Бог любит науку: в чем смысл изучения астрономии в школе


Русская весна, 8 апр. 2017   –   rusvesna.su



Министр образования и науки Ольга Васильева на днях объявила о возвращении в школьный курс на правах отдельного предмета астрономии (и выделении его, соответственно, из курса физики) уже со следующего учебного года.

Согласно поправкам к образовательному стандарту, разработанным министерством, на базовом уровне школьники должны иметь представление об эволюции Вселенной, основных астрономических терминах и устройстве Солнечной системы.

На глубинном же уровне дети должны из уроков астрономии понять, как открытые на Земле физические законы связаны с явлениями, наблюдаемыми нами в космосе.

…Кант писал, что его более всего на свете потрясают две вещи: звездное небо над нами и нравственный закон вокруг нас.

Насколько я могу судить, это вещи действительно взаимосвязанные, хотя объяснить, как именно, — довольно трудно. Сейчас, когда астрономию решено вернуть в школьный курс в качестве самостоятельного учебного предмета, я не берусь гадать, почему Кант прав, — скажу только, что на меня звездное небо производит ничуть не меньшее впечатление, чем нравственный закон.

И очень надеюсь, что возвращение звездного неба в школьный курс в какой-то мере поспособствует и укреплению нравственного закона, который очень долго провозглашали ненужным те же деятели, которые и звездное небо вычеркнули из программы.

Ну, а объективная причина возвращения этого элемента программы вполне очевидна: оказалось, что люди, незнакомые с астрономией, не могут решать и многие вполне прикладные задачи.

Помнится, в «Обитаемом острове» Стругацких был, помимо прочего, и такой штрих: жители планеты Саракш полагали, что обитают на внутренней поверхности сферического мира (такое впечатление создалось у них из-за оптических особенностей атмосферы), но оказались вынуждены создать модель вселенной, совершенно не соответствующей их собственным наблюдениям просто потому, что только такая система позволяла правильно рассчитывать вполне прикладную вещь — траектории баллистических ракет.

У нас случилось в жизни нечто подобное этой фантастике. Оказалось, что ракеты мы действительно не можем строить, не понимая законов, руководящих мирозданием в целом, и не представляя себе, что над нами движется звездное небо.

Вообще, это проявление концепции, которая во времена моей молодости и моей учебы называлась «целостной картиной мира». Целостная картина мира — это прежде всего представление о том, что все наблюдаемое нами многообразие явлений и процессов есть следствие взаимодействия сравнительно небольшого числа закономерностей.

Причем каждую из этих закономерностей понять довольно легко и просто. И когда мы добиваемся понимания этих закономерностей — нам становится несравненно легче решать даже прикладные задачи. Нам становится легче понимать каждый наш собственный шаг и так далее.

Имея целостную картину мира, проще решать любую конкретную задачу, чем справляться с нею с нуля.

И вот оказывается, что астрономия — это одна из частей целостной картины мира, довольно легко преподаваемая и понимаемая, в то же время способная колоссально облегчить построение и понимание других частей науки.

Вообще, преподавание целостной картины мира — дело чрезвычайно выгодное, потому что если знаешь какую-нибудь закономерность, то на ее основе можешь понять и объяснить бессчетное количество разрозненных фактов, которые в противном случае пришлось бы заучивать поодиночке.

Жалобы наших учителей и родителей на перегрузку связаны с тем, что преподавание во всем мире в последние примерно четыре-пять десятилетий и в нашей стране в последние два-три десятилетия чем дальше, тем больше подменяет системную картину мира описанием множества частных случаев.

То, что вернулась астрономия, вовсе не означает, что учебная программа окажется перегружена. Наоборот: перегрузка заметно уменьшится именно потому, что астрономия позволяет дать довольно ощутимый кусок этой самой целостной картины мира и тем самым облегчить понимание множества других учебных предметов.

Ну и, наконец: как соотносится астрономия с преподаванием основ религии, по поводу которого у нас крайне бурно возражают те же люди, что занимаются вот уже не первое десятилетие старательным изгнанием целостной картины мира и из средней, и из высшей школы?

Целостная картина мира изначально формировалась в рамках религии.

И вначале это было представление о том, что Бог создавал мир исходя из своих представлений о гармонии — и создавал его целостным, как хорошее художественное произведение, где нет лишних деталей и все взаимосвязано.

Так вот: я, хотя сам вполне убежденный атеист, хорошо знаю, что именно это представление о Боге как о не просто творце, вываливающем все подряд из рога изобилия, а творце с художественным вкусом весьма способствовало формированию науки.

И думаю, что в курсе астрономии тоже окажется далеко не лишним понимание того, что весь мир и на земле и на небе живет по единым законам, что взгляд на небо способствует пониманию законов, действующих на земле, и что эти законы в любом случае едины и для атеистов, и для верующих.

Читайте также: Почему не все «томагавки» долетели до цели и что в это время делало российское ПВО — мнение (ФОТО, ВИДЕО)

Анатолий Вассерман

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии



Ранее на эту тему

Судя по всему, «Газпром» сумеет наконец добиться от правительства разрешения повысить расценки на бытовой газ для частных лиц.
Двести первого дня 3221 года профессор истории Университета Терры уселся поудобнее перед визафоном и приготовился прочитать свою ежед […]
Попытка унизить – или знак уважения? Востоковеды обсуждают, как именно воспринял Китай тот факт, что сенсационный удар ракетами «Томо […]
Выкладываю 5 главу (видимо, главную), пишет С.Г.Кара-Мурза (sg_karamurza). Если кто заметит ошибки, спасибо. Глава 5.