Открыть тайны глубин космоса: Россия отправила в полёт уникальную космическую обсерваторию (ВИДЕО)

Русская весна, 13.07.2019 19:07   –   rusvesna.su

Со стартовой площадки № 81 космодрома Байконур 13 июля 2019 года в 15:30:57 мск состоялся успешный пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «ДМ-03» и космической астрофизической обсерваторией «Спектр-РГ».

Исторический момент прокомментировал одесский журналист Андрей Ткачев:

«Итак, пока мы тут занимаемся ерундой, объект “Спектр-РГ” вышел в космос и отправился в 100-дневное путешествие к окрестностям точки Лагранжа, где он проведёт ближайшие 6 лет, фотографируя Вселенную в рентгеновском диапазоне излучений.

Чёрные дыры, скопления галактик, крупномасштабная структура Вселенной, тёмная материя и многое другое — благодаря “Спектру-РГ” мы сможем узнать обо всём этом куда больше.

От всей души поздравляю всех причастных к реализации проекта как в России, так и в Германии. И учёных-астрофизиков по всему миру, которые уже несколько лет ждут возможности проверить свои теории данными наблюдений с данного рентгеновского телескопа».

Подробности уникальной операции сообщили в пресс-службе «Роскосмоса».

Пуск и полет прошли без замечаний. Это был второй пуск ракеты-носителя данного типа в 2019 году.

Спустя два часа, в 17:30 мск, состоялось отделение космического аппарата от разгонного блока «ДМ-03» и орбитальная обсерватория начала свой 100-дневный полёт в окрестность либрационной точки L2 системы Солнце-Земля, где она будет исследовать Вселенную в рентгеновском диапазоне электромагнитного излучения.

Все системы работают штатно. Зафиксировано раскрытие солнечных батарей и теплового экрана. Космический аппарат взят на сопровождение.

В течение перелёта запланированы следующие операции: проверка служебных систем, юстировка, калибровка и тестирование телескопов, пробные астрофизические наблюдения. Проведение исследований запланировано в течение 6,5 года, из которых 4 года — в режиме сканирования звездного неба, а 2,5 года — в режиме точечного наблюдения объектов во Вселенной.

Ожидается, что в ходе обзора неба «Спектр-РГ» обнаружит около 100 000 скоплений галактик в наблюдаемой части Вселенной, порядка 3 миллионов аккрецирующих сверхмассивных черных дыр, сотни тысяч звезд с активными коронами и аккрецирующих белых карликов, десятки тысяч звездообразующих галактик и многие другие объекты, в том числе неизвестной природы.

Эти данные исключительно важны для понимания того, как распределена материя во Вселенной, какую роль в её развитии играла темная энергия и как в ней появлялись и росли сверхмассивные чёрные дыры.

Космический аппарат «Спектр-РГ» создан с участием Германии в рамках Федеральной космической программы России по заказу Российской Академии наук.

Обсерватория оснащена двумя уникальными рентгеновскими зеркальными телескопами: ART-XC (ИКИ РАН, Россия) и eROSITA (MPE, Германия), работающими по принципу рентгеновской оптики косого падения. Телескопы установлены на космической платформе «Навигатор» (НПО Лавочкина, Россия), адаптированной под задачи проекта.

Научный руководитель миссии: академик Рашид Алиевич Сюняев; научный руководитель по телескопу ART-XC (Россия): доктор физ.-мат. наук Михаил Павлинский; научный руководитель по телескопу eROSITA (Германия): доктор Петер Предель.

Ракета-носитель тяжелого класса «Протон» разработана и серийно изготавливается Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева.

С учетом запуска обсерватории «Спектр-РГ», с начала эксплуатации ракеты-носителя «Протон» (1965 г.), осуществлено 419 ее пусков в разных конфигурациях с использованием различных разгонных блоков. Из них в 106-ти запусках применялась ее модернизированная версия — «Протон-М».