуренции, которое едва ли может привести к повышению эффективности экономики. Это как с футболом: лимит на легионеров в российском чемпионате приводит к тому, что наши игроки получают гарантированное место в составе и, как следствие, снижают требовательность к себе. Итог подобного «импортозамещения» все мы только что видели во Франции.

Поддерживать надо не всех подряд, а только в рамках узких, тщательно продуманных направлений — тогда возможно будет не только эффективное импортозамещение, но и дальнейший выход на экспортные рынки.

За наказание ребенка — в тюрьму!Далее в рубрике За наказание ребенка — в тюрьму!Государственная дума приняла поправки к статье «Побои» Уголовного кодекса

Let’s block ads! (Why?)

Сегодня в СМИ




Свежие комментарии