Экономика совместного потребления


Русский топ, 7.04.2016 22:04   –   topru.org


Стивен Карвер, профессор Cranfield School of Management и Московской школы управления «Сколково», пишет:

Каждый раз, когда сталкиваешься со стремительным распространением экономики совместного потребления, спрашиваешь себя: значит ли это, что совсем скоро нужно будет делиться со всеми и всем – домом, машиной и так далее? Думаю, в России эту модель могут ошибочно принять за коммунистическую – когда люди владеют всем сообща. Но речь идет о принципиально иной модели.

Попробую пояснить. Мои дети свою машину иметь не хотят, хотя им обоим нравится водить автомобиль. Им не хочется тратить на личную машину внимание, время и деньги. Говорят, когда хочется поехать на вечеринку знакомиться с девушками, машину можно просто арендовать. Это их устраивает.

То же самое происходит с другой собственностью. На Рождество спросил у сына, хочет ли он новый ноутбук. Он ответил: «Нет. Я ведь им редко пользуюсь. Понадобится – возьму у друзей». Я удивился, но сын пояснил: «У нас есть ноутбуки для игр и для дела. Мы все скинулись и теперь делим их друг с другом». В мое время мы хотели владеть той или иной вещью. А они рассуждают: «Какой в этом смысл? Сплошные заботы и расходы! Не хочу ее иметь, но хочу ею пользоваться. Лучше буду делить вещь с другими».

Машина нужна, чтобы добраться до вечеринки с девушками. Ноутбук нужен, чтобы играть в компьютерные игры. И если этот ноутбук общий, то о нем не надо беспокоиться: другие люди могут установить на него полезные программы или решить все его проблемы. Это новый образ мысли, который все больше популярен среди представителей нового поколения. У молодежи нет денег, чтобы покупать дорогие вещи, поэтому складываются иные представления о собственности.

Раньше были лицензированные водители такси, понятная структура бизнеса, а потом пришла безумная молодежь и сказала: «Это же просто машина! Кто угодно может стать водителем Uber – мы их проверим, убедимся, что они психически здоровы, и тогда автомобили будут доступны всем! Воздух будет чище, а денег на бензин и обслуживание уйдет меньше!»

У Amazon нет своих грузовиков и водителей – они пошли дорогой Uber. Если у вас есть машина, то вы можете забрать посылку и доставить ее куда надо. То есть компании объединяют людей и делают все по-новому. Это феноменальные возможности! Посмотрите на Uber, Facebook, eBay, Amazon, на все эти новые компании – они действуют именно так. И этот процесс не остановить. И таких компаний, уверен, будет все больше.

Никто не знает, к чему приведет такая тенденция. Я предполагаю, что могут происходить всякие неприятности, если люди будут делиться слишком многим. Мы наблюдали подобную ситуацию с Facebook, когда пользователи давали слишком много информации о своей личной жизни. Собственностью тоже можно делиться слишком активно, и в итоге, думаю, начнутся споры о том, кто чем владеет.

Я работаю в бизнесе всю свою жизнь. Часто мне хочется вернуться к традиционным моделям, стабильным правительствам, стабильным большим компаниям, стабильному понятному бизнесу – это было правда приятно, но те времена прошли. И мы не знаем, что будет дальше.

Большую часть жизни Дарвин утверждал, выступая на публике: «Я никогда не говорил о выживании сильнейших». И о выживании самых умных он тоже не говорил. Выживают те, которые лучше всего адаптируются к переменам. Именно на это мы должны сейчас ориентироваться, иначе мы вымрем, как динозавры. Динозавры были сильными, но они не смогли справиться с очень быстрыми переменами. И многие большие компании сейчас являются вот такими динозаврами. Они умрут – медленно, но неизбежно. Потому что они не адаптируются к переменам.

Let’s block ads! (Why?)

Сегодня в СМИ




Свежие комментарии