Из Петербурга в Царское Село


Русская планета, 11.11.2016 11:05   –   rusplt.ru


Первый поезд, идущий по Царскосельской железной дороге. Рисунок художника Ф. Мартенса. 1837

Первый поезд, идущий по Царскосельской железной дороге. Рисунок художника Ф. Мартенса. 1837

Инженером первой российской железной дороги был профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер, уже имевший опыт проектирования и строительства железных дорог в Чехии. Его слова о том, что своими знаниями в этой области он мог бы послужить России, не остались без внимания, Герстнер был приглашен в Россию, правда, на службу в Горный департамент.

Проехав по России и совершив командировку на уральские заводы, он пришел к выводу, что причина медленного роста российской экономики заключается в отсутствии нормальных коммуникаций.  Герстнер подготовил и представил планы строительства дороги императору, Николай I с ними ознакомился, а вскоре и лично принял чешского инженера.

Результатом предварительного обсуждения стал императорский Указ 1836 года об утверждении «Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска». Привлекать частный капитал решили в связи дефицитным бюджетом, в казне не было нужных денег на строительство дороги.

Герстнеру удалось заинтересовать сахарозаводчика, графа Алексея Бобринского, он счел проект привлекательным и инвестировал в него. Строительство железной дороги обошлось в 5 миллионов рублей.

При строительстве пришлось осушать болота, преодолевать овраги и реки. Общая протяженность дороги составила 27 километров. Дорогу стоили одновременно на восьми участках 3200 человек. Подвижной состав, 6 локомотивов и 63 вагона для Царскосельской дороги были закуплены в Великобритании и Бельгии.

Первый поезд из столицы в Царское Село торжественно отправился в субботу, 30 октября (по старому стилю) 1837 года. Перед отправлением поезда священник отслужил молебен. Машинистом выступил главный строитель дороги Герстнер.

«Огнедышащее диво» и «стальной конь», так очевидцы называли поезд, вызвал восторженные отзывы первых пассажиров. Поезд, спустя год его назовут «Проворным», мог развивать скорость до 64 км/ч, для того времени эта была фантастическая скорость. Первые несколько дней проезд на поездах был бесплатным, новый вид транспорта с радостью был опробован гражданами всех сословий.

Строительство Царскосельской железной дороги дало импульс развитию железных дорог и, соответственно, экономике Российской империи.

Сегодня в СМИ




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 21:04

hm
5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 29.04.2019 15:37

*у нас