Как Сухой Поликарпова уел


Русский топ, 19.07.2016 22:42   –   topru.org


Самолет И-14 (АНТ-31) стал вторым истребителем после АНТ-5 (И-4), построенным в ОКБ А.Н. Туполева. Ведущим по самолету АНТ-31 был назначен П.О.Сухой, ранее построивший И-4. Новинкой проекта стало убирающееся шасси и закрытая кабина летчика.

Поликарпов в этих работах не участвовал. В июле 1932 года Н.Н.Поликарпов получил от С.В.Ильюшина (а как же!) задание разработать истребитель-полутороплан И-14а с двигателем воздушного охлаждения. Самолёт проектировался на основе истребителя И-13 Поликарпова, который разрабатывался им до снятия с начальника бригады, и планировался как высокоманевренный истребитель, который должен был, по замыслу, тактически дополнять И-14 (АНТ-31). Кроме того, в случае задержки в разработке И-14 в связи со сложностью работ, обусловленной наличием значительного количества конструкторских и технологических новшеств в проекте П.О.Сухого, И-14а мог служить определенной страховкой получения нового истребителя. Параллельно с И-14а Поликарпов в инициативном порядке делает первые наброски своего варианта скоростного истребителя моноплана, планируя сделать значительный скачок в скорости, достигнув рубежа 400 км/ч.

П.О.Сухой предоставил Н.Н.Поликарпову полную возможность заниматься своими разработками, а Н.Н.Поликарпов никак не вмешивался в разработки П.О.Сухого. В декабре 1932 года проект И-14а был переименован в И-15, а конструкторский коллектив Поликарпова был развернут в бригаду № 5 ЦКБ ЦАГИ. 13 февраля 1933 года начальником Главного управления авиационной промышленности П.И. Барановым был подписан приказ о формировании на заводе № 39 им. Менжинского нового ЦКБ, организационно не зависимого от ЦАГИ. Начальником нового ЦКБ и заместителем директора завода № 39 по конструкторской части был назначен С.В. Ильюшин. Бригада №5 Н.Н.Поликарпова перешла в новое ЦКБ в полном составе и стала бригадой №2 ЦКБ-39 (по истребителям).

Но вернемся к Сухому. В августе 1933 г. началось строительство дублера истребителя И-14 с мотором «Циклон» фирмы «Райт». При проектировании учли все недостатки предыдущей машины — были переделаны шасси, плоскости и мотоустановка. Фонарь кабины сделали открытым, обшивку крыла — гладкой. Вооружение состояло уже из двух пулеметов ПВ-1 и двух ДРП. Постройку дублера И-14бис закончили в феврале 1934 г. 1 мая 1934 г. самолет И-14 совместно с И-15 и И-16 участвовал в параде над Красной площадью. Испытания показали, что истребитель несколько превзошел ожидания военных. На высоте 3000 м самолет показал максимальную скорость 402 км/ч. Затем скорость еще увеличили.

В марте-октябре 1934 испытывался второй прототип: вариант самолёта с двигателем Райт Циклон-F2 мощностью 640 л.с., вооружённый одним пулемётом ПВ-1 и двумя пушками АПК-37. Государственные испытания этой модификации истребителя проводил лётчик-испытатель Александр Филин. Испытания были успешны.

Первый серийный самолет был сдан на испытания в 1936 г. Испытания истребителя И-14 в учебном воздушном бою с новым опытным И-16 Н.Н.Поликарпова показали преимущество машины Сухого.

Долго боролись со штопором. По предложению профессора ЦАГИ А.Н.Журавченко совместно с заводом были проведены необходимые исследования и переделка самолета. Испытания доработанного самолета, проведенные в 1937 г. (летчики-испытатели: А.И.Никашин и Н.С.Рыбко), показали, что штопор на И-14 удалось победить. По своим штопорным характеристикам И-14 стал одним из лучших наших истребителей, а авиационная наука обогатилась ценным опытом решения этой проблемы. При проектировании и постройке этой машины был накоплен ценный опыт в применении гладкой обшивки и потайной клепки.

Разумеется, машину похоронили в пользу И-16 Поликарпова, бывшего тогда в фаворе у Сталина и сталинского любимца Чкалова. В авиачасти ВВС было сдано только 18 самолетов И-14, остальные не были закончены.

Парадокс состязания «конструкторских школ» Сухого и Поликарпова состоял в том, что цельнометаллический истребитель И-14 опередил своё время. Конструкция истребителя И-14 имела широкие возможности дальнейшей модернизации — замены двигателя и бортового вооружения; самолёт обладал высокой живучестью в бою и имел конкурентные качества в сравнении с цельнометаллическими же истребителями Люфтваффе Третьего Германского рейха. Это на практике показали бои самолётов цельнометаллической конструкции Италии, Германии и СССР в Гражданской войне в Испании, но было уже поздно — в войну СССР вошел с деревянно-тряпочными И-16 Поликарпова. Между прочим больше всего И-16 (аж 2710 штук за год) было выпущено в 1940 году, когда устарелость этой машины была уже очевидной.

Кстати, существовала версия самолета И-14 с двумя 45-мм пушками АПК-13 и двумя пулемётами ШКАС. И успешно летала. А версия с двумя 37-мм пушками АПК-11 и двумя пулемётами ШКАС считалась серийной (И-14бис).

Тактико-технические характеристики И-14 (АНТ-31)

В серии поршневые двигатели воздушного охлаждения:

Райт Циклон-F2 мощностью 640 л.с.,

Райт Циклон-F3 мощностью 712 л.с.,

М-25 мощностью 750 л.с.

Размах крыла, м/площадь крыла, м2 11,25 / 16,93

Длина самолета/высота самолета, м 6,11 / 3,14

Масса: максимальная взлетная/пустого, кг 1540 / 1169

Максимальная скорость на высоте/у земли, км/ч 449 / 357

Практический потолок, м 9420

Максимальная дальность, км 600 для И-14бис

Вооружение 2 пулемета ПВ-1, 2 пулемета ДРП

Let’s block ads! (Why?)

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии