Алексей Корзухин


Русский топ, 19 нояб. 2016   –   topru.org


Русский художник, мастер живописи, типичный представитель искусства «передвижников». Советские искусствоведы, почему то, относили работы Алексея Ивановича к второстепенным. Это уже спустя годы, картины Корзухина на аукционах будут продаваться по баснословным ценам, а русского живописца признают одним из лучших.

ko1

«Возвращение из города», (1870) — Государственная Третьяковская галерея.

Родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 (23) марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота. Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор.

ko8

Бабушкин праздник

ko9

Бабушка с внучкой. 1879

Уехав в 1857 в Петербург, учился в 1858-1863 в Академии художеств; в 1860 был освобожден от обязательной горной службы. Участник «бунта четырнадцати» (1863), был членом-учредителем «Артели художников» (1864) и «Товарищества передвижников» (1870), однако в силу организационных и идейных разногласий (Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом) участия в выставках товарищества не принимал. Жил, в основном, в Петербурге.

ko2

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила Корзухина А. И. в звании художника 1-й степени.

В 1860-е годы сложилась его «классически-передвижническая» живописная манера, стиль обстоятельной картины-новеллы, символически фиксирующей печальные и темные либо, напротив, более мажорные аспекты повседневной жизни. Среди характерных произведений Корзухина: «Поминки на деревенском кладбище» (1865), «Птичьи враги» (1887), «У краюшки хлеба» (1890; все работы — в Русском музее); наиболее известны последние две картины — с мальчишками-птицеловами и нищей крестьянкой, тоскливо созерцающей своих голодных детей.

ko3

У краюшки хлеба, 1890

Большими удачами мастера явились также полотна «Перед исповедью» (1876-1877, 1-й вариант в Картинной галерее Твери, 2-й — в Третьяковской галерее) и «В монастырской гостинице» (1879-1882, Третьяковская галерея), на манер Н.С.Лескова запечатлевшие быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского. Нередко брал церковные заказы, самым крупным из которых явилось участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя (1875-1877).

ko4

Перед исповедью

Тесное соседство светской и религиозной тематики (к примеру, замысел «Монастырской гостиницы» народился в тот период, когда он, заключив договор на росписи храма в Ельце, посетил Свято-Тихоновскую обитель в Задонске) приблизило лучшие из его произведений к символизму.

ko6

«В монастырской гостинице», (1882) — Государственная Третьяковская галерея

Став свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, испытал после этого тяжелое нервное потрясение. С той поры много болел, хотя и продолжал активно работать (исполнив, в частности, «Тайную вечерю» для кафедрального собора в Риге, 1891).

ko7

Надоел

Умер Корзухин в Петербурге 18 (30) октября 1894. Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

ko5

«Разлука», (1872) — Государственная Третьяковская галерея

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов 13 нояб. 2017

Это фейк